Кристина Амбарцумян
Проект «Мир эмоций глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Решаемая проблема: Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Публикация «Проект „Мир эмоций глазами детей“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
В настоящее время взрослые зачастую забывают о важности эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Цель проекта : Создание условий для знакомства детей с миром эмоций, развитие умений их различать и понимать, обучение способам адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Задачи проекта :
Образовательные задачи
Закрепить у детей знания об основных эмоциях : радость, удивление, страх, гнев, испуг и др.
Учить распознавать эмоционального проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика, голос, жесты.
Обращать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Воспитательные задачи
Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
Помочь детям отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, препятствующие полноценному личностному развитию;
Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
Развитие чувства эмпатии, выразительности речи и движений.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Краткая аннотация проекта : данный проект был реализован на базе структурного подразделения – «Детский сад №1 «Одуванчик». В процессе реализации проекта были рассмотрены основные эмоциональные состояния (Радость, грусть, гнев, печаль и др.) и для каждого из них были смоделированы социальные ситуации и способы поведения в них. Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка. Структура проекта предполагает проведение ряда исследований по данному направлению в самостоятельной и совместной образовательной деятельности.
Результатами проекта стали :
- коллективная детская работа: коллаж «Эмоции глазами детей»(фото 1);
- выставка детских рисунков (фото 2);
- изготовление дидактической игры «Я и мое настроение» (фото 3);
- буклеты для родителей и воспитателей.
По продолжительности проведения – среднесрочный (продолжительность 3 недели)
По территории реализации: внутренний (так как проект был реализован внутри дошкольного образовательного учреждения)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители, педагоги.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Повышение уровня эмоционального развития детей;
Развитие способностей детей контролировать свои эмоции;
Расширение словаря детей эмоциональной лексикой;
Сформированное осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Закрепление навыков доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретических (анализ педагогической и психологической литературы, программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста).
- практических (наблюдение, подвижные и эмоционально-экспрессивные игры, беседа, анализ жизненных ситуаций, тематическое рисование).
В основу системы работы легли следующие принципы, обеспечивающие развитие личности дошкольника: индивидуальный подход, безусловное принятие детей, учет направленности интересов дошкольников, принцип психологической комфортности, здоровьесберегающий принцип, принцип взаимодействия, принцип позитивности, ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка и др.
Направляющие проект вопросы
Проблемные вопросы:
Что влияет на мое настроение?
Как можно понять чувства другого человека?
Может ли игра помочь выразить чувства?
Учебные вопросы:
Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?
Как эмоции проявляются в поведении?
Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами?
Что влияет на наши чувства?
Основополагающий вопрос: Зачем детям игра?
План проведения проекта
Подготовительный этап включал в себя:
- формирование темы проекта, его цели и задач;
- подбор и анализ методической литературы;
- подбор наглядного материала (пиктограммы «Эмоции» (фото 4) и необходимого оборудования;
- разработка плана занятий с детьми;
- проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»);
- формирование детской группы.
Основной этап включал в себя:
- организация совместной деятельности с детьми над проектом;
- проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр;
- оформление результатов работы над проектом.
Завершающий этап включал в себя:
- презентация результатов проекта;
- выставка детских творческих работ;
- обсуждение и дополнение проекта.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников в качестве дополнения к разработанным занятиям использую тренинговые программы С. В. Крюковой:
1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!». Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.
В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.
В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.