Татьяна Забалуева
Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Ме ксъя тдны!» («Я хочу знать!») (традиционная культура народа коми) для средней группы.
Автор Забалуева Татьяна Владиславовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №5» г. Сыктывкара.
Описание материала: предлагаю вам проект для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Традиционная культура народа коми». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот проект направлен на повышение интереса к коми культуре, пополнение знаний о традициях, обычаях, быте коми народа у детей среднего дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Ме кöсъя тöдны!“ („Я хочу знать!“)» размещена в разделах
Проект «Ме ксъя тдны!»
Актуальность:
Известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию Республики Коми необходимо начинать с детского сада. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, городу, Республике у них проявляются в чувстве восхищения достопримечательностями, предметами народно-прикладного творчества, природой, людьми того места, где они живут. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях, культуре, истории и окружающей природе, ее богатствах. Ребенку необходимо соприкоснуться и увидеть всю красоту, неповторимость своей малой родины, Республики Коми. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. На основе вышеизложенного определилась тема проекта «Ме ксъя тдны!» - традиционная культура народа коми.
Проблема:
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Цель проекта :
Формировать представления у детей среднего дошкольного возраста об этнокультурных традициях коми народа.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коми народа.
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию коми.
4. Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.
5. Активизировать участие родителей в создании мини-музея «Коми изба», повысить их заинтересованность, способствовать позитивному отношению, сотрудничеству.
Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, творческий, групповой.
Продолжительность проекта : среднесрочный (октябрь-май). Участники проекта : дети средней группы «Звездочки», воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Продукт проекта :
1. Папки - передвижки:
- «Рецепты блюд коми кухни»;
«Люби и знай свой Коми край».
2. Создание презентации: «Достопримечательности Республики Коми»;
3. Картотека подвижных игр: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Невод», «Мышь и угол», «Воробей», «В медведя».
4. Раскраски «Герои Коми сказок» : (Пера Богатырь, Зарань, Крт - Айка, Баба Ёма).
5. Альбомы: «Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».
6. Организация выставки детского творчества: «Моя любимая коми сказка».
7. Создание мини-музея «Коми изба».
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
- Освоение проектного метода;
- Повышение уровня педагогической компетентности;
- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
- Повышение интереса к коми культуре;
- Пополнение знаний о традициях, обычаях, быте коми народа.
Для родителей:
- Повышение компетентности родителей при совместном с ребёнком поиске, исследовании и изучении культуры родного края.
Новизна проекта и практическое значение:
Новизна и инновация выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста к истории родного края, в установлении тесного сотрудничества между социальными партнерами: национальным музеем, педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей среднего дошкольного возраста интереса к истории, традициях, быте родного края.
Обеспечение проекта :
Оснащенность современной методической литературой, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, наглядными, дидактическими пособиями по различным линиям развития детей, мультимедийным оборудованием.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап (октябрь) :
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
3. Подбор демонстрационного материала и художественной литературы, пополнение РППС дидактическими играми :«Найди пару», «Накроем на стол», «Современная и старинная одежда», «Современная и старинная посуда», «Город Сыктывкар в прошлом и настоящем».
4. Беседа с родителями по подборке иллюстраций и альбомов для рассматривания: «Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».
II. Основной этап реализации проекта (ноябрь-апрель) :
Работа с родителями:
1. Выпуск папок-передвижек: «Рецепты блюд коми кухни», «Люби и знай свой Коми край».
2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Оленеводы» (рога оленей, чум).
3. Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала для альбомов, выставок, к пополнению музея «Коми изба» экспонатами.
4. Подготовка участников для участия в Коми национальном детском фестивале «шкамшка».
Содержание совместной образовательной деятельности с воспитанниками по реализации проекта :
1. Посещение выездных экскурсий Национального музея (на базе детского сада)
2. НОД по краеведению:
- «Игрушка коми детей». Цель: Познакомить детей со старинными игрушками, с материалами для их изготовления;
- «В гостях у коми охотника». Цель: Познакомить детей с одеждой коми-охотника, с его деятельностью и оборудованием;
- «Деревянных дел мастера». Цель: Познакомить детей с предметами быта, сделанными из дерева, со свойствами древесины, со способами ее обработки.
- «Беседа о коми орнаменте». Цель: Дать детям представление о коми орнаменте, знакомить с содержанием узоров, показать его связь с бытом народа, растительным и животным миром. Закрепить знания о знакомых элементах: чум, рога оленя, столб, следы, ель, пирог. Развивать воображение у детей.
- «Народный костюм Коми». Цель: Формировать знания об одежде, которую носили коми, отметить различия в качестве ткани, покрое ткани одежды.
- «Обустройство коми избы». Цель: Формировать представления детей об обустройстве коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.
3. Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы». Цель: познакомить детей с профессией оленевода, закреплять знания об оленях, их образе жизни, о нужности и важности профессии оленевода.
4. Продуктивная деятельность:
«Художественно - эстетическое развитие»
Рисование:
Коми орнамент «Украсим рубаху Пере-богатырю», «Сарафан для Настук».
Цель: Закрепить знания детей об элементах коми узоров; формировать умение изображать элементы; побуждать использовать различные цвