татьяна пирогова
Проект месяца по русской народной сказке «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
дети, родители, воспитатели.
Цель проекта :
формирование у ребенка социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной, художественно-эстетической.
Задачи проекта :
-развитие умения решать конфликтную ситуацию
-развитие речевых, игровых, познавательных способностей
-развитие логического, абстрактного и креативного мышления
Формулирование проблемы проекта.
Публикация «Проект месяца по русской народной сказке „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Работа начинается с чтения сказки «Заюшкина избушка», последующей беседы и выводах о поступке лисы.
Можно ли не осуждать лису, а посочувствовать и помочь (ведь у нее беда?
Таким образом перед детьми встает задача: как лисе выйти из ситуации по-другому.
Ожидаемый результат:
коллективно придуманная сказка с новой развязкой. Развитие детского словотворчества
Итоговый продукт проекта :
-выставка детских работ по сказке
-демонстрация сказки детям раннего возраста
-показ сказки внутри группы по новому сюжету
Организационный этап:
• Подбор книг и иллюстраций к сказке «Заюшкина ибушка»
• Изготовление реквизита к демонстрации сказки
• Изготовление настольного театра, театра косыночек, театра «Кукла-прыгунок»
• Подбор и сочинение игр по сказке
Продуктивный этап
Виды деятельности в проекте
Образовательная область дата Совместная деятельность Условия для самостоятельной деятельности Работа с родителями
Образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая, подгрупповая индивидуальная
Познавательно- интеллектуальное развитие 01.03
02.03
13.03
26.03 Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Экспериментирование:
-со снегом и льдом
- с деревянными предметами.
РЭМП: Д/И с геометрическими фигурами
Д/И «Кто больше сказок вспомнит?»
Д/И «Живые слова».
Просмотр сказки (настольный театр, беседа, придумывание новой версии сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке
Ведение альбома наблюдений в виде рисунков, аппликаций
Д/И «Танграм» (животные)
Пальчиковый театр
Д/И с геометрическими фигурами
Д/И «Что изменилось?»
Д/И «Где я был и что я видел» Д/И «Скажи наоборот»
Повторное чтение сказки перед сном Наличие книг и иллюстраций для рассматривания
Различные виды конструктора
блоки Дьенеша
Настольный театр
Д/И «Пазлы»
Д/И «Собери картинку», «Собери фигурку» Сбор бросового материала для изготовления настольного театра
Сбор книг «Заюшкина избушка» разных издательств
Разучивание стихотворного материала
Художественное развитие 15.03
16.03
20.03 Просмотр сказки (театр бибабо)
Аппликация «Избушки для лисы и зайчика»
Хороводная игра по сказке с использованием театра косыночек
Рассматривание иллюстраций Рачева, Васнецова к русским народным сказкам и сравнение образов персонажей Театрализованные этюды и ритмические игры:
«Зайчик»,
«Лисичка-сестричка»,
«Петушок золотой гребешок»
Изготовление из цветного картона персонажей сказки (вырезание по контуру, аппликация)
Р/И «Живая сказка»
Конструирование избушек из снега, веточек, бросового материала во время прогулки. Театр «Кукла-прыгунок»,
театр «Крышек» Принадлежности для рисования, лепки, рваной аппликации
оборудование театральной комнаты Изготовление родителями совместно с детьми персонажей сказки и декорации из любого материала
Помощь в изготовлении костюмов и декораций
Социально-нравственное развитие 22.03
23.03 Театрализованная игра по сказке (настольный театр)
Театрализованная игра по сказке с использованием изготовленных детьми декораций и персонажей с импровизациями
Игры с использованием пиктограмм Использование кукол бибабо в качестве игровых моментов в различных видах деятельности Театр бибабо для самостоятельного показа сказки
Костюмы и маски для организации сюжетно-ролевой игры Экскурсия в библиотеку
Физическое развитие В течение месяца Физкультурная пауза «Веселые зверята»
П/И «Лисичка и зайцы» Разучивание движений к игре
Пальчиковые игры Хороводная игра по сказке на утренней зарядке
Использование ритмических движений типа «Лисичка», «Зайчик», «Мишка косолапый» в различных видах детской деятельности Спортивный уголок
Маски для ритмических игр
Слушание музыкальных произведений
Аудио, видео материалы Совместное занятие
Приложение.
1. Театрализованные этюды проводятся перед зеркалом. Детям предлагается изобразить персонаж
(мимикой, жестами, движением).
Зайчик.
Был у зайца дом как дом,
Под развесистым кустом.
И доволен был косой:
-Крыша есть над головой! –
А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил.
Мерзнет заяц под кустом:
Никудышный этот дом.
Лисичка сестричка.
Ах ты, лисонька, лиса.
Ах ты, рыжая краса
Ты по лесу пробегаешь,
След хвостом ты заметаешь.
Петушок золотой гребешок.
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
На хвосте - узоры,
На сапожках – шпоры.
Петя зернышки клюет,
Звонко песенку поет.
Ребенок громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Медведь.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенку поет.
Ребенок: «Р-р-р!»
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
Собаки.
Разноцветная собачка
По лесу гуляет.
Разноцветная собачка
Хвостиком виляет.
Шла собачка через кочки
И вздремнуть легла клубочком.
2. Пальчиковые игры.
Название игры Текстовый материал Движения
Зайчик Зайчик серый скачет ловко.
В лапках у него морковка. Указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные - сжать в кулак.
Избушка - Приложить ладони друг к другу, оттопырив большие пальцы; медленно отодвигать друг от друга основания ладоней, стараясь не расцеплять пальцы.
Волк и лиса Серый волк бежит по лесу.
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста. Чтобы изобразить волка, большие пальцы разводим в стороны, указательные пальцы сгибаем внутрь ладоней – лоб. Остальные пальцы – верхняя и нижняя челюсти. Чтобы изобразить лису, делаем то же самое, но внутрь ладоней сгибаем так же мизинцы, чтобы мордочка была еще острее. Большие пальцы чуть сгибаем.
Зайка и зеркало Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит. Левая ладонь тыльной стороной кверху, изображаем «Козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Сидит белка Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому. На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки. На следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого.
Зайчики Жил-были зайчики
На лесной опушке.
Жил-были зайчики
В лубяной избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки. Три пальца – в кулачок, указательный и средний – ушки.
Показывают домик.
Трут уши.
Трут кисти рук.
Движение ладонями по туловищу.
Имитация.
3. Развивающая игра «Живая сказка» проводится под музыкальное сопровождение.
Текстовый материал (говорит воспитатель) № действий Действия детей
Была у зайчика избушка лубяная, 1 Дети изображают зайчика (ушки на макушке)
и избушку (руки вверх домиком)
А у лисы – ледяная. 2 Дети изображают лису (имитация движения хвостом)
и избушку (руки вверх домиком)
Пришла весна, лисицына избушка растаяла. 3 Изображая избушку, дети сначала приседают, затем ложатся на ковер, вытягиваясь («тают»).
Попросилась лиса к зайчику в дом переночевать и выгнала его 4 Встают, топают ногами.
Сидит зайчик, плачет 5 Имитация
Идет мимо собака, спрашивает: «О чем, зайчик, плачешь?» 6 Двигаются на четвереньках.
Говорит зайчик: «Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Лисицына избушка растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, а сама меня и выгнала». 7 Выполняют по порядку действия № 1,2,3,4,5
Говорит собака: «Не плачь, зайчик, я лису выгоню». 8 Двигаются на четвереньках.
Пошла собака лису выгонять: «Гав, гав, гав, поди, лиса, вон». 9 Топают ногами.
А лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» 10 Принимают сердитое выражение лица, сначала грозят одним кулаком, затем – другим.
Испугалась собака, убежала. 11 Разбегаются на четвереньках.
Сидит зайчик, плачет - Имитация
Идет мимо медведь, спрашивает: «О чем, зайчик, плачешь?» 12 Возвращаются, изображая медвежью походку.
Говорит зайчик: «Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Лисицына избушка растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, а сама меня и выгнала». - Выполняют по порядку действия № 1,2,3,4,5
Говорит медведь: «Не плачь, зайчик, я лису выгоню». 13 Изображают медвежью походку.
Пошел медведь лису выгонять: «Р-р-р, поди, лиса, вон». - Топают ногами.
А лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Выполняют действие 10.
Испугался медведь, убежал. 14 Разбегаются, изображая медвежью походку.
Сидит зайчик, плачет - Имитация
Идет мимо петух, спрашивает: «О чем, зайчик, плачешь?» 15 Возвращаются, изображая походку петуха.
Говорит зайчик: «Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Лисицына избушка растаяла. Попросилась лиса ко мне переночевать, а сама меня и выгнала». - Выполняют по порядку действия № 1,2,3,4,5
Говорит петух: «Не плачь, зайчик, я лису выгоню». 16 Изображают походку петуха.
«Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Уходи, лиса!» 17 Двигаются, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях. Наклоняются вперед, притопывая одной ногой.
А лиса в ответ: «Одеваюсь, обуваюсь». 18 Имитация
«Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Уходи, лиса!» - Выполняют действие 17
А лиса в ответ: «Одеваюсь, обуваюсь». - Выполняют действие 18
«Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Уходи, лиса!» - Выполняют действие 17
Испугалась лиса и убежала. - Разбегаются.
Вернулся зайчик в свою избушку. 19 Изображают прыгающего зайчика.
4. Хороводная игра по сказке проводится под русскую народную музыку. Дети – в костюмах (театр косыночек) различных животных встают в круг, держась за руки, и выполняют движения, проговаривая текст хором.
Текст Движения
Как наш заинька косой
Дом построил лубяной. Сужают круг, поднимая руки вверх.
А ленивая лиса
Дом слепила изо льда. Расширяют круг, опуская руки.
С неба солнышко глядит.
Дом у заиньки стоит. Поднимают руки,
Хлопают в ладоши.
А у лисоньки – беда,
Вся растаяла изба. Садятся на корточки, касаясь ладонями пола.
Лиса хитрая была,
Зайкин домик заняла. Дети встают.
Ребенок в костюме лисы заходит в круг, а ребенок в костюме зайца выходит из круга.
Плачет зайчик под кустом,
Не вернуться зайке в дом. Двигаются по кругу в одну сторону, ребенок в костюме зайца - в другую, изображая плачущего зайчика.
Зайчик останавливается по окончании текста. Около кого он остановился, тот заходит в круг «выгонять лису».
Ах, лиса, ах, лиса,
Ну-ка вон пошла! Зайчик находится вместе со всеми детьми.
Ребенок, «выгоняющий лису» двигается вокруг лисы, танцуя присядку или народный танец по выбору.
Я как выскочу,
Я как выпрыгну,
И сама тебя,
Медведь (собака,, выгоню. Лиса ходит вокруг «выгоняющего», помахивая платочком, или танцует по выбору. «Выгоняющий» возвращается в круг, а лиса остается в центре круга.
Плачет зайчик под кустом,
Не вернуться зайке в дом. Зайчик снова идет по кругу. Движения повторяются с другими животными, пока зайчик не остановится около петушка.
Несу косу на плечи,
Хочу лиску посечи.
(3 раза) Лиса садится на корточки, а петушок ходит вокруг нее, высоко поднимая колени и хлопая руками по бокам.
Петушок лису прогнал,
Вместе с зайкой танцевал
(Или – С зайкой весело плясал). Лиса выходит из круга и приводит в круг зайчика.
Зайчик и петушок танцуют русский народный танец по выбору, дети хлопают в ладоши.
5. Дидактическая игра по сказке с геометрическими фигурами.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть геометрические фигуры и сказать, какая фигура на какого персонажа или предмет из сказки похожа.
Ледяная изба Лубяная изба Заяц Лиса
Собака Медведь Петух
Давай с тобой поиграем в сказку. Пусть белый квадрат будет ледяной избушкой, коричневый – лубяной, серый круг будет зайчиком, светло-коричневый – собакой, темно-коричневый – медведем, оранжевый треугольник будет лисой, а красный – петушком.
В какой избушке жил зайчик? Давай сложим фигуры вот так.
В какой избушке жила лиса? Давай сложим фигуры.
Пришла весна. Лисичкина избушка растаяла.
Попросилась лиса к зайчику переночевать да и выгнала его из дома.
Далее ребенок с помощью взрослого рассказывает сказку, передвигая фигуры.
6. Дидактические игры с поделками, изготовленными детьми совместно с родителями.
1. «Живые слова». Задача: развивать навыки составления предложений.
Ребенок берет в руки одну из поделок, например, мишку и говорит: «Мишка…» Другой ребенок добавляет слово, например, «любит». Третий ребенок продолжает, например, «мед», Получается предложение «Мишка любит мед». Далее игра продолжается с другими поделками.
2. «Скажи наоборот» Задача: развивать умение образовывать слова с различными суффиксами.
Ребенок берет в руки поделку, называет ее и подбирает родственное слово, например: заяц – зайчик – заюшка, дом – домик – домище и т. д.
3. «Где я был и что я видел» Задача: развитие фантазии.
Детям предлагается рассказать от лица персонажа какую-нибудь историю.
4. «Что изменилось?»
5. «Кто больше сказок вспомнит?»
Детям предлагается вспомнить как можно больше сказок, в которых присутствуют лиса, заяц, петух, медведь, собака.
План совместной деятельности с детьми и родителями.
Цели:
-гармонизировать межличностные отношения родителей и детей;
-вызывать у родителей потребность в совместной деятельности с ребенком;
-способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс.
Задачи:
-познакомить родителей с новыми видами совместной деятельности с ребенком;
-вызвать интерес родителей к театрализованной деятельности, как одной из форм игры.
1. Организованное начало занятия.
Сообщение родителям о том, что на занятии будут игры по сказке «Заюшкина избушка».
2. Родителям и детям предлагается вспомнить сказку с помощью развивающей игры (см. стр. 8-11).
3. Родителям предлагается посмотреть выставку поделок, выполненных ими дома совместно с детьми. Дети в это время самостоятельно готовятся к хороводу (надевают «косыночки», встают в круг).
4. Хороводная игра (см. стр. 12-13).
5. Родителям и детям предлагается совместно выполнить наглядный материал к сказке способом «рваная аппликация» для плоскостного театра.
6. Итог занятия.
Заслушивание впечатлений и пожеланий родителей и детей.
Результаты деятельности по проекту.
В процессе игры дети коллективно сочинили две сказки про лису и зайчика. Одну из которых показали внутри группы, используя поделки, изготовленные на занятиях и дома совместно с родителями.
Для детей из других групп была организована выставка детских работ.
В процессе работы было проведено два показа сказки по традиционному сюжету: старшая группа - для средней и раннего возраста; средняя – для раннего возраста.
С родителями проведено совместное занятие в рамках долгосрочного проекта «Мы нужны друг другу».
Результаты проведенного мониторинга детского развития и образовательной деятельности показали:
• повышение уровня социально-нравственного развития
• совершенствование коммуникативных навыков
• развитие творческих способностей, креативного мышления
• улучшение умений управлять своим поведением и планировать свои действия
• физическое развитие
• активизацию совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников
• повысилась удовлетворенность родителей стилями взаимодействий в ДОУ
Сказки, придуманные детьми
Сказка про лису и зайчика.
Жили-были зайчик в лубяной избушке, а лиса – в ледяной. Зайчик нечаянно прыгнул к лисе на крышу и сломал избушку. Стали они жить вместе в лубяной избушке. Каждый день топили печку. Потом зайчик слепил из снега избушку для лисы и сказал ей : «Приходи иногда ко мне в гости, а я буду к тебе приходить», - и ушел. Пришел зайчик к себе домой и затопил печку. «А лиса то не может затопить печку», - подумал зайчик и позвал лису к себе. А на другой день лиса пригласила зайчика в гости. Так они и подружились.
Пришла весна. У лисички домик растаял. Зайчик пригласил лисичку жить к себе. Потом к ним в гости пришел петушок. У петушка коса. Он накосил много травы. Лиса сделала себе новую избушку из травы и стала в ней жить.
Лисичка и зайчик.
Жил зайчик в лубяной избушке, а лиса – в ледяной. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса пошла к зайчику: «Привет». Зайчик: «Привет». Взялись они за ручки и подружились. Пригласил зайчик лису в гости. Лисичка хотела съесть зайчика, но не съела, потому что он ее друг. Они стали жить вместе и поженились. А потом нарожали много детей. И лисичка не может выгнать зайца. Как она сможет воспитать детей одна?
Использованная литература.
1. Примерная основная общеобразовательная программа ДОУ
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. «Игра и дети» №7 2007 г., март 2008 г.
4. Детский сад будущего – галерея творческих проектов №1 – 4; 2012 г.