Наталья Миронова
Проект «Мой любимый город-Мантурово» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
2017 год
Проект
«Мой любимый город – Мантурово!»
Воспитатель: Миронова Н. В.
Проект «Мой любимый город - Мантурово!»
Публикация «Проект „Мой любимый город-Мантурово“ в средней группе» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Актуальность темы: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Вид проекта : информационно-творческий
Продолжительность проекта : с 1.04.2017-19.04.2017 года
Цель: Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко- национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи проекта
Образовательные:
1. Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного города Мантурово, жизни жителей в разные исторические времена, людскому быту и культуре:
- познакомить с историей возникновения города;
- обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц есть отражение истории;
- познакомить с людьми, прославившими Мантурово в разные исторические времена.
2. Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.
3. Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.).
2. Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее.
3. Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством поэтов и восприятие картин художников.
Воспитательные:
1. Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям.
2. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили город в разные исторические эпохи.
Предполагаемый результат:
1. Ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе, знает флаг, герб, историю.
2. У ребенка сформировано чувство уважения к родному городу, дому, семье, детскому саду, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края.
3. Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, коммуникативных навыков, речи.
4. Ребенок сознательно, бережно относится к природе родного края, расширяя кругозор краеведческого направления, а также к животному и растительному миру, умеет вести себя в окружающем мире.
5. Усвоение воспитанниками ценностей патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения.
6. Приобретение детьми социального опыта.
Предварительная работа:
Беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России», Рисование на тему «Мой родной край».
Формы работы по реализации проекта
1-5 апреля
«Мой родной край»
Понедельник
Беседа «Мой город»
Цель: Продолжить знакомство детей с родным городом, название детского сада и группы, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»
Цель: развивать умение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; ответственно относиться к своим обязанностям.
Вторник
Природные объекты города.
Цель: Познакомить детей с особенностями расположения города (на реке Унжа, расширить представление о значении реки в жизни города.
Среда
Составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Цель: Обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека; развивать речь, умения сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим.
Четверг
Развлечение «Народные игры»
Цель: Создать детям радостное настроение; формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других стран; расширять кругозор детей; развивать внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.
Пятница
Рассказы о достопримечательностях
Цель: Привлечь интерес у детей к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
8-11 апреля
«Мой родной край»
Понедельник
Знакомство с пословицами о Родине:
-Родной край сердцу рай;
-Нет в мире краше Родины нашей
-Человек без Родины, что соловей без песни
-У народа один дом-Родина
-Береги Родину как зеницу ока
Цель: Познакомить детей с пословицами, заучить их, обогащать словарный запас детей.
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Вторник
Знакомство с гербом города
«Нарисуй герб семьи».
Цель: Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Мантурово. Воспитывать уважительное отношение к символике города.
Среда
«Чем богат наш край»
Цель: Познакомить детей с растительностью края, чем они полезны для нашего здоровья.
Дидактическая игра «Что где растет»
Цель: закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления
Четверг
Спортивное развлечение «Путешествие по родному краю»
Цель: совершенствовать навыки выполнения основных видов движений, определенные программой и содержанием занятия;
развивать физические (выносливость, ловкость) и волевые (выдержку, настойчивость) качества; эмоциональную сферу ребенка, память, внимание, речь;
воспитывать основы национального самосознания, любовь к родному краю; расширять кругозор детей.
С 15-19 апреля
«Мой родной край»
Понедельник
Беседа «Экологическая проблема нашего города»
Цель: Сформировать систему знаний об природоохранных мероприятиях; содействовать развитию творческих способностей дошкольников, умения работать в группах, развитию памяти, внимания, расширение словарного запаса и кругозора; содействовать формированию чуткого, бережного отношения к живой природе, любви к родному краю.
Вторник
Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края»
Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Мантурово.
Среда
Игра-путешествие до пункта назначения с использованием маршрутных листов
Цель: активизация двигательной и познавательной деятельности воспитанников, создание положительного эмоционального настроя.
Четверг
Спортивное развлечение «Ловкие и смелые, веселые - умелые»
Пятница
Беседа «Что мы узнали о родном крае»
Цель: Подвести итоги о знании родного края, вызвать интерес к истории возникновения города.
Дидактические игры
«Герб города Мантурово»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
«Заколдованный город»
(игра)
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
-Как называется наша страна?
-Как называется город, в котором вы живёте?
-Как давно был основан наш город?
-Какие улицы города вы знаете?
-Как называется улица, на которой ты живёшь?
-Какие памятники нашего города вы знаете?
-Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
-Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Администрации - фотография здания Администрации.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
«Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города.
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Пословицы и поговорки о Родине
• Без корня и полынь не растет.
• Без любви к человеку нет любви к родине.
• В каком народе живешь, того обычая и держись.
• В родном краю сокол, в чужом — ворона.
• В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
• Велика русская земля и везде солнышко.
• Всюду хорошо, а дома лучше.
• Всякая сосна своему бору шумит
• Всякому мила своя сторона.
• Где кто родится, там и пригодится.
• Где не жить — родине служить
• Где сосна взросла, там она и красна.
• Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
• Для отчизны не жаль жизни.
• Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Если народ един — он непобедим.
• За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
• За морем светло, а у нас светлее.
• За Москву-мать не страшно и умирать.
• За отечество жизнь отдают.
• Золоту старости нет, родине — цены нет.
• И кулик свою сторону знает.
• За родину, за честь — хоть голову снесть.
• Зачем далеко — и здесь хорошо.
• Земля русская вся под Богом.
• И хлеб по своей стороне скучает.
• Иди в родной край — там и под елкою рай.
• Кабы куст был не мил, соловей гнезда бы не вил.
• Каждому свой край сладок.
Загадки о Родине, родном крае
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою. (страну)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже. (Родины)
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина)
Развлечений «Народные игры»
Цель:
-Создать детям радостное настроение;
-формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других стран;
-расширять кругозор детей;
-развивать у детей внимание, выдержку, сообразительность и ловкость.
Развивающая среда : атрибуты к играм.
Ход развлечения:
Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня день народных игр. Игры народные, потому что это игры народов разных стран. Некоторые игры вы уже знаете давно, в них вы уже играли много раз, сегодня мы их с вами вспомним и поиграем. С другими играми познакомимся и попробуем поиграть.
Хороводная игра «Солнышко»
(В центре круга «Солнце» - на голову ребенка надевают шапочку с изображением солнца.)
Дети хором произносят:
Гори солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строчку подходят ближе к «солнцу» сужая круг, поклон, на 4-ю отходят, расширяя круг. На слово «Горю» - «солнце» догоняет детей.
«Гуси-лебеди» русская народная игра.
Выбираются дети - Волк и Хозяин, остальные-Гуси. На расстоянии отмечено: «Дом»-«Гора».
Хозяин: «Гуси, гуси».
Гуси: «Га – га – га»
Хозяин: «Есть хотите?»
Гуси: «Да – да – да»
Хозяин: «Так летите домой!»
Гуси: «Серый волк под горой,
Не пускает нас домой».
Хозяин: «Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите!»
Дети бегут, кого волк «запятнает», тот выходит из игры.
Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну летите, как хотите, только крылья берегите»
Подвижная игра «Лягушки и цапли»
Выбирается Цапля, которая прячется в стороне. Остальные играющие - лягушата. Они находятся в своих домиках – кругах. Со словами:
«Долго мы сидели в иле, погулять не выходили,
Вылезайте из пруда, выходите все сюда», –
подражая движениям лягушат, дети выпрыгивают из своих «домиков» и веселятся.
Неожиданно выбегает Цапля со словами:
«Кто здесь квакает "ква-ква"?
Разбегайтесь кто куда!» – и начинает ловить Лягушат. Лягушата могут прятаться от цапли в свои домики.
- Молодцы, ребята, вы все сегодня дружно играли, друг другу помогали. А
понравились вам игры? Еще будем устраивать себе такие праздники? Договорились!
Развлечение «Люблю тебя – мой край родной».
Цель:
- формировать знания детей о России и о родном городе;
- воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной город;
- закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн, о природе родного края, желание беречь и охранять ее;
Материал и оборудования: приготовить символы РФ, подготовить изобразительные материалы, картинки растений и животных нашего края.
Ход развлечения.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас все необычное. Мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы? А вот и первая остановка. Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя. У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Россия). А мы, живущие в ней? (Россияне). Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы.
Воспитатель: Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы? Дети: Флаг, герб, гимн (дети рассматривают флаг)
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: Из белого, синего, красного (показ флага).
Воспитатель: Белый цвет - говорит о том, что наша страна миролюбива, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое гимн?
Дети: Это главная песня страны. Она исполняется в торжественных случаях, в знак уважения страны.
Воспитатель: И конечно, не забываем о гербе? В красном цвете нарисован двуглавый орел, который смотрит в разные стороны света.
Воспитатель: Остановка вторая. Велика наша Россия, но на ее территории находится наш родной край. Как называется наш город, в котором мы живем (Мантурово). Чем богат наш край? (рыба, грибы, животные). Тогда давайте поприветствуем все живое.
Физкультминутка:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка – Земля.
Здравствуйте мои друзья
Воспитатель: Подумайте, а что для вас Родина (ответы детей). Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Воспитатель: Остановка третья. Мантурово– очень красивый город. Через наш город протекает река Унжа, также у нас много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов. Кто знает и назовет дерево, которое считается священным (Береза).
«Береза» С. А. Васильева:
В белых платьицах подружки,
Из русской выросли земли,
Много исходил дорожек
Я всегда березе рад.
Воспитатель: Остановка четвертая.
Ребята, в старину люди любили водить хороводы. Давайте мы с вами поводим хоровод.
Смотрите, какие красивые листочки на березе, а на них загадки про растения и животных нашего края, а ответ находите на картинках с растениями и животными. Слушайте внимательно:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (подснежник)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят
Очень любят эти бусы
Дети, птицы и медведи (Малина).
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок
Белые реснички (Ромашка).
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур посчитать (Лиса).
Стоит Антошка
На одной ножке,
Его ищут,
А он не откликается (Гриб).
Под соснами, под елками,
Лежит мешок с иголками (Ёж).
Зимой – белый.
Летом – серый (Заяц).
У маленькой скотинке
Сто серебряных монеток на спинке (Рыба) .
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России и по родному краю. Многое мы вспомнили, многое узнали.
И чтобы повеселить себя, мы с вами поиграем в игру.
Проводится игра «Гусеница».
«Виртуальная экскурсия по родному городу Мантурово»
Задачи:
1. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, предметах быта).
2. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному городу и его истории, трудолюбие и доброту.
Воспитатель: Чтобы лучше узнать про наш город, я приглашаю вас в мини-музей на фотовыставку. Но сначала вспомним правила поведения в музее:
1. Не шуметь, громко не разговаривать.
2. Экспонаты руками не трогать.
3. Внимательно слушать экскурсовода.
Ну что ж, отправляемся в музей, а по дороге сделаем разминку.
Физкультминутка
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Воспитатель: Вот мы и в музее.