Татьяна Садыкьянова
Проект мини-музея «Игрушка-забава»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный (октябрь- май)
Участники проекта : Дети 1,5-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Размещение: в группе, на видном месте, на полках.
Актуальность проекта : Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра.
Публикация «Проект мини-музея „Игрушка-забава“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе и как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства и эмоции.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки.
Цели создания мини - музея :
1. Создание условий для формирования у детей целостной картины мира через игровую деятельность.
2. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь.
3. Развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек).
В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи:
Задачи:
- развитие у воспитанников познавательных способностей и формирования игровых навыков;
- формирование у дошкольников представления о музее;
- совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей;
- воспитывать заботливое отношение к экспонатам-игрушкам.
- способствование общению, совместной работе воспитателя с детьми и их семьями;
В основу решения этих задач положены следующие
принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Особенность мини-музея в том, что игрушка-забава : это нестандартный игровой предмет, вызывающий у ребенка чувство восторга и эмоциональный подъем, побуждающий к интенсивной веселой игре.
Основное назначение мини-музея - развивающее :
- малыши учатся играть со сложными игрушками;
- развивается речь ребенка;
- развивается мелкая моторика рук;
-Накапливается и обогащается эмоциональный и сенсорный опыт ребенка.
Планируемый результат проекта :
Дети:
1. Пополнить представление детей об игрушках
2. Проявлять интерес и желание играть с игрушками
3. Развивать речевую активность детей
4. Научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог
5. Научить детей бережнее относиться к игрушкам
6. Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым
Родители:
1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
2. Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
3. Составление фотоколлажа: “ Играем дома и в саду ”.
4. Изготовление игрушки – забавы своими руками
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
В начале работы мы определяли тему, цель, задачи и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для его размещения, производили сбор экспонатов, приготавливали необходимые атрибуты для оформления нашего мини – музея, проводили опрос родителей о том, какую помощь они смогут оказать в создании мини – музея «Игрушка – забава».
2. Этап реализации проекта.
Мини-музей располагается в помещении группы. Наш музей состоит из трех полочек: на нижней полке разместились игрушки – развивающие, на второй музыкальные игрушки, на третьей стукалки,необычные книги и народные игрушки из дерева.
Наш музей для детей раннего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей. Игрушки мелкие, крупные, яркие, звучащие, динамичные и развивающие. Такие как матрешки, стукалки, разборные машинки, дергунчики и другие.
Экспонаты могут двигаться, производить различные звуки (греметь, звенеть, говорить. Некоторые из них разбираются, другие же «включаются» простым движением руки.
Большую роль в создании нашего мини – музея сыграли родители, которые приносили экспонаты, таким образом, дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.
Игрушек, которые могут забавлять и притягивать внимание детей оказалось достаточно много и поэтому мы их распределили по видам:
-народные игрушки из дерева;
- музыкальные игрушки;
-необычные книги
-развивающие игрушки
-стукалки
Как используется. Основное назначение мини-музея — развивающее : малыши учатся играть со сложными игрушками, развиваются моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают свои названия экспонатам, учатся составлять коротенькие рассказы о них, знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь проходят в особой форме: воспитатель сначала предлагает малышам выполнить какое-то действие, а затем дает необходимые пояснения. Например, сначала выбираются игрушки, которые могут двигаться, затем те, которые разговаривают, и т. п.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Экспонаты музея используются во всех видах детской деятельности как совместной, так и самостоятельной, для проведения различных занятий, развлечений, подвижных и дидактических игр и во всех режимных моментах для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Для интеграции образовательных областей мы разработали перспективный план работы.
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
Образовательная область Мероприятия
Социально-коммуникативное развитие
Ноябрь
Игра-развлечение «Пришел Петрушка».
Цель: Воспитывать интерес к персонажам, эмоционально откликаться на происходящее, принимать активное участие в играх
Декабрь
«Мы на стульчиках сидим на игрушки мы глядим». Цель: развивать умение понимать речь воспитателя, навык фразовой речи, способствовать усвоению обобщающего понятия «игрушки».
Январь
Игра- развлечение «Выдувание мыльных пузырей».
Цель: Тренировка дыхательной системы, обогащать эмоции
Февраль
«Для чего нужны игрушки».
Цель: уточнить представления о том, для чего нужны игрушки.
Март
Игра- развлечение «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок».
Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.
Апрель
«Любимые игрушки». Цель: продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками, описывать игрушку и действия с ней.
Май
Игра-ситуация «Карусели»
Цель: Обогащать эмоции, пробудить двигательную активность детей.
