Тамара Баютова
Проект «Мой дом — моя крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на
старые фотографии своих родителей, не ценит память
о них, оставленную в саду, который они возделывали,
вещах, которые им принадлежали, - значит, он не
любит их. Если человек не любит старые улицы
пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к
своему городу. Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны, - он, как
правило, равнодушен к своей стране».
Академик Д. С. Лихачев
Публикация «Проект „Мой дом — моя крепость“» размещена в разделах
- Дом, дома. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Из страны детства все дети уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Всё выше перечисленные качества зависят от решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи считем, что создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного развития дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на исторически-культурных ценностях родного края.
Таким образом, исходя из выше сказанного, была сформирована цель, задачи проекта «Мой дом - моя крепость».
Актуальность проекта : показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В основу составления проектной деятельности был заложен алгоритм:
1. Первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о истории родного края через беседу.
2. Обогащение знаний детей через чтение художественной и познавательной литературы.
3. Уточнение знаний детей через дидактические, конструктивно-модельную деятельность, настольные игры, рисование, лепку, ТРИЗ.
4. Закрепление знаний детей через образовательную область
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Вид проекта : практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и историко-эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через любовь к национальной культуре народов и родному краю, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Для достижения цели были определены задачи:
-обобщать и систематизировать знания детей о родном крае;
-знакомить детей с историей Ленинградской области;
-пробудить в детях чувство любви к своей родной земли, уважение к его традициям и обычаям;
-формирование представлений доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира;
-разработать и оформить уголки о родной земле:
* создание альбома «Откуда кто пришел?»
* создание макета «Крепость»
* создание настольной игры «Битва за крепость»
* создание презентации «Народы нашего края»
* создание Лепбука с городами, их символами и гербами
-проводить работу с родителями, привлекая их к духовно-нравственному воспитанию в семье :
* создание папки передвижки «Похвала болотам»
* создание выставки «Бабочка над заливом»
* беседа «Природа родного края»
Новизна проекта :
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Участниками проекта являются воспитатели и дети данной группы, родители.
Проект реализуется по трё м направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- совместная деятельность родителей и детей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
1 этап – Подготовительный накопительный, включает в себя:
• составление перспективного планирования
• подбор художественной литературы, иллюстраций,
картин
• подбор дидактических игр
2 этап – Основной, включает в себя:
• ежедневные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
• выставки.
3 этап – Заключительный, включает в себя:
• создание выставки
• создание игры
Предполагаемые результаты:
- обогатить и систематизировать знания детей об истории родного края, культурных традициях;
- сформировать устойчивый интерес к родной земле.
- повысить родительскую компетентность по представляемой проблеме.
Необходимое оборудование.
Литературный ряд:
- русские народные песенки, потешки, заклички, прибаутки
- книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области, 4-е издание, переработанное «Бабочка над заливом»
- подборка стихов «Любимый край», «Животные Ленинградской области»
- потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки
Музыкальный ряд:
- пение «Воробей», муз. В. Герчик,
- музыкально- ритмические движения «Весенний хоровод»
- слушание «Подснежник», муз. П. Чайковского
Демонстрационный ряд:
- альбом «Откуда кто пришел?»
- макет «Крепость»
- альбом «Рыцари»
Этапы проекта :
1. Подготовительный- с 01-07.03.2018гг
№ Наименование мероприятия Цель
1. Подбор демонстрационного материала Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о родном крае.
2. Подбор пальчиковых игр, упражнений для зарядки Закрепление знаний детей о своей малой Родине. Развитие речевого аппарата.
3. Подбор и приобретение художественной литературы по данной теме. Расширение знаний детей об истории, культуре, обычаях и традициях народов области. .
2. Основной- с 12.03- по 23.03.2018гг.
