Вера Архипова
Проект «Мир музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мир музыкальных инструментов»
Воспитатель: Архипова В. Л.
С. Новая Заимка
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Актуальность
3. Цель
4. Задачи
5. Принципы реализации проекта
6. Предполагаемый результат
7. Этапы проекта
8. План реализации проекта
Паспорт проекта
Публикация «Проект „Мир музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Название проекта Проект «Мир музыкальных инструментов»
Целевая группа Воспитанники старшего возраста, родители (законные представители, воспитатели.
Тип проекта Игровой, познавательный, творческий
Основание для разработки Ограниченное представление об основных группах музыкальных инструментов и их звучании.
Автор проекта Архипова Вера Леонидовна
Основная цель проекта Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами.
Задачи проекта
- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
- дать детям представление об историческом прошлом музыкальных инструментов;
- систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные) ;
Ожидаемые результаты Повышение у детей музыкальной культуры при создании определенных условий – систематичность, целенаправленность, включение в процесс воспитателей, родителей.
Период сентябрь, октябрь, ноябрь.
Этапы реализации проекта 1 – организационно – подготовительный
2 - основной (практическая реализация проекта)
3 - заключительный
Актуальность:
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди
В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям сельской местности. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник, а вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Новизна:
Гармонизация детско-родительских отношений, через реализацию принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности;
содействие развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Цель проекта :
Познакомить детей с огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.
Задачи проекта :
1. Расширить представления детей о музыкальных инструментах : ДМИ, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);
2. Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе поиска, систематизации и обобщении полученной информации;
3. Обогатить речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;
4. Активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий;
5. Воспитывать понимание детьми изобразительных свойств музыки, передаваемых средствами музыкальных инструментов («Как рассказывает музыка», «О чем рассказывает музыка»)
6. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
7. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.
Принципы построения проекта
Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
• личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
• учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;
• системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
• интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
• ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.
Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными, музыкальными инструментами.
Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.
Тип проекта : Творческий, познавательный, игровой.
Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, родители, воспитатели.
Продолжительность: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Этапы реализации проекта :
1 – организационно-подготовительный
2 – основной (практическая реализация проекта)
3 – заключительный
1 Организационно-подготовительный этап:
1. Создание развивающей среды по теме проекта :
- оформление музыкальных уголков в группах;
- создание мини-музея «Музыкальные инструменты» с помощью родителей;
- оформление альбома «Музыкальные инструменты»;
- оформление творческой выставки рисунков «В стране музыкальных инструментов»;
- оформление выставки творческих работ книжек-малышек «Мой любимый музыкальный инструмент» (родителей, дети);
-изготовление Лепбука «Знакомые незнакомцы»;
- выставка-презентация самодельных музыкальных инструментов «Веселый музыкант» (родители, дети, педагоги);
Подбор:
- книг по теме проекта «Музыкальная библиотека»;
-иллюстративного материала:
-наглядный: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре;
- дидактический: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»);
- раскрасок с изображением музыкальных инструментов;
- картотеки загадок о музыкальных инструментах;
- картотеки дидактических игр, пальчиковой гимнастики, песенного репертуара о музыкальных инструментах «Музыкальная азбука»;
- фонотеки с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте;
- создание «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки и кроссворды;
- создание игры-презентации «Музыкальные инструменты»;
- презентаций: «Какие бывают инструменты», «Каким был первый инструмент», «Лесные музыканты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» (три кита); видеоролики с музыкальными фрагментами;
2. Проведение в группах обсуждения идеи проекта (погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности) :
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме;
- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта;
3. Привлечение родителей:
- к организации выставок, фотоальбомов, презентаций;
- участие в выставке книжек-малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»;
- участие в музыкальной викторине «Музыка вокруг нас»;
- участие в вечере загадок «В стране музыкальных инструментов»;
- участие в мастер - классе: «Инструменты своими руками»;
4. Оформление информационного материала для родителей:
- Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»
- Консультации: «Влияние музыки на развитие ребенка», «Музыкальное воспитание в семье»;
- рекомендации: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»;
11 Основной этап:
Образовательная область Содержание Задачи
Социально-коммуникативное развитие - сюжетно-ролевые игры:
«Идём на концерт», «Веселый оркестр», «Карнавал»,
«Магазин музыкальных инструментов»;
- дидактические игры:
«Четвертый лишний»
Лото», «Стучалки»,
«Работа и забава»
«Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов».
«Угадай, кто я»
«Найди похожий звук»,
«Шумовые коробочки», «Столовый музобоз», «Музыканты», «Кукушка»
«Собери оркестр», «Дирижер»
«Музыкальные лоскутки» «Веселый скрипач» «Барабанщик», «Оркестр»;
«Игра с жестами»
«Угадай, на чем играю»;
«Гномики и феи»;
«Музыкальный теремок»;
«Подбери инструмент»;
«Музыкальный кубик»;
«Кубик-оркестр»
-словесная игра:
«Хорошо – плохо» («Черное-белое», «Кто это был?», «Назови инструмент», «Угадай-ка»;
-Рассматривание альбома «Музыкальные инструменты»;
- загадывание загадок о музыкальных инструментах;
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.
Развить желание вместе с взрослым и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
Познавательное развитие - совместная деятельность с детьми:
«Зачем людям музыка?»
«Град струнных инструментов»,
«Загадки духовых инструментов»,
«История появления первого музыкального инструмента»,
«В стране ударных инструментов»;
«В гостях у клавишных инструментов»;
- «В стране русских народных инструментов»;
«Путешествие в мир музыки»;
Знакомство с симфоническим оркестром.
- Презентации:
«Деревянные истории», «Металлические фантазии»,
«Стеклянное королевство»;
Художественно-эстетическое развитие
- Чтение рассказов:
«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»;
- стихотворений о музыкальных инструментах;
-рассматривание картин знаменитых художников (на которых изображены музыкальные инструменты).
- продуктивная деятельность: «Мастерская музыкальных инструментов» : шумовые и ударные инструменты (ручной труд);
- выставка детских творческих работ: «Музыкальная шкатулка» (раскрашивание музыкальных инструментов в раскрасках)
- музыкальная деятельность : прослушивание симфонического оркестра;
Песня «Веселый музыкант»; муз. А. Филиппенко;
Песня «Вовин барабан», муз В. Герчик;
Песня «Кастаньетки»,
«Калинка» (р. н. п.) (игра на музыкальных инструментах);
«Коробейники» (р. н. танец с ложками);
Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус
Речевое - Составление творческих рассказов: «Если бы я учился в музыкальной школе»;
- беседа:
«О профессии музыканта»;
«Из чего сделан инструмент»;
Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок», «Веселый старичок», «Хрустальный колокольчик»;
-Разгадывание музыкальных кроссвордов;
-Разгадывание музыкальных ребусов;
-Придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты;
Упражнение на дыхание: «Ветерок», Д/и «А+Б», «Легкий ветерок»;
Расширить преставления о труде взрослых
Физическое развитие Подвижные игры:
«Ворон»
«Водят пчелы хоровод»
«Веселые музыканты», «Соберись вокруг своего инструмента»
«Раз, два, три… ко мне беги!"»
Заключение
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.
Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.
Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий