Лаптева Любовь Егоровна
Проект «Мой край у Байкала»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новонукутский детский сад № 6.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Новонукутский детский сад № 6
___О. Н. Молоканова
Приказ № «___» ___2023г.
ПРОЕКТ
по ознакомлению детей с историей и традициями
своего народа.
«Мой край у Байкала»
Старшая группа «Звездочки»
Разработала воспитатель: Л. Е. Лаптева
п. Новонукутский
2023год.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Автор проекта : Воспитатель: Лаптева Любовь Егоровна
Вид проекта :групповой
Публикация «Проект „Мой край у Байкала“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Тип:познавательно-творческий.
По составу участников: дети старшей группы, родители, воспитатели
Возраст детей:4 -6 лет
Продолжительность проекта : с 13 марта по 31 марта (краткосрочный)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.
Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством.
На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.
Данный проект способствует приобщению детей 4-6 лет к системе культурных ценностей народов Сибири: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т. к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Создать условия для знакомства детей с культурой, бытом и обычаями русского и бурятского народов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Обучающие:
• Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского и русского народа;
Развивающие:
• Развивать двигательную активность посредствам знакомства с национальными играми;
• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;
• Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;
Воспитательные:
• Воспитывать чувства толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной земле и гордость за неё;
• формировать у детей дошкольного возраста осознанное отношение к ценностям самобытной культуры, прошлому, настоящему, будущему своей малой Родины;
• воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Для педагога
• освоение проектного метода;
• повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
• повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
• умение различать изделия разных народных промыслов;
• знание и умение составлять, рисовать бурятские, русские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
• знание и умение играть в народные игры;
• знание бурятских. русских былинных героев, умение сопереживать им;
• иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;
• умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.
Для родителей:
• партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.
Для педагогов ДОУ:
• возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• НОД.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Игровая деятельность.
• Продуктивная деятельность.
• Досуговая деятельность
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
• Макет «Юрта кочевника»
• Картотека Бурятских игр
• Картотека Русских игр.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
• Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.
• Подбор специальной литературы по родному краю.
• Подобрать методическую литературу, демонстрационный материал, фотографии;
• Разработать тексты бесед, папки-передвижки, конспекты занятий.
• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
2- ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Речевое развитие
ООД:
• «Обычаи и традиции народов Прибайкалья»
• «Путешествие в сказочную страну Бурятия»
Беседы:
• «Символика и цвета хадаков, их значение»,
• «Бурятские национальные инструменты».
• «Молочная пища»
• «Русская изба и бурятская юрта»,
• «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских»,
Знакомство с новыми словами, определениями «Юрта», «Батор»,«Унты», и. т. д.
Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» «Бурятские народные сказки», легенды, эпосы, знакомство с подвигами Гэсэра, с народным героем Будамшу.
Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин по теме.
Словесные игры:
• «Какое слово не подходит»,
• «Один - много».
• «Отгадай три важных слова».
• «Народы России»
Познавательное развитие
ООД :
• «Быт и традиции бурят»
• Беседы:
• «Что такое малая родина?»
• «Мы живём в республике Бурятия»,
• «Сагаалган- праздник Белого месяца».
• «Знакомство с национальным жильем бурят»,
• «Бурятская национальная одежда».
• «Мы друзья природы»,
• «Животные нашего края»,
• «Мой родной посёлок»;
Дидактические игры:
• «Угадай, кому какая вещь принадлежит»
• «Отбери картинку»
• «Костюмы народов России».
Просмотр презентаций:
«Праздники и традиции народоа Прибайкалья»
«Просторы Нукутской земли»
Рассматривание иллюстраций:
• «Моя Родина»
• «Просторы России»
• «Мой поселок»
Социально – коммуникативное развитие
Ситуативные беседы:
• «С чего начинается Родина»,
• «Моя малая Родина».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья».
• «Приход гостей»
• Презентации:
• «Бурятские национальные игры»
• «Бурятская юрта»
Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов:
• оформление уголка патриотического воспитания;
• аудиозапись с бурятской мелодией
• Бурятская атрибутика
Посещение краеведческого музея.
Художественно – эстетическое развитие
ООД :
• Рисование: «Бурятский национальный костюм», «Юрта – традиционное бурятское жилище» «Роспись петуха», «Знакомство с гжелью»
• Лепка: Из соленого теста «национальная пища бурят», «Петух»,
• Аппликация: «Бурятский орнамент», коллективная «Хоровод»
• Конструирование (оригами) «Бурятская шапка», «Матрешка»
Физическое развитие
Знакомство с народными подвижными играми-«Малгайнюулга», «Алтаннааша», «Шагай наадан», «Варежка», «Волки и овцы», «Реки и озера».
Знакомство с народными спортивными играми: стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Папка- передвижка на тему «Сагаалган –наш светлый праздник»
• Создание альбома «Бурятский национальный костюм»
• Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
• Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.
• Изготовление бурятских шапок
• Консультация :«Народные традиции и праздники»
• Выставка детских работ «Бурятский орнамент»
• Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
• Беседы с родителями об организации экскурсии в краеведческий музей.
3-ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Работа с детьми:
• Презентация проекта ««Мой край у Байкала»
• Викторина «Быт и традиции народов прибайкалья»
Работа с родителями:
• Сагаалган - праздник белого месяца.
• Подведение итогов проекта.
• Анкетирование родителей о результативности проекта;
ЛИТЕРАТУРА:
1. Базаров Б. В., Голубчикова Ю. Н. «Историко-культурный атлас Бурятии», М - 2001г.
2. Банзаров Д. Б. «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов», У-У -1971 г.
3. Ванникова С. П. «Сагаалган - живая традиция», У-У. : Ориент Скай - 2008г.
4. Намсараев С. Д. «История Бурятии XX век», У-У - 1993 г.
5. Токарев С. Л. «Мифы народов мира», М - 1996 г.
6. Цыбиков Г. «Цагаалган», У-У -1991 г.