Познавательное
развитие
Ноябрь
«Знакомство с матрешкой».
Цель: познакомить детей с народной игрушкой «матрешка».
Декабрь
«Разберем и соберем».
Цель: учить детей вместе разбирать и собирать пирамидку.
Январь
«Пирамидка».
Цель: учить последовательно собирать различные пирамидки.
Февраль
«Из чего сделаны игрушки».
Цель: учить определять названия игрушек и материал, из которого они сделаны
Март
«Корзина с игрушками».
Цель: развивать умение понимать речь воспитателя, навык фразовой речи, способствовать усвоению обобщающего понятия «игрушки».
Апрель
«Зайка».
Цель: Обследование зайки. Развивать интерес детей к игрушке; вызвать желание играть игрушкой; продолжать учить действовать с ней.
Май
«Игрушки в гостях у ребят».
Цель: формировать способность детей к диалоговой речи, учить отвечать на вопросы о какой-либо игрушке.
Речевое развитие
Ноябрь
Чтение художественной литературы:
А. Барто стихи из цикла «Игрушки».
Цель: Познакомить детей со стихотворениями. 3. Ч. Янчарского, перевод с польского В. Приходько «В магазине игрушек».
Беседа на тему “Зачем нужны игрушки? ”
Цель: Расширить знания детей об игрушках, играх с ними.
Декабрь
Русский фольклор «Пошел котик на торжок», Цель: Познакомить детей с русским фольклором.
Январь
Речевая игра «Русские матрешки»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.
Беседа на тему “Такие разные игрушки”
Цель: Расширить знания детей об игрушках, играх с ними.
Февраль
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Грузовик ” Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.
Март
Чтение и обыгрывание стихотворения Ю. Володина «Матрешка». Цель: Развивать память; речь. Вызвать желание играть с матрешкой.
Беседа на тему “Моя любимая игрушка”
Цель: Расширить знания детей об игрушках, играх с ними.
Апрель
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Зайка”. Цель: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем.
Май
Беседа на тему “Магазин игрушек”.
Цель: Расширить знания детей об игрушках, играх с ними.
Художественно-эстетическое развитие
Ноябрь
Музыкальная игра «Пляска с погремушками»
Цель: Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Аппликация «Улитка»
Цель: учить детей клеить готовые формы.
Декабрь
Рисование «Матрешки».
Цель: учить детей ритмичными движениями украшать силуэт матрешки.
Январь
Музыкальная игра «Карусели».
Цель: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание.
Февраль
Рисование «Дорога для грузовика».
Цель: Развиваем умение рисовать пальчиком длинные и короткие линии.
Музыкальная игра «Поезд».
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Март
Музыкальная игра «Лошадки».
Цель: приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается медленно.
Апрель
Лепка «Колечки для пирамидки».
Цель: учить детей раскатывать кусочки пластилина в ладонях прямыми движениями, свертывать в виде кольца.
Май
Музыкальная игра «Поезд».
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, упражнять в ходьбе, беге друг за другом
Физическое развитие Ноябрь
Подвижная игра «Карусели».
Цель: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание.
Декабрь
Подвижная игра «Лошадки».
Цель: приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается медленно.
Январь
Подвижная игра «Поезд».
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Февраль
Подвижная игра «Доползи до погремушки».
Цель: учить детей ползать в заданном направлении.
Март
Подвижная игра «Покатай матрешку».
Цель: Продолжать формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
Апрель
Подвижная игра «Пузырь».
Цель: закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его; учить согласовывать движения; развивать внимание.
Май
Игра «с Погремушкой»
Цель: Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием, развитие координации движения.
3. Заключительный этап
Мини-музей «Игрушки - забавы» помог нам установить положительные взаимоотношения с детьми, стимулировать развитие речи, внимания, памяти, слуховой сосредоточенности, способствовать развитию мелкой моторики детей.
Мини-музей становится неотъемлемой частью развивающей предметной среды группы.
Малыши очень любят свой музей, а родители с удовольствием пополняют его новыми интересными экспонатами.
Родители активно участвовали в создании музея, помогли пополнить коллекцию мини-музея, сделали игрушки-забавы своими руками, принимали участие в создании фотоколлажа «Моя любимая игрушка».
В дальнейшем работа в мини-музее «Игрушки-забавы» будет продолжена. Нами планируется пополнение мини-музея игрушками-самоделками.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественноречевую);
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками; дети пополнили свои знания об игрушках. Во время самостоятельных игр и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.
3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
4. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.