Татьяна Цыбулько
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Мой дом — моя крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию целостной картины мира
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ.
Тема:"Мой дом - моя крепость".
Образовательная область: «Социализация» - расширять представления о правах детей. Право на свое жилье и его неприкосновенность. Декларация прав ребенка. ОБЖ «Ребенок дома»
Интеграция: «Познание», ОБЖ.
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Мой дом — моя крепость“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель: Формировать у детей прямые запреты и умения правильно обращаться с некоторыми предметами домашнего быта.
Задачи:
Познакомить детей с правом каждого человека на жилье и его неприкосновенность.
Познакомить с правилами пользования бытовыми электроприборами.
Закреплять представления детей о значении электричества в доме, необходимости бережного отношения к своему дому, предметам, находящимся в доме;
Активизировать в речи детей слова: дом, жильё, неприкосновенность, электроприборы, экстренные службы.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать связную речь, интонационную выразительность речи;
Развивать внимание, познавательную активность.
Развивать логическое мышление, память.
Материал
Наглядный материал
Наглядные картинки дома города Магнитогорска, крепости города Москвы и Санкт Петербурга, картинки комнат в квартире. Картинки электроприборов;
Картинки предметов, которыми категорически запрещается пользоваться;
Картинки предметов, с которыми нужно научиться правильно, обращаться;
Картинки предметов, которые нужно хранить в недоступных местах.
Картинки с изображением пожара, детей, играющих спичками;
Разрезная картинка «ДОМ»
Буквы: составление слова «ДОМ»
Предварительная работа:
Беседы об электроприборах, их назначении, и какую помощь оказывают.
Рассматривание и чтение книг «Кошкин дом», РНС «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».
Отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций жилищ разных народов, современных строений домов.
Конструирование из строительного деревянного материала «Строим новый дом»
Организационный момент:
Приветствие гостей: - Сегодня наше занятие будет проходить в зале, потому что у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
Игра «Разрезные картинки».
- Вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить, если выполните мое задание. Нужно собрать разрезную картинку (педагог выбирает желающих детей).
Постановка цели, обеспечение мотивации:
- Сегодня мы будем говорить о ДОМЕ, в который вы каждый день приходите после садика. Порассуждаем о том, что для человека значит дом. Увидим, какие разные бывают дома. Вы расскажите о своем доме, я о своем. Я думаю, что наше занятие будет занимательным и полезным для вас, потому, что, вы узнаете многое нового и интересного о ДОМЕ. Я надеюсь, что вы будете внимательными и старательными и будете следить за своей речью Основная часть:
1. Беседа «Мой дом-моя крепость»
Вопросы: - Для чего человеку нужен дом?
- С кем выживете в доме?
Педагог обобщает ответы детей:
- Дом для человека, для каждого из нас – это место, где живет сам человек, его семья, где его ждут, любят и заботятся о нем.
-Данил, прочти свой стих.
Дом-это там, где нас поймут.
Там, где всегда нас очень ждут.
Где мы забудем о плохом.
Это наш любимый дом!
2. Упражнение «Собери дом»
-Давайте соберем дом из частей и сложим слово из букв Индивидуальное поручение.
- Что является основой дома, что его держит, укрепляет? (фундамент)
- На фундамент возводятся…. стены.
- Дом заканчивается….крышей.
- Чтобы заходить в дом и выходить из него, нужна….дверь
- Чего еще не хватает в нашем доме? (окон).
-А вы сможете составить слово ДОМ из букв.
(Индивидуальное поручение).
3.Беседа «Мой дом - моя крепость».
- У людей есть такая поговорка «Мой дом - моя крепость».
- Почему так говорят про дом? (ответы детей).
-Да, ребята, вы правы. А чтобы вы еще точнее поняли смысл этой поговорки, я вам об этом расскажу. А поможет нам наш волшебный экран (посадка).
4. Рассказ педагога "Такие разные дома"
- Мы с вами живем в городе с высокими красивыми домами. Давайте полюбуемся домами нашего города. Они все разные. Вот дома в Ленинском районе, они построены давно, но они до сих пор радуют нас своей красотой.
А вот дома современные, они построены позже.
А на этом слайде, посмотрите наш детский сад.
- А давным-давно в стране, где мы живем, не было огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. По берегам рек стояли деревни.
Люди в деревнях много трудились: работали в поле, сеяли хлеб, пасли животных.
Каждая семья жили в своем доме, который назывался изба. Взрослые заботились о детях, а дети помогали взрослым. Семьи были большие и дружные.
Так был устроен дом наших предков - людей, которые жили задолго до нас.
Позже люди стали строить города. А чтобы защитить город от врагов, жители строили вокруг города крепость, которая была защитой города.
Вот крепость старой Москвы, а сейчас Кремлевская стена этой крепости выглядит вот так.
А это Петропавловская крепость Санкт-Петербурга.
И в других городах сохранились старые крепости до сих пор.
Педагог обобщает ответы детей:
- Крепость – это крепкое, надежное сооружение, которое защищает тех, кто в нем живет. Ваш дом, мой дом - наша защита. Дом дает нам тепло, уют, защищает от непогоды, бед, от чего-то недоброго. Вот почему говорят «Мой дом - моя крепость»
- У разных народов дома разные и называются они по-разному. В Украине деревенский дом называется хата.
У южных народов временный дом называется юрта
У северных народов – чумы, и даже бывают ледяные жилища – иглу.
Вот видите, у разных народов, такие разные дома
3. Динамическая пауза – речедвигательное упражнение «Мой дом»
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике.
Лиса живет в своей норе.
Живут деревья на горе…
I. Организационный момент:
Приветствие гостей: - Сегодня наше занятие будет проходить в зале, потому что у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
Игра «Разрезные картинки».
- Вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить, если выполните мое задание. Нужно собрать разрезную картинку (педагог выбирает желающих детей).
Постановка цели, обеспечение мотивации:
- Сегодня мы будем говорить о ДОМЕ, в который вы каждый день приходите после садика. Порассуждаем о том, что для человека значит дом. Увидим, какие разные бывают дома. Вы расскажите о своем доме, я о своем. Я думаю, что наше занятие будет занимательным и полезным для вас, потому, что, вы узнаете многое нового и интересного о ДОМЕ. Я надеюсь, что вы будете внимательными и старательными и будете следить за своей речью Основная часть:
1. Беседа «Мой дом-моя крепость»
Вопросы: - Для чего человеку нужен дом?
- С кем выживете в доме?
(ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей:
- Дом для человека, для каждого из нас – это место, где живет сам человек, его семья, где его ждут, любят и заботятся о нем.
-Данил, прочти свой стих.
Дом-это там, где нас поймут.
Там, где всегда нас очень ждут.
Где мы забудем о плохом.
Это наш любимый дом!
2. Упражнение «Собери дом»
-Давайте соберем дом из частей и сложим слово из букв Индивидуальное поручение.
- Что является основой дома, что его держит, укрепляет? (фундамент)
- На фундамент возводятся…. стены.
- Дом заканчивается….крышей.
- Чтобы заходить в дом и выходить из него, нужна….дверь
- Чего еще не хватает в нашем доме? (окон).
-А вы сможете составить слово ДОМ из букв. (Индивидуальное поручение).
3. Беседа «Мой дом - моя крепость».
- У людей есть такая поговорка «Мой дом - моя крепость».
- Почему так говорят про дом? (ответы детей).
-Да, ребята, вы правы. А чтобы вы еще точнее поняли смысл этой поговорки, я вам об этом расскажу. А поможет нам наш волшебный экран (посадка).
4. Рассказ педагога "Такие разные дома"
- Мы с вами живем в городе с высокими красивыми домами. Давайте полюбуемся домами нашего города. Они все разные. Вот дома в Ленинском районе, они построены давно, но они до сих пор радуют нас своей красотой.
А вот дома современные, они построены позже.
- А давным-давно в стране, где мы живем, не было огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. По берегам рек стояли деревни.
Люди в деревнях много трудились: работали в поле, сеяли хлеб, пасли животных.
Каждая семья жили в своем доме, который назывался изба. Семьи были большие и дружные.
Так был устроен дом наших предков - людей, которые жили задолго до нас.
Позже люди стали строить города. А чтобы защитить город от врагов, жители строили вокруг города крепость, которая была защитой города.
Вот крепость старой Москвы, а сейчас Кремлевская стена этой крепости выглядит вот так.
А это Петропавловская крепость Санкт-Петербурга.
И в других городах сохранились старые крепости до сих пор.
Педагог обобщает ответы детей:
- Крепость – это крепкое, надежное сооружение, которое защищает тех, кто в нем живет. Ваш дом, мой дом - наша защита. Дом дает нам тепло, уют, защищает от непогоды, бед, от чего-то недоброго. Вот почему говорят «Мой дом - моя крепость»
- У разных народов дома разные и называются они по-разному. В Украине деревенский дом называется хата.
У южных народов временный дом называется юрта
У северных народов – чумы, и даже бывают ледяные жилища – иглу.
Вот видите, у разных народов, такие разные дома
3. Динамическая пауза – речедвигательное упражнение «Мой дом»
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике.
Лиса живет в своей норе.
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом!
Он самый лучший - мама в нем!
4. Ситуативный разговор «Мама в доме»
- Да, дом совсем другой, когда в нем, мама!