№ Наименование мероприятия Цель
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сюжетно-ролевые игры:
- «Рыцарский турнир»
- «Посиделки»
- Формирование умения взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами
- Закрепление знаний детей в исторических названиях
- Разучивание новых пословиц, скороговорок
2. ТРИЗ:
- «Что будет, если»,
- «На что похоже»,
- «Опиши одним словом» -Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
- На развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
- обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.
3. Дидактические игры:
- «Собери картинку»(гербы и символы городов ленинградской области)
- «Чья крепость?»
- «Что лишнее?» Учить составлять целое из частей.
Развивать память
Развивать речь
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Беседы:
- «Мой дом- моя крепость»
- «Природа родного края»
- «История культуры - это мы»
- Формирование представлений детей об истории крепостей в Ленинградской области
- закрепить знания о природе нашего края
- Знакомство детей с народами заселявшие наши земли.
- Ознакомление детей с элементами росписи
- Закрепление знаний о народной музыке
2. Рассказ:
«Откуда кто пришел?» Расширение и обогащение знаний детей о истории земли на которой мы живем
3. Конструктивно- модельная деятельность
«Крепость» Упражнять в совершенствовании построении схем крепости
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Слушание
- «Мужик на гармошке играет», муз. П. Чайковского
- «Подснежник», муз. П. Чайковского
- Расширять знания об изображении художественного образа в музыке
2. Декоративно- прикладное искусство
- керамические изделия и народная игрушка нашего края - Продолжать знакомить с изделиями и игрушкой народов заселявших наш край
3. Лепка - Дикие животные
Закрепление знаний о редких животных нашего края
4. Разучивание р. н. п.
- музыкально – ритмические движения:
«Парная пляска», обр. Т. Попатенко
«Весенний хоровод»
Формировать навык выразительного исполнения движений: хлопки, притопы одной ногой
5. Рисование
Ижорская барышня Закреплять знания о тканном орнаменте и вышивке
6. Мастер класс
«Волшебные свечи» Создавать условия для участия родителей в организации воспитательно -образовательного процесса в группе, в приобщении детей к русским национальным традициям.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек:
- крепости,
- сцены народной жизни
- торг у древних славян Обогащение представлений о диких животных, о том, как выглядит их дом.
2. Игры с песком:
- рисование на песке плана-карты
- выкладывание из желудей на песке фигурок игрушек древних народов - Развитие руки к письму
- Закрепление знаний о рисовании карт.
3. Беседы:
- «Зачем нужна печать?»
- «Рыцарский щит» - Развитие диалогической формы речи.
- Закрепление знаний о истории щета
4. Рассматривание картины:
Живопись
- «Бурлаки на Волге», И. Репин
- «Богатыри», В. Васнецов - Расширять знания об изобразительном искусстве
5. Чтение художественной литературы:
- русские народные песенки, потешки, заклички, прибаутки
- Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинград. обл., «Бабочка над заливом» -Расширение знаний детей о родном крае.
- Обогащение словаря детей за счет новых слов.
- Воспитание умения слушать новые стихи, рассказы, сказки
6. Отгадывание загадок:
загадки «Животные и птицы нашего края» Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.
7. Разучивание стихотворения:
«Про Ропшинский парк», Маша Губанцева
-Тренировка долговременной памяти.
-Активизация речи детей.
Образовательная область «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика
«Ярмарка»,
«Моя Родина- Россия»,
Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ
2. Подвижные игры:
- «Ручеек»
- «Попади в щит»
- «Поймай Дракона»
- «Меткий стрелок»
- «Защитим крепость» -Развитие общей моторики, координации движений.
-Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.
3. Пальчиковые / логоритмические игры:
- «Мой город»
- «Россия» Развитие мелкой моторики руки, рече,слухового внимания.
3. Заключительный – с 26.03- 30.03.2018гг.
№
Наименование мероприятия Цель
1. -создание макета «Крепости» - Развитие детского творчества.
- Воспитывать любовь к национальной культуре народов и родному краю
2. Спортивно- развлекательное мероприятие
«Рыцарский турнир» Расширять представление детей о родном крае. Важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции