Людмила Калинина
Проект «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста на основе сотрудничества ДОУ и семьи
«Мир вокруг нас»
Проект включает в себя региональный компонент и учитывает реальные условия и возможности детского сада. При его реализации задействованы все виды детской деятельности, способствующие развитию познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения.
Цель: комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной значимости у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Проект „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
1. Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом.
2. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач обще интеллектуального и общекультурного развития.
3. Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : среднесрочный.
Вид проекта : информационно - практико-ориентированный, творческий.
Актуальность темы: вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Мораль, как понятие этики, представляет собой «систему норм и ценностей, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но и также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека». С другой стороны, «мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».
Данные философские определения позволяют определить роль морали как теоретической основы нравственного воспитания человека, а нормы морали – как объективные требования к поведению людей в обществе.
Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А. В. Запорожец «фундаментом формирования гармоничной личности».
Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации. Источник, которой является семья, детский сад, школа, коллектив, средства массовой информации, кино, телевидение, интернет. При этом влияние на ребенка последних источников информации в современных условиях значительно усиливается.
К сожалению, в этом возрасте понять, истинную ценность этой информации, какой след она оставляет в его психике и как повлияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.
При этом ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- потребность и готовность проявлять сострадание, сопереживание и радость.
- воспитание чувства патриотизма: к своей семье, малой родине, осознание себя как гражданина своей страны.
- знание традиционных форм семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Для родителей:
- привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды;
- повышение педагогической компетентности родителей.
Этапы Мероприятия
1. Выбор темы проекта Анкетирование родителей с целью выявления осведомленности о социально-нравственном развитии детей. Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта.
Диагностика детей с целью выявления уровня
развития социально-нравственных представлений.
2. Реализация проекта
Работа с детьми Рассмотрение репродукций с картинами из серии о родной природе, различных уголков нашей страны
Рассмотрение картинок с символикой Российской Федерации, фотографию президента.
Экскурсия к памятнику погибших воинов и аллее славы, возложение цветов к памятнику.
Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Девочка и грибы», «Косточка», «Филиппок», Д. Н, Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Рассказ К. Ушинского «Теплый хлеб», про девочку Люду и капризное «НЕ буду» «Непослушные дети» сказка П. Дзюба.
Загадывание загадок о волшебных словах.
Экскурсия в библиотеку на тему: «Библиотека, книжка, я-вместе верные друзья».
Беседы с детьми: Что такое дружба? Можно – нельзя, хорошо – плохо! О вежливости. Права ребенка жить и воспитываться в семье.
Непосредственно образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим: «Москва столица нашей родины», «Весенние праздники: проводы зимы, пасха», «Семья».
Интегрированное занятие «Мудрое слово».
Открытое занятие «Как вести себя в общественных местах»
Развитие коммуникаций: «Семейные традиции».
Рисование на тему: «моя Родина», «улица, на которой я живу». Аппликация на тему: «Российский флаг».
(Конспекты представлены в Приложении № 2)
Предметно - развивающая среда. Оформление выставки «Мой лучший друг»
Создание уголка по социально-нравственному воспитанию.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «В гости к другу» и др.
Презентации «Поступки: хорошие, плохие», «Природа родного края»
Подборка книг, иллюстраций, картин.
Работа с родителями
Консультации на тему: «Ребенок в информационном пространстве», «Что и как читать ребенку», «Роль художественной литературы в нравственном воспитании», «Как воспитать отзывчивого ребёнка в
этом неспокойном мире», «Восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста».
Родительские собрания: «Воспитание любви к родному краю в семье», «Наша дружная семья».
Изготовление оборудования для сюжетных игр.
Оформление уголка по социально-нравственному воспитанию.
3. Презентация проекта
Проведение праздника «Дружба»