- Ах, какое родное слово мама! Самый родной, любимый и главный человек в вашем доме, это и есть мама. И сколько ни было вам лет: 5, 10 или 25, вы всегда будете спешить к своей маме, потому что именно она всегда радуется вашим успехам и неудачам.
Ребенок читает стихотворение Дымова «Наша мама»:
Почему так дома пусто?
Почему так дома грустно?
Мы откроем вам секрет:
Потому что мамы нет.
Что случилось, что случилось?
Все кругом преобразилось.
Стала комната светла.
Это мама в дом вошла.
5. Игра с мячом «Мой адрес (стоя в кругу).
-Ребята, вы любите, когда в вашем доме гости? Я так и знала, что вы - гостеприимные дети. А если я захочу прийти к вам в гости, как я вас найду в городе, он ведь большой! (ответы детей).
Обобщение:
-У каждого человека есть адрес-- это то место в городе, где он живет. Вот схема. Она напомнит вам, из чего состоит адрес (пояснения по схеме):
- Между домами проходит улица. Каждая улица имеет свое название.
Каждому дому присвоен свой номер.
Квартиры тоже различаются по номерам.
- Я назову свой адрес: …
Называйте свой адрес и передавайте мяч другому.
- А для чего еще нужен адрес каждому человеку? (для почты, вызова врача, такси).
6. Упражнение "Помещения в доме"
Переход к экрану.
-Давайте подойдем к экрану (посадка) и продолжим разговор о доме.
- Как называется часть дома, в которую мы заходим с улицы?
(подъезд).
-Если дом многоэтажный, как вы добираетесь до своей квартиры? (на лифте)
- А у кого малоэтажный или лифт не работает, как мы добираемся до квартиры? (по лестнице)
- Назовите то помещение, в котором мы живем (квартира)
- А теперь давайте поговорим и помещениях в квартире и их назначении. (индивидуальные ответы).
-Ребята, как называется это помещение? (Его так и назвали, потому что мы в него приходим, попадая в квартиру)
- Назовите это помещение, почему его так назвали?
(Аналогично- спальня, детская, кухня, ванная комната)
7. Конструирование домов из ЛЕГО конструкторов.
- Мы много говорили про дома. А кто строит дома? (строители). Мы сейчас с вами станем строителями и построим дома.
- Вот ваш фундамент. Постройте на нем свой дом.
(каждый ребенок строит дом с помощью набора ЛЕГО конструктора). Рассматривание домов.
Педагог читает стих А. Барто «Дома».
На улице дождь непрерывный.
А дома тепло и светло.
И можно на бурные ливни
Спокойно смотреть сквозь окно.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня.
8. Математическое упражнение «Номер дома».
- Каждому дому надо присвоить номер. Для этого нужно решить пример (дети выбирают карточки, решают примеры). Найдите цифру-ответ и приклейте ее к своему дому.
-Возьмите свои дома и расставьте их на улице по-порядку.
9. Ситуативный разговор «Один дома». (около экрана)
-Представьте, что вы остались дома одни. Какие правила надо выполнять, чтобы не случилось беды? (ответы детей).
1. Со спичками ты никогда не играй. Можешь устроить пожар, так и знай.
2. Чужих в квартиру не пускай - им лучше дверь не открывай!
3. С предметами острыми будь осторожен, ими ты больно пораниться можешь!
4. У открытого окошка не крутись - ты можешь из окна свалиться вниз!
5. Розетку ты не трогай - а то ударит током!
6. ничего не бери с плиты - можешь сильно обжечься ты!
10. Этическая беседа «Дружный дом» (педагог читает стих Н. Григорьевой «В нашем доме»):
В доме у нас я вам расскажу
Разного возраста люди живут.
И малыши и старушки седые,
Мамы и папы и дяди большие.
Школьников много и много студентов,
И все они дружат, не глядя на это.
Дедушка старенький шел, например,
Мальчик чужой поддержал ему дверь.
Парень соседке моей - тете Ире
Сумку поднес от подъезда к квартире.
Бабушки у дома часто гуляют и за детишками наблюдают.
Они на площадку с заботой глядят,
чтобы никто не обидел ребят.
Несколько раз говорила мне мама: -Люди друг другу всегда помогают!
- Вы согласны, дети? А вы или кто-то из вашей семьи помогал людям, которые живут в вашем доме? (короткие рассказы детей).
Заключительная часть:
Итог: - Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня придете вечером в свой дом. Что вы расскажите маме или папе о нашем разговоре, что вам больше всего запомнилось? (индивидуальные ответы детей).
Оценка: -Мне было очень интересно с вами заниматься! Мне понравилось…. (индивидуальная оценка)
Спасибо вам. До свидания!