Жанна Аллахвердян
Проект «Мир насекомых» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир насекомых» в подготовительной группе.
Пояснительная записка.
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный - (с1.05.2024-13.06.2024г).
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Мир насекомых“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Гипотеза проекта: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Мир насекомых».
Задачи проекта:
Образоватеьные: - Познакомить с разнообразием мира насекомых, средой обитания, образом жизни.
- Определить, какую роль играют насекомые в нашей жизни, в жизни леса, нуждаются ли насекомые в защите и охране.
Развивающие:
-Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного отношения к живым представителям.
-Развивать творческие способности, речь, мышление.
- Развивать любознательность, познавательный интерес.
Воспитательные:
-Формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
-Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Методы проекта: Утренний круг, беседа, проблемные ситуации, совместная продуктивная деятельность.
Этапы работы над проектом.
1 й этап-мотивация.
С целью мотивации детей подготовительной группы на работу над проектом организовала просмотр презентации «Удивительный мир насекомых». В процессе беседы с детьми по содержанию презентации выяснилось то, что знания о значении насекомых в природе скудное. Таким образом, возникла проблема: Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят? Таким образом, используя формы работы, как родители-дети; воспитатель был составлен опросник по теме проекта.
Так была выбрана тема нашего проекта. Мы перешли к разработке совместного плана.
2 й этап-разработка совместного плана работы педагогов и родителей над проектом.
Для реализации проекта «Мир насекомых» был разработан план мероприятий.
№ п/п Формы работы Наименование мероприятий
1. Беседы
• «Увлекательное путешествие в мир насекомых».
• «Любопытные факты из мира насекомых».
2. Непосредственно –образовательная деятельность. • Конструирование из бросового материала «Такие разные бабочки».
3. Экскурсии • Экскурсия с родителями в парк.
4. Чтение рассказов, сказок и стихов. Рассказы:
• В. В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» .
Сказки:
• Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» : «Сказка про - комара Комаровича», «Сказка о том, как жила последняя муха», «Сказка про -козявочку».
Стихи:
• Н. Павловой "Бабочка».
5. Заучивание стихотворений • О. В. Цензор, «Нассекомые».
6. Игровая деятельность Дидактические игры:
• «Четвёртый - лишний».
• «Определи по контуру».
• «Собери картинку».
Подвижные игры:
• «Мяч бросай – насекомых называй».
• «Медведь и пчёлы».
7. Рассматривание иллюстраций • Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях.
• Рассматривание серии картин «Насекомые».
8. Музыкальные развлечения Прослушивание аудиозаписи:
• В. Пелевин «Жизнь насекомых».
• Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».
9. Художественно-творческая деятельность Рисование:
• Оформление плаката «Насекомые на полянке».
• Рисование «Бабочка» в технике «монотипия».
• Знаки «Правила поведения в природе».
Лепка:
• Лепка «Бабочки –красавицы».
Аппликация:
• Аппликация «Красный в точечку жучок».
Конструирование:
• Конструирование из бросового материала «Такие разные насекомые».
10. Опытно-экспериментальная деятельность • Рассматривание под лупой насекомых на участке.
11. Просмотр мультфильмов Просмотр мультфильмов:
• «Лунтик», «Пчёлка Майя», «как муравьишка домой спешил», «Под грибом».
12.
Работа с родителями Консультации:
• «Как привить любовь к природе».
• «Первая помощь при укусах насекомых».
13. Просмотр презентаций • «Удивительный мир насекомых».
• «Насекомые».
Для реализации плана проекта «Мир насекомых», в группе были созданы условия. Изучив интересы детей, обогатили предметно-развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
3 этап – практический.
Просмотр презентации «Удивительный мир насекомых» по теме проекта заинтересовал многих детей. Просмотрев презентацию, дети узнали о том, что насекомые – самая многочисленная группа животных; зачем же пчела кружит над цветком; как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Расширились представления детей о роли насекомых в жизни людей.
На ежедневных утренних сборах рассказывали детям о том, какие материалы и пособия подготовлены в каждом центре по теме проекта.
Наблюдения за детьми показали, какие центры больше всего заинтересовали детей. Наиболее востребованы были центр науки, центр искусства, центр игры.
Центр Книги был оснащен необходимой литературой, иллюстрационным материалом, фотографиями и дидактическими играми для успешной реализации проекта
Из энциклопедий и презентации «Насекомые», дети узнали о том, что в природе встречаются растительноядные, всеядные, хищные, общественные, ядовитые насекомые.
Детей заинтересовал тот факт, что есть среди насекомых и те, которые приносят пользу. Человек давно разводит тутового шелкопряда, он производит шелковые нити Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Наблюдая за насекомыми, мы сделали вывод, что: все насекомые передвигаются по-разному: летают (муха, стрекоза, пчела, бабочка, ползают (муравей, жук, паук, прыгают (кузнечик).
С особым интересом дети оформили плакат «Насекомые на полянке». В процессе выполнения работы, у детей обогатились и закрепились знания о насекомых.
Цикл занятий на тему «Бабочки-красавицы», «Красный в точечку жучок». «Бабочка» помогли детям осознать то, какое значение имеют насекомые в жизни человека и животных.
Полученные впечатления дети отразили в своих рисунках на прогулке.
Для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности, в работу над проектом или лексической темой, включила «Азбуку» проекта. Ребята зафиксироровали в азбуке слова, которые, так или иначе, связаны с темой проекта.
Совместно с воспитателем обсудили, какой смысл содержат пословицы о насекомых:
Нет пчёлки без жальца.
Пчел водить – не разиня рот ходить.
Где цветок – там и медок.
Зарылся, как жук в навозе.
В пчеловодстве упустишь день – потеряешь год.
Пчела – Божья угодница.
Мёдом больше мух наловишь, чем уксусом.
Подле пчелы – в медок, подле жука – в навоз.
Народная мудрость помогла детям понять, что насекомые- важное звено в природе.
4 этап - итоговый.
Итоговое мероприятие проекта: НОД «Конструирование из бросового материала «Такие разные бабочки».
Педагоги ДОУ проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта :
Реализация совместного проекта позволит:
• Расширить у детей знания и представления о разнообразии мира насекомых, средой обитания, образом жизни.
• Сформировать интерес и бережное отношение к насекомым.
• Обогатить словарный запас детей по данной теме.
• Участие родителей в реализации проекта повысит заинтересованность в совместной с детьми поисково-познавательной деятельности.
• Использование детьми знаний, полученных в процессе реализации проекта в самостоятельной деятельности.
Полученные результаты проекта:
• Дети знают и называют насекомых; особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки.
• Дети знают, какую пользу и какой вред приносят насекомые человеку, природе.
• Дети умеют с помощью различного материала создавать образ насекомого.
• Обогатился словарный запас детей по данной теме.
• Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с насекомыми.
• Участники проекта в ходе совместной деятельности проявили навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.
• Взаимодействие с центральной детской библиотекой по подбору художественной литературы о насекомых.
Литература:
1. ШорыгинаТ. А. Насекомые. Какие они? – М. ,2004
2. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж:
ТЦ Учитель, 2002. 4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.