Олеся Коцубенко
Проект «Мини-музей «История возникновения денег»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Название проекта : «История возникновения денег»
Авторы проекта : Коцубенко Олеся Александровна, воспитатель
Бац Екатерина Юрьевна, воспитатель
Образовательная область, в рамках которой проводится работа по проекту :
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Возраст воспитанников, на которых рассчитан проект : 6-7 лет
Состав участников проекта : Воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители дошкольников.
Публикация «Проект „Мини-музей „История возникновения денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. История возникновения денег
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : Информационно-практико- ориентированный
Актуальность:
Мини-музей «История возникновения денег» – это познавательный центр, который позволит сделать слово «музей» привычным и привлекательным для дошкольников, будет способствовать формированию представления у них о возникновении денег, их истории, всестороннему познанию окружающего мира, и поможет детям лучше познать мир взрослых. Экспонаты из мини-музея могут использоваться для проведения занятий и стать предметом интересной беседы или цикла бесед.
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления о том, что в разные времена были разные деньги.
Цель проекта :
Создание мини-музея «История возникновения денег» для знакомства дошкольников с историей возникновения денег и изменения их форм и вида; изучения и систематизирования знаний в области возникновения денег, их происхождения и сущности; формирования устойчивого интереса к приобретению новых знаний по финансовой грамотности.
Задачи проекта :
1. Разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
2. Расширить кругозор детей, дать новые знания о деньгах и денежных знаках, познакомить с историей возникновения денег и денежного обращения.
3. Обобщить и систематизировать информацию о понятии «деньги» и их эволюции во времени.
4. Развивать у детей умение ориентироваться в информационном пространстве, применять полученные знания в повседневной жизни.
5. Формировать у детей проектно-исследовательские умения и навыки, детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Цель: разработка плана реализации проекта, выделение предполагаемых направлений работы.
Основной этап:
Цель: сбор и изучение литературы, различных источников интернета в соответствии с выбранными направлениями работы, систематизация и анализ полученных данных, определение способа оформления конечных результатов, создание мини-музея «История возникновения денег», привлечение родителей к реализации проекта.
Заключительный этап:
Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.
Ожидаемый результат:
В групповой комнате созданы условия для развития познавательной активности через РППС;
у детей появился интерес к музейной культуре;
дети имеют представления об истории возникновения денег, их предназначении;
вызвано желание у родителей дошкольников участвовать в совместных мероприятиях в ДОО;
повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.
Предполагаемые продукты проекта :
Мини-музей «История денег» (экспонаты и коллекции).
Виртуальные экскурсии по «Музеям денег» городов России.
Сроки реализации проекта :
Подготовительный этап: январь-февраль
Основной этап: март-апрель
Заключительный этап: май
ВВЕДЕНИЕ:
Проект по формированию финансовой грамотности Мини-музей «История возникновения денег» включает:
- актуальность;
- цель и задачи;
- сроки и этапы реализации;
- планируемые мероприятия;
- ожидаемые результаты;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития.
Проект по формированию финансовой грамотности детей в подготовительной к школе группе детского образовательного учреждения разработан для реализации целей финансового просвещения детей в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта способствуют формированию представления у дошкольников о возникновении денег, их истории. Ведут к всестороннему познанию окружающего мира, помогают детям лучше познать мир взрослых.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, их родителями и воспитателями детского учреждения, способствует развитию эмпатии между детьми и взрослыми.
Данный проект реализован с воспитанниками подготовительной к школе группы МБДОУ Детского сада №3 «Светлячок».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуальность проекта :
Современные дети встречаются с экономическими отношениями находясь в самом раннем возрасте. Дети, в большинстве своем, регулярно вместе с родителями посещают магазины, при них совершаются покупки, дети видят обмен товаров на деньги. Отсюда, уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к истории денег, хотят узнать «Какими деньги были?», «Откуда они появились?», «Для чего нужны деньги?». Одним из способов, где дети могут получить полноценные ответы на эти вопросы — это посещение музеев, но как показывает опыт, многие родители дошкольников считают, что детям этого возраста еще рано посещать такие учреждения.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому, возникла идея создания в групповом помещении Мини-музея «История возникновения денег». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, где важной особенностью является участие в их создании детей и родителей. Кроме того, в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее можно - можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что несомненно стимулирует познавательный интерес детей.
Данный проект способствует развитию и образованию детей в следующих направлениях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта : создание мини-музея «История возникновения денег» для знакомства дошкольников с историей возникновения денег и изменения их форм и вида; изучения и систематизирования знаний в области возникновения денег, их происхождения и сущности; формирования устойчивого интереса к приобретению новых знаний по финансовой грамотности.
Задачи проекта :
1. Разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
2. Расширить кругозор детей, дать новые знания о деньгах и денежных знаках, познакомить с историей возникновения денег и денежного обращения.
3. Обобщить и систематизировать информацию о понятии «деньги» и их эволюции во времени.
4. Развивать у детей умение ориентироваться в информационном пространстве, применять полученные знания в повседневной жизни.
5. Формировать у детей проектно-исследовательские умения и навыки, детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
1. Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.
2. Принцип опоры на интересы ребёнка.
3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип сотрудничества.
Сроки и этапы реализации проекта :
Подготовительный этап: Разработка плана реализации проекта, выделение предполагаемых направлений работы. (январь-февраль)
Основной этап: Сбор и изучение литературы, различных источников интернета в соответствии с выбранными направлениями работы, систематизация и анализ полученных данных, определение способа оформления конечных результатов, создание мини-музея «История возникновения денег», привлечение родителей к реализации проекта. (март-апрель)
Заключительный этап: Оценка результатов деятельности, подведение итогов. (май)
Планируемые мероприятия:
Направление работы
Мероприятия
Работа с детьми
Беседы, беседы-рассуждения:
«Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое деньги?», «Откуда деньги появились?», «Для чего нужны деньги?».
Чтение художественной литературы
«История денег, рассказы для детей», «Деньги - что это?», пословицы и поговорки о финансах.
Просмотр детских фильмов:
«Как старик корову продавал», «Каникулы в Простоквашино», «Кот в сапогах», «Уроки Тетушки Совы. Азбука денег».
Дидактические игры музейного содержания:
«Третий лишний», «Что перепутал юный экскурсовод?», «Деньги других стран», «Собери купюру и назови страну», «Какие предметы носили роль денег?», «Обмен».
Сюжетно-ролевые игры
«Банк», «Интернет-магазин».
Работа воспитателей:
Практическая
Изготовление части экспонатов и коллекций мини-музея, атрибутов к сюжетно- ролевым играм.
Организационно-образовательная деятельность
Подготовка конспектов и методических разработок по теме (презентаций, виртуальных экскурсий).
Работа с родителями:
Практическое задание для родителей
Изготовление части экспонатов и коллекций мини-музея, атрибутов к сюжетно- ролевым играм.
Ожидаемые результаты:
В групповой комнате созданы условия для развития познавательной активности через РППС.
У детей появился интерес к музейной культуре.
Дети имеют представления об истории возникновения денег, их предназначении.
Родители приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий проекта.
Воспитатели получили дополнительный опыт по обучению детей финансовой грамотности.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития:
Для активизации познавательной деятельности всю экскурсию по мини-музею мы разбили на 5 экспозиций:
1 «Привет из прошлого». Как всё начиналось? (История возникновения денег на Руси).
2 «Монетный двор». А сейчас как? (История современных монет).
3 «Валюта стран мира». А что в других странах? (Интересные факты о денежных знаках других стран).
4 «Техника – наш друг и помощник» (Знакомство с современными технологиями (электронные деньги, карта и т. д.).
5 «Игротека»
Также, было принято решение, что экскурсаводами в нем выступят сами дети.
Дальнейшее развитие проекта Мини-музей «История возникновения денег» предпологает проведения в нём экскурсий для детей других групп, Дня открытых дверей, пополнения экспонатами и коллекциями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотим отметить, что будучи дошкольниками дети уже интересуются историческими знаниями о прошлом, но в силу возрастных особенностей и незаинтересованности родителей не могут этих знаний получить.
Благодаря созданию в групповом помещении мини-музея «История возникновения денег» дети получат ответ на главный вопрос — «Откуда взялись деньги?», а также будут иметь представление об истории возникновения денег и как они «работают» в современном мире.
Важная особенность проекта в том, что в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лысикова О. В. Музеи мира. – М. : Флинта: Наука. 2002
2. Пантелева Л. В. Музей и дети. – М. : Дом «Карапуз», 2000
3. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. – М. :. Линка – Пресс, 2008
4. Труннова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. /Дошкольное воспитание. — 2006
5. Интернет-ресурсы