Папки-передвижки

Проект «Мой край у Байкала»

Лаптева Любовь Егоровна
Проект «Мой край у Байкала»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новонукутский детский сад № 6.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Новонукутский детский сад № 6

___О. Н. Молоканова

Приказ № «___» ___2023г.

ПРОЕКТ

по ознакомлению детей с историей и традициями

своего народа.

«Мой край у Байкала»

Старшая группа «Звездочки»

Разработала воспитатель: Л. Е. Лаптева

п. Новонукутский

2023год.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Автор проекта: Воспитатель: Лаптева Любовь Егоровна

Вид проекта:групповой

Тип:познавательно-творческий.

По составу участников: дети старшей группы, родители, воспитатели

Возраст детей:4 -6 лет

Продолжительность проекта: с 13 марта по 31 марта (краткосрочный)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.

Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством.

На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный проект способствует приобщению детей 4-6 лет к системе культурных ценностей народов Сибири: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т. к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать условия для знакомства детей с культурой, бытом и обычаями русского и бурятского народов.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Обучающие:

• Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского и русского народа;

Развивающие:

• Развивать двигательную активность посредствам знакомства с национальными играми;

• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

• Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;

Воспитательные:

• Воспитывать чувства толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной земле и гордость за неё;

• формировать у детей дошкольного возраста осознанное отношение к ценностям самобытной культуры, прошлому, настоящему, будущему своей малой Родины;

• воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Для педагога

• освоение проектного метода;

• повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

• повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

• умение различать изделия разных народных промыслов;

• знание и умение составлять, рисовать бурятские, русские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

• знание и умение играть в народные игры;

• знание бурятских. русских былинных героев, умение сопереживать им;

• иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

• умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

• партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

• возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

• НОД.

• Чтение художественной литературы.

• Беседы.

• Игровая деятельность.

• Продуктивная деятельность.

• Досуговая деятельность

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

• Макет «Юрта кочевника»

• Картотека Бурятских игр

• Картотека Русских игр.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

• Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.

• Подбор специальной литературы по родному краю.

• Подобрать методическую литературу, демонстрационный материал, фотографии;

• Разработать тексты бесед, папки-передвижки, конспекты занятий.

• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.

2- ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Речевое развитие

ООД:

• «Обычаи и традиции народов Прибайкалья»

• «Путешествие в сказочную страну Бурятия»

Беседы:

• «Символика и цвета хадаков, их значение»,

• «Бурятские национальные инструменты».

• «Молочная пища»

• «Русская изба и бурятская юрта»,

• «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских»,

Знакомство с новыми словами, определениями «Юрта», «Батор»,«Унты», и. т. д.

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» «Бурятские народные сказки», легенды, эпосы, знакомство с подвигами Гэсэра, с народным героем Будамшу.

Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин по теме.

Словесные игры:

• «Какое слово не подходит»,

• «Один - много».

• «Отгадай три важных слова».

• «Народы России»

Познавательное развитие

ООД :

• «Быт и традиции бурят»

• Беседы:

• «Что такое малая родина?»

• «Мы живём в республике Бурятия»,

• «Сагаалган- праздник Белого месяца».

• «Знакомство с национальным жильем бурят»,

• «Бурятская национальная одежда».

• «Мы друзья природы»,

• «Животные нашего края»,

• «Мой родной посёлок»;

Дидактические игры:

• «Угадай, кому какая вещь принадлежит»

• «Отбери картинку»

• «Костюмы народов России».

Просмотр презентаций:

«Праздники и традиции народоа Прибайкалья»

«Просторы Нукутской земли»

Рассматривание иллюстраций:

• «Моя Родина»

• «Просторы России»

• «Мой поселок»

Социально – коммуникативное развитие

Ситуативные беседы:

• «С чего начинается Родина»,

• «Моя малая Родина».

Сюжетно-ролевые игры:

• «Семья».

• «Приход гостей»

• Презентации:

• «Бурятские национальные игры»

• «Бурятская юрта»

Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов:

• оформление уголка патриотического воспитания;

• аудиозапись с бурятской мелодией

• Бурятская атрибутика

Посещение краеведческого музея.

Художественно – эстетическое развитие

ООД :

• Рисование: «Бурятский национальный костюм», «Юрта – традиционное бурятское жилище» «Роспись петуха», «Знакомство с гжелью»

• Лепка: Из соленого теста «национальная пища бурят», «Петух»,

• Аппликация: «Бурятский орнамент», коллективная «Хоровод»

• Конструирование (оригами) «Бурятская шапка», «Матрешка»

Физическое развитие

Знакомство с народными подвижными играми-«Малгайнюулга», «Алтаннааша», «Шагай наадан», «Варежка», «Волки и овцы», «Реки и озера».

Знакомство с народными спортивными играми: стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Папка- передвижка на тему «Сагаалган –наш светлый праздник»

• Создание альбома «Бурятский национальный костюм»

• Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.

• Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.

• Изготовление бурятских шапок

• Консультация :«Народные традиции и праздники»

• Выставка детских работ «Бурятский орнамент»

• Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.

• Беседы с родителями об организации экскурсии в краеведческий музей.

3-ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Работа с детьми:

• Презентация проекта ««Мой край у Байкала»

• Викторина «Быт и традиции народов прибайкалья»

Работа с родителями:

• Сагаалган - праздник белого месяца.

• Подведение итогов проекта.

• Анкетирование родителей о результативности проекта;

ЛИТЕРАТУРА:

1. Базаров Б. В., Голубчикова Ю. Н. «Историко-культурный атлас Бурятии», М - 2001г.

2. Банзаров Д. Б. «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов», У-У -1971 г.

3. Ванникова С. П. «Сагаалган - живая традиция», У-У. : Ориент Скай - 2008г.

4. Намсараев С. Д. «История Бурятии XX век», У-У - 1993 г.

5. Токарев С. Л. «Мифы народов мира», М - 1996 г.

6. Цыбиков Г. «Цагаалган», У-У -1991 г.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Отдых на побережье Байкала»Фоторепортаж «Отдых на побережье Байкала» «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь.

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Образовательный проект «Наш край — Донской край»Образовательный проект «Наш край — Донской край» Данный проект направлен на сохранение и развитие казачьей культуры Донского края. В рамках проведения проекта мы проводим следующие мероприятия:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Мой край у Байкала»
Опубликовано: 16 октября 2024 в 12:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мой край у Байкала»» (включая файлы) размещена пользователем Лаптева Любовь Егоровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД