Гульсина Шаульская
Проект для детей 1.5–3 лет «Мир сенсорики»
Тема проекта : Мир сенсорики
Паспорт проекта
Автор проекта :Шаульская. Г. И.
Тип проекта :познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : 4 недели недели (09.01-12.02).
Участники проекта :дети кратковременной группы 1,5-3 лет, воспитатель, родители.
Публикация «Проект для детей 1,5–3 лет „Мир сенсорики“» размещена в разделах
Актуальность темы:Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.
Дошкольный возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многогранней будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.
Цель проекта : Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей. Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.
Задачи:
• Создавать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей; Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
• Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
• Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельности.
• Развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта, развития у детей обследовательских умений и навыков.
• Приобщать родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
• Устанавливать с родителями доверительные и партнёрские отношения в процессе формирования у детей сенсорных способностей; повышать их педагогическую культуру;
Ожидаемые результаты:
• У детей сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве)
• Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук у детей.
• Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог.
• Расширятся знания родителей о сенсорном развитии детей.
Этапы реализации проекта :
1этап: Организационный
• Изучение информационных источников по теме проекта.
• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
• Подбор игр и упражнений.
• Анкетирование родителей по выявлению знаний в области сенсорного развития детей раннего возраста.
• Определение объёма материала, который будет адресован детям.
• Составление плана проекта
• Подготовка игр и пособий на развитие сенсорных навыков, изготовление нестандартного материала для развития сенсорных способностей детей.
2 этап: Основной
• Оформление информационного материала для родителей
• Работа с детьми и родителями по плану.
3 этап: Заключительный
• Анализ результатов
• Создание нового материала для развития сенсомотороных навыков
План реализации проекта :
дата
формы работы
задачи
09.01
Пальчиковая игра «На полянке дом стоит»
П/и «Птички в домиках»
Д/и «Консервируем овощи и фрукты»
Д/и «Спрячь птичку»
Игры с волшебным сундучком
Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Развивать мелкую моторику
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Развивать умение группировать предметы по цвету.
Формировать умение подбирать геометрическую фигуру нужного размера.
Обогащать тактильный опыт детей.
12.01.
Игровое упражнение «Солнышко»
Д/и «Найди пару»
Д/и «Продолжи цепочку»
Д/и «Угадай на вкус»
Игры-потешки «Водичка- водичка»,», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…
Формировать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Развивать зрительное восприятие предметов.
Развивать вкусовые ощущения.
Формировать умение ориентироваться в частях собственного тела.
16.01.
Пальчиковая игра «Семья»
Экспериментирование «Цветная водичка»
Д/и «Половинки»
Игры с палочками Кюизнера
Д/и «Матрёшки» (1 вариант)
Чтение сказки «Три медведя».
Развивать мелкую моторику
Развивать познавательный интерес.
Развивать зрительное восприятие.
Формировать представления о величине и цвете.
23.01.
Д/и «Угадай что звучит»
Игры с пирамидками.
Д/и «Матрёшки»
Д/и «Оденем кукол»
Чтение: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…
Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение
Развивать слуховое восприятие.
Формировать представления о величине и цвете.
Развивать глазомер.
Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию
2.01.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Д/и «Подарки»
Подвижная игра «Ладушки оладушки»
ОД «Разноцветные витаминки» (лепка)
Чтение «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
Игры «Шнуровки»
Развивать мелкую моторику
Развивать зрительное восприятие предметов.
Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счё т: «Раз-два».
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики, сплющивать, налепливать на основу.
Развивать мелкую моторику рук.
29.01.
Д/и «Развесь бельё по цвету»
Игра «шагаем пальчиками»
Д/и «Палитра»
Д/и «Паучки»
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
Развивать мелкую моторику.
Закреплять цвет и форму.
Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
01.02.
Экспериментирование «Тонет не тонет»
Игровое упражнение «Укрась варежки»
Д/и «Прятки»
Д/и «Длинные и короткие ленточки»
Д/и «Угостим зайчика»
Дать представление о разнообразии предметов окружающих нас.
Учить чередовать геометрические фигуры, чтобы получился узор.
Развивать наблюдательность, зрительное восприятие.
Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
Формировать у детей обобщающие понятия «Фрукты» «Овощи»
5.02.
Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный…)»
Д/и «Прищепки»
лото «Геометрические фигуры»
игры с матрёшками
Д/и «Угадай по запаху»
учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
Развивать мелкую моторику, Закреплять основные цвета.
Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
Развивать обоняние.
08.02.
«Части и целое» вкладыши.
Д/ и «Что катится?».
Д/и «Золушка»
Д/и «Длинный короткий»
Дать первичные представления о понятиях «часть» и «целое»
Продолжать учить рисовать нетрадиционными способами. Закрепить основные цвета.
Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
Развивать мелкую моторику и осязательные ощущения, раскладывая фасоль.
Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
08.02.
Развлечение «Путешествие в разноцветную страну»
Игры с мягким конструктором.
Д/и «Подбери такой же, по цвету».
Чтение В. Сутеев «Разные колёса»
Закреплять знания, полученные в ходе реализации проекта.
Учить находить мячи
определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание,
закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Работа с родителями:
• Консультации для родителей: «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие», «Развитие мелкой моторики рук у детей 1,5-3 лет через разные виды деятельности».
• Наглядная информация: папки-передвижки: «Игры развивающие цветовое восприятие» «Влияние характера ребёнка на выбор цвета в рисунке» «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины»
• Мастер класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Итоговый продукт.
• Дидактические игры, изготовленные руками родителей и педагога
• Итоговое развлечение «Путешествие в разноцветную страну»
Анализ проекта :
Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
Мы систематизировали материал по развитию сенсорных способностей у детей 1,5-3 лет, созданы дидактические игры.
У детей сформировались сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов, появилось умение обследовать предметы, учитывая их свойства.
Родители получили методические рекомендации о разновидностях дидактических игр и основных приёмах игры в них. Так же родителям был дан мастер-класс по изготовлению дидактических игр в домашних условиях.
В ходе совместной работы педагогов и родителей развивающая среда группы пополнилась новыми дидактическими играми.