ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА
Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый народ не просто хранит исторически
сложившиеся воспитательные традиции и
особенности, но и стремится перенести
их в будущее, чтобы не утратить исторического
национального лица и самобытности»
А. П. Гужвин
Почетный академик Международной
экологической академии
глава администрации
Астраханской области
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.
Публикация «Проект по организации мини-музея в ДОУ „Не забыть нам их подвиг великий!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема заключается так же в том, что нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает.
По мнению А. П. Гужвина «Историческое развитие человечества невозможно без передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим. С точки зрения воспитание детей есть формирование нашего будущего. К нему и обращена своими целями и задачами педагогика, имеющая серьезный этнический аспект, которым не станет пренебрегать настоящий воспитатель»
Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
В нашем детском саду постоянно рождаются новые проекты. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музея, которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
Подготовительный этап: в рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении.
Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды. Над проектом работала творческая группа педагогов: Андреева Елена Борисовна, Каленова Ольга Александровна, Леликова Наталья Константиновна, Рыбашлыкова Наталья Геннадьевна. Руководитель проекта : Калмыкова Елена Владимировна.
Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяли тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.
Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – музея «Не забыть нам их подвиг великий!» - его функциональность и целесообразность.
Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
При создании проекта мы опирались на рекомендации:
- ст. преподавателя кафедры гуманитарных общественных дисциплин ГАОУ АО ДПО «АИПКП» Ткачевой Э. Ю. ;
- заведующей научно-просветительским отделом Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина Страшко И. В. ;
- руководителя Зала боевой и трудовой славы МБОУ «СОШ №13», учителя истории и обществознания Соболевой Л. Н.
Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.
Целью создания мини-музея является
формирование у детей знаний об историческом прошлом страны связных с Великой Отечественной войной 1941-1945годов.
Цели педагогов:
- знакомить дошкольников с боевыми подвигами народа в годы
Великой Отечественной войны, с местами боевой славы, с песнями военных
лет;
- ориентировать родителей на приобщение детей к истории военных лет,
совершенствовать педагогику сотрудничества;
- обеспечивать условия для патриотического воспитания детей.
Задачи:
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие навыков восприятия музейного языка;
- выявление творческих способностей детей;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества;
- содействие развитию у детей: начал исторического и гражданского
самосознания, ощущения причастности к культуре, истории родного края.
В военно-историческом мини-музее детского сада "Не забыть нам их подвиг великий" представлены экспозиции:
1. «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»
2 «.Книги о войне» (мини-библиотека)
3. «Письма с фронта»
4. «И танки наши быстры…»
5. «Дорогой Победы наших дедов»
Мини - музей "Не забыть нам их подвиг великий" является предметной развивающей средой для детей «Детского сада №11». Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея "Не забыть нам их подвиг великий" реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.
Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с историческими и этнографическими музеями города.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.
Практический этап: это непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музея : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
Творческая группа в целях формирования у воспитанников ценного отношения к военной истории родного края организовала работу по поиску и изучению документов времен Великой Отечественной войны.
В процессе создания мини-музея учитывались следующие принципы:
интеграции - мини-музей учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности - мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности, т. е. использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д. ;
природосообразности - мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
научности - представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
гуманизации и партнерства - мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
культуросообразности - мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
динамичности и вариативности - экспозиция мини-музея постоянно дополняется и обновляется с учетом возрастных особенностей детей группы;
разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента - мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Формы, методы и приёмы работы.
Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.
Реализация проекта по созданию и организации деятельности мини-музея «Не забыть нам их подвиг великий!»
Что имеем?
- Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.
- Наличие программы «Я – астраханец».
- Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.
- Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с историей культурой города и края.
- Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.
Что планируем сделать?
- Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры города и края, музеями и выставками, салонами, институтами культуры и образования, с Домами детского творчества, с Музеями Боевой славы и т. д.
- Проведение праздников и развлечений, посиделок, мероприятий с детьми и взрослыми.
- Участие в праздниках, акциях, проводимых в районе и в городе.
- Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.
- Посещение культурных учреждений города и праздников, проводимых администрацией города.
- Организация встреч с ветеранами ВОВ и интересными людьми.
- Организация уголков родного края в группах.
- Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
- Организация библиотеки книг художественного и краеведческого содержания.
- Оформление тематических стендов.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
- Разработка перспективных планов работы по данному направлению.
- Организация кружковой работы.
- Организация выставок работ детей и родителей.
- Выявление лучшего семейного опыта воспитания.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:
- Понимание национальных ценностей.
- Посещение историко-краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.
- Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.
Принципы функционирования музея:
- Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
- Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
- Интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
- Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
- Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей.
Характеристика помещения: мини-музей располагается в кабинете музейной педагогики общей площадью 9,1 кв. м. на 1 этаже 2 этажного здания; освещение естественное и люминесцентное (8 ламп); хранение экспонатов в шкафах, контейнерах, особо ценные экспонаты хранятся в сейфе.
В зале расположены шкафы и настенные стенды. Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен. На полках и в удобных современных боксах расположены историко-этнографическая литература, дидактическая и художественная литература, диафильмы, слайды, карты и схемы.
Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста.
Имеются:
- книга отзывов и предложений,
- инвентарная книга поступлений и учета экспонатов.
Оценка фонда
В фонде мини-музея насчитывается около 10 подлинных экспонатов и 50 имитирующих экспонатов. В нашем мини-музее имеются наиболее ценные экспонаты, переданные командиром сводного поискового отряда «Лотос» Кучеровой Н. В. История этих предметов, времен ВОВ, пользуется огромным интересом среди детей и взрослых. Данные предметы были найдены при раскопках на «Вахтах Памяти» в Калужской области и Республики Калмыкия Яшкульский район посёлок Хулхута.
Физическое состояние: Представленные предметы находятся в удовлетворительном состоянии. Все предметы подвергаются при поступлении в фонд мини-музея чистке с учетом специфики материала, из которого они изготовлены. Предметы одежды стираются, проветриваются.
Учет и хранение:
В музее имеется книга поступлений (инвентарная книга, где указываются:
- дата поступления экспоната в музей;
- инвентарный номер экспоната;
- полное наименование предмета на русском языке;
- приблизительная датировка, автор, мастер, место производства;
- материал;
- техника выполнения;
- размер, количество;
- сохранность;
- откуда поступил, ФИО владельца;
- примечание
Условия хранения удовлетворительные.
Экскурсионно-массовая работа: Основные посетители – дети, посещающие детский сад, родители, педагоги микрорайона, учителя школ и школьники.
Материалы мини-музея широко используются на занятиях по патриотическому воспитанию, в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании праздников, при подготовке к занятиям.
Заключительный этап: подведение итогов работы, открытие мини-музея в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музей детского сада продолжает обновляться новыми экспозициями. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие - М. : ЦГЛ., 2005
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества /под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006
4. Дарешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С. 19-22
5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С. 8-9
6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. -М. :АРКТИ,2003
7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1
8. Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.
10. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И. В. и др. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005
11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. -М. :ТЦ сфера, 2003
12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ. -2005, №1