Наталья Рябова
Проект мини-музей в детском саду «Чудо-ложка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Проект
мини- музей в детском саду
«Чудо – ложка»
Подготовила воспитатель
группы раннего возраста «Ягодка»
Рябова Наталья Николаевна
деревня Оманово
2015 год.
Почему я создала мини- музей.
Публикация «Проект мини-музей в детском саду „Чудо-ложка“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В нашем садике есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей раннего возраста сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей нашего возраста важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Поэтому я решила создать мини-музей ложки. Рядом с нами находятся два больших города - Семёнов и Городец, где занимаются производством и росписью ложек, в Семёнове есть два музея ложек, но так как дети нашей группы совсем маленькие, поэтому посетить эти музей мы не сможем. А вот создать мини-музей «Чудо-ложка!» в нашем садике мы можем.
История ложки.
Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.
Продолжительность проекта – долгосрочный
Тип проекта - познавательно-исследовательский
Участники проекта – дети группы, педагог, родители.
Возраст детей – дети 2-3 лет
Цель проекта – сформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете - ложке.
Задачи проекта :
Образовательные:
Обогатить представления детей:
об истории возникновения и временных изменениях ложки;
о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
Развивающие:
Развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами.
Развивать эстетическое восприятие.
Развивать творческие способности и фантазию дошкольника.
Развивать речь, расширять словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы: роспись. Создавать необходимую предметно–развивающую среду).
Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории.
Умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – театрализованная игра
Название итогового мероприятия проекта – театр «Ложки»
План и этапы работы по созданию
мини-музея «ЧУДО ЛОЖКА»
В процессе создания музейного комплекса пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
№ Название
этапа Содержание работы Сроки реал-ции Ожидаемый результат
1
Подготовительный этап.
- беседа с родителями
-сбор информации
- сбор экспонатов
- подбор
методической литературы, разработка НОД
сентябрь 2014
Определение темы и названия музея.
2
Практический этап. - Сбор экспонатов.
- Оформление выставки.
НОД
- Рисование «Украсим ложку»
- Лепка «Наша ложка хороша».
- Подарок для мамы «Кувшинка» (поделки с использованием пластмассовых ложек)
-Проведение экскурсий.
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкально-ритмические, подвижные, игры-забавы и т. д.)
- опытно-экспериментальная деятельность о видовом многообразии ложек (размер, форма, материал, функции)
- культурно-гигиенические навыки
- художественное слово (стихи, загадки, сказки, пословицы и т. д.)
- выставки детских работ, оформление мини музея
- развлечение
- Изготовление родителями книжек-малышек о ложке
Октябрь 2014 –
Апрель 2015
Выставка детских работ, выставка книжек-малышек
3
Подведение итогов
Экскурсия по мини-музею
май 2015 Создан мини-музей «Чудо-ложка»
Презентация проекта
Предполагаемый результат
К трём годам ребё нок: - знает, для чего нужна ложка; видит её отличительные признаки; - может дать элементарную оценку по внешним признакам; проявляет желание украшать силуэт посуды (ложки) посредством изобразительной деятельности.
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ
Наименование мини-музея : мини-музей «Чудо ложки»
Профиль музея: познавательный.
Цели и задачи:
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
знакомство детей с различными видами ложек,
Дать детям понятие о том, что человек создает для своей жизни.
Познакомить детей с историей создания ложки, настоящим.
Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей.
Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.
Закрепить знания о посуде и предметах сервировки стола.
формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Характеристика помещения: выставочный стенд в краеведческом музеи.
Площадь, занятая под экспозицию: 1 кв. м.
Руководитель мини-музея : Рябова Наталья Николаевна воспитатель группы раннего возраста «Ягодка».
Структура управления мини-музеем
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Приложение.
Загадки про ложку
Детские загадки про ложку :
Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю, есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка. (Ложка)
Долго черпал экскаватор
Суп, картошку и салаты. (Ложка)
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою. Отправляю в рот. (Ложка)
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка)
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их (ложка)
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте (ложку!
Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно … (Ложка)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Стихотворения про ложку.
Т. Цыбульская
- Вот и сладкий творожок,
Съешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, съем!
А вот ложки я не ем!
В. Левин
Стоял кораблик-ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам.
Плывёт кораблик-ложка,
А Лешка его:– АМ
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
Деревянные ложки —
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!
Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай
И смелее управляй!
