Светлана Зуйченко
Проект «Мини-музей под открытым небом «Хата казака» с кубанским подворьем»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Срок реализации проекта: долгосрочный (12 месяцев)
Участники проекта: коллектив МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 33, воспитанники ДОУ, родители воспитанников.
Цель проекта: создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре, традициям кубанского казачества через организацию мини-музея.
Задачи проекта:
С педагогами:
Публикация «Проект „Мини-музей под открытым небом „Хата казака“ с кубанским подворьем“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2) стимулировать самообразование педагогов.
С детьми:
1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
2) способствовать формированию интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям кубанского казачества, знаний и представлений детей;
3) дать понятия о мудрой науке строительства жилища, традиционном назначении и использовании каждой части хаты, повседневном убранстве, кубанском костюме; гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;
4) закрепить знания о народных промыслах и их использовании в украшении казачьего быта;
5) дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях кубанского казачества, о народном календаре.
С родителями:
1) заинтересовать родителей в создании мини-музея;
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Актуальность проблемы
В рамках реализации инновационного проекта ДОУ «Ознакомление дошкольников с традициями и бытом кубанского казачества» коллектив детского сада создаёт особые условия, в том числе, особую развивающую среду, необходимую для решения поставленных задач. Примером может служить разработка и реализация в ДОУ управленческого проекта «Мини-музей под открытым небом «Хата казака» с кубанским подворьем»
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап (организационный)
- Подбор и изучение методической литературы.
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;
- Разработка модели мини-музея.
- Изготовление в каждой группе макета жилища казака и кубанского подворья с участием воспитанников и их родителей.
- Создание кубанских уголков на игровых участках ДОУ.
Основной этап (этап реализации проекта).
- Подготовка материалов и строительство турлучной хаты, её обустройство.
- Сбор экспонатов – предметов быта кубанских казаков, декоративно-прикладного творчества.
- Планировка и обустройство кубанского подворья.
- Проведение экскурсий, развлечений, посиделок согласно плана работы мини-музея.
Заключительный этап
- Подготовка презентации по проекту.
- В рамках ежегодного «Дня открытых дверей» для родителей организация открытия мини-музея под открытым небом «Хата казака» с кубанским подворьем
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
Воспитанник:
- Дети хорошо знают о быте и традициях кубанского казачества;
- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
- владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
- знают способы изготовления макетов, умеют применить их на практике:
- дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;
- возникает желание доискиваться до сути происходящего;
- испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности;
- имеют адекватную самооценку;
Педагог:
- имеет глубокие знания о кубанской народной культуре, что позволяет свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал с учетом возраста детей;
- появился интерес к истории и традициям кубанского казачества, желание передавать свои знания детям и их родителям;
- накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями.
Родитель:
- активный и заинтересованный участник педагогического процесса.
Продукты проектной деятельности:
- Мини-музей под открытым небом «Хата казака» с кубанским подворьем;
- кубанский уголок с макетом жилища и подворьем в каждой возрастной группе;
- элементы кубанского подворья на игровых участках.
Список используемой литературы:
1. Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. «Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы» Издательство «Мир Кубани» 2007г.
2. Маркова В. А., Данилина Л. М. Прасолова З. Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.
3. Маслов Л. В. «Кубанская старина» Издательство «Перспективы образования» 2008г.
4. Мирук М. В, Науменко Т. А. «Введение в историю Кубани: пособие для учащихся начальной школы» Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2005.
5. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.
6. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.
7. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
8. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении