елена кравченко
Проектная деятельность по нравственно — патриотическому воспитанию детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Поведниковская СОШ»
Проектная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию детей 2 – 3 лет
Воспитатель : Кравченко Елена Андреевна
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию
Сроки реализации: 1 год
Проект долгосрочный, групповой.
Участники проекта : Воспитатели, дети, родители, специалисты.
Публикация «Проектная деятельность по нравственно — патриотическому воспитанию детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Актуальность проекта.
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.
Цель: пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
- знакомить с русскими народными подвижными играми;
- знакомить с народными музыкальными инструментами;
-знакомить с русскими народными промыслами - матрешка.
Развивающие:
- развивать игровые, познавательные, сенсорные,
музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности;
- учить овладевать образно-игровыми имитационными движениями в сочетании с музыкой.
Воспитательные :
- воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к музыкальным игрушкам, в том числе сделанным своими руками;
- пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр- забав.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит :
• Заложить основу патриотического воспитания у детей
• Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.
План работы
Этапы формирования Работа с детьми Работа с родителями.
Подготовительный этап.
Реализация проекта.
Подведение итогов проекта.
Сентябрь
Октябрь.
Ноябрь.
Декабрь.
Январь.
Февраль.
Март.
1. Наш детский сад (экскурсия)
2. Беседы: о семье, о дружбе, моя семья, вежливые слова
3. Знакомить детей с устным народным творчеством: сказки («Колобок» «Курочка Ряба», «Грибок-теремок», «Репка», потешки («Как у нашего кота», «Водичка, водичка…», колыбельные песни и т. д.
4. Знакомить с народными музыкальными инструментами – погремушка, бубен, колокольчик, трещотка
5. Познакомить с танцевальной песней «Погремушки»; народной хороводной игрой «Ходит Ваня»; народной подвижной игрой «Гуси-гуси»
6. Посильная помощь на участке (уборка листьев, корм для птиц)
7. Театрализация сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок»
1. Воспитывать любовь к родной природе: потешки и заклички («Приди весна с радостью»; «Здравствуй, солнышко-колоколнышко»)
2. Знакомство с народно-прикладным искусством (матрешка)
3. Д/И «Оденем куклу на прогулку», «Мы веселые матрешки» «Подбери кроватку матрешке»
4. Знакомство с народно-прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки)
5. Игры с оловянными солдатиками и игрушечной боевой техникой (танк, самолет)
6. Народная подвижная игра «Заинька»; пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…»; хороводная игра «Мыши водят хоровод»; танцевальная песня «Мы – веселые матрешки»;
7. Рисование сарафанов для матрешки, лучиков для солнышка
8. Досуг «Курочка Ряба»
1. Беседы «Моя любимая мамочка» «Что такое хорошо и что такое плохо», «Чему учат сказки»,
2. Изготовление подарка «Букет для мамы»
3. Театрализация сказки «Теремок»
Заинтересовать родителей данной проблемой
Дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка дошкольного возраста
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.
Рекомендации для родителей
Предложить родителям совместно с детьми побывать на Красной площади, понаблюдать за сменой караула у вечного огня.
Вспомнить традиции своей семьи
Папка – передвижка по нравственно – патриотическому воспитанию
Попросить помощи в изготовлении декораций и атрибутов для спектакля.
Выполнение проекта
Работа с детьми
1. Использование народного фольклора
В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.
В адаптационный период используются уговорушки, потешки для новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка – хороший, Ванечка – пригожий!».
На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…», «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка…».
Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик – дедушка.».
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…».
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…».
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Умению регулировать темп, громкость речи способствуют заклички:
«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!», «Дождик-дождик, полно лить», «Радуга-дуга, не давай дождя!».
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно: «Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки…».
Колыбельные песенки: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка, не лай, белолапа, не скули, мою детку не буди».
Прибаутки или забавушки предназначены для развлечения малыша:
И-та-та, и-та-та, вышла кошка за кота,
За кота-котовича, за Иван Петровича.
Одна из разновидностей прибауток небылицы – перевертыши:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице,
Тимошка на кошке по кривой дорожке.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку.
На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.
Я рыжая лисица я бегать мастерица,
я по лесу бежала, я зайку догоняла.
И в ямку – бух!
Приобщение детей к народным музыкальным инструментам важная часть проекта. Это помогает глубже узнать русскую культуру и традиции народа. Дети с удовольствием играют на народных музыкальных инструментах, создают оркестр или играют индивидуально (ложки, трещотка, дудочка, барабан, бубен).
Народные игрушки (дымковская, филимоновская) знакомят детей с народными промыслами. Они дают возможность расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством. Дети с интересом разглядывают и играют в такие игрушки, таким образом приобщаясь к народным традициям и истокам.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям: слушайся родителей, уважай старших, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаем детей к участию. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «Теремок».
Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору».
Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки».
2. Дидактические игры
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.
Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.
В работе с детьми используем такие игры как:
«Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Собираем урожай», «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета, «Разноцветные ленточки», «Папе, маме, малышу», «Поможем кукле одеться»,«Покажи, кого назову», «Сделай, как я», «Давайте познакомимся», «Кружок», «Паровозик», дидактические игры с матрешками и т. д.
3. Рассматривание картин, иллюстраций
• «Труд людей зимой, осенью»,
• «Домашние и дикие животные»,
• иллюстративный материал «Матрешки»,
• серия картин «Как правильно себя вести»
• предметные картинки по теме «Моя семья»
• «Узнай сказку»
4. Художественная литература
Произведения народного фольклора: сказки, стихи, песенки пользуются у детей большим успехом. Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко, «Теремок» и т. д. ; чтение и заучивание стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота» и т. д.
5. Целевые прогулки, наблюдения
Для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудовой жизнью взрослых используются прогулки и наблюдения. Чтобы ребенок не был лишь созерцателем, включаем его в работу по благоустройству участка детского сада. Организуем подкормку птиц зимой, наблюдения за животными, уход за ними с целью формирования бережного отношения к природе. Акцентируем внимание детей на значимости их труда для остальных.
Итоговая работа
Театрализация сказки "Теремок".
Ведущая приглашает детей поиграть на музыкальных инструментах.
Ведущая: Ах, какие молодцы! И танцоры, и актёры! Приглашаем всех зверей и детей в Карусель поиграть. Музыка к игре.
-Вот и закончилось наше путешествие в сказку "Теремок".
Спасибо нашим актерам, за такую интересную весёлую сказку.
Результат работы:
Заложены основы патриотического воспитания у детей, а также, важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Дети приобщились к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.