Ложкой неотложкой :)
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко
Тетушка Ау
Вилка обожает макароны.
Ложка любит каши и бульоны,
Но, учти - столовая, не чайная!
Чайная - сластёна чрезвычайная!
Каждый раз ныряет с наслажденьем
В вазочку с желе или вареньем!
А вот капать в ложечку лекарство -
Это, в высшей степени, коварство!
От микстуры, так уж получается,
Ложка моментально. огорчается!
С. Русановская
Серебряная ложка
Помятая немножко,
Блестящая и чёрная,
На талии узорная-
Старинная серебряная ложка.
Среди своих подружек-
Весёлых шумных ложек
Она всегда принцесса
И королева тоже.
И маленького Мишу
Всё кормит понемножку,
Всё королевской кашей
Серебряная ложка.
А. Алферова
– Ты зачем, большая ложка,
заставляешь есть окрошку?
Ложку я в руках верчу –
есть окрошку не хочу.
– Ложка моя ложечка,
подожди немножечко,
По тарелке не стучи,
полежи и помолчи!
Но ответила мне ложка:
– Очень вкусная окрошка!
Я по донышку стучу –
накормить тебя хочу.
Кацо
Я поел совсем немножко -
у меня пропала ложка!
Может, ложку ветром сдуло?
Я искал ее под стулом,
под буфетом, под столом -
весь почти облазил дом.
Я б искал еще полдня -
мама подняла меня.
-Что за наказанье прямо,
суп остыл,- сказала мама,-
подогрею, съешь немножко,
дам тебе другую ложку.
И к кастрюле на горелке
понесла мою тарелку,
наклонила слить и - чудо! -
ложка выпала оттуда!
Ой как вкyсно пахнет щами!
Кто обедать бyдет с нами?
Стаpший бpат несет обед
А y Сони ложки нет.
Разве Соня виновата?
Ложка спpяталась кyда-то.
Hет ее ни там ни здесь
Значит можно щи не есть!
Бp ат сказал: Постой немножко.
Вот тебе дpyгая ложка -
С тонкой pyчкой завитой,
Это ложка лyчше той!
Стала Соня щи любить,
Ложкy новyю хвалить!
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
От обеда до обеда
Сева сущий непоседа.
Вот его мы отловили,
Усадили, закрепили,
Дали в руки три игрушки
(Уточку и погремушки).
Предлагаю Севе кашу
Головой в ответ он машет:
"Нет, мамаша, Вашу кашу
Вы себе на хлеб намажьте,
Дайте мне большую ложку,
Съем-ка я котлет с картошкой. ".
Обещанья, уговоры,
Пляски, игры, разговоры:
"Эту ложечку за маму,
Голову держи-ка прямо,
Эту ложечку за папу,
Все вокруг уже уляпал,
Эта ложка за соседа,
Эта ложечка за деда,
Две последних за бабулю. "
Так и съели всю кастрюлю.
О. Богдан
Я сегодня всем сама
Ложки к ужину дала.
Ложка первая себе,
Маме дам – их будет две.
Третью папе я кладу
Привыкаю так к труду.
Ложка бабушке – четыре,
Нет бабули лучше в мире.
Пятую котёнку дам,
Но Василий наш упрям.
Кот лакает молоко,
Кушать ложкой нелегко!
Он её не хочет знать,
Как его мне воспитать?
Ложку в лапы не берёт,
В молоке усы и рот.
Н. Родивилина
У маленькой Саши
Победа над ложкой:
Овсяную кашу
Всю съела до крошки.
Ну, может, немножко
Под стол уронила,
Ведь с кашею ложка
Ужасно шалила!
Измазала ножки
И щечки, и ушки
И даже, у кошки
Прилипла к макушке,
Зато накормила
Зайчишек и мишек
И всех угостила
У кукол детишек.
И пусть замарала
Всю шубку у кошки -
Послушною стала
Любимая ложка!
Ю. Кушак
Каляда-калядка,
Ехала лошадка - с вороною холкой,
Золотою челкой,
Такая благородная, но очень уж голодная!
Так и бьют копыта:
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
- Ты не жмурься,
А ложку возьми
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
А теперь с Ванюшею
Супу я покушаю:
Это же глупо -
Остаться без супа!
Ване ложечка,
И мне немножечко!
Ване ложечка,
И мне немножечко!
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
«Мы на ложечках играем»
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки — пусть не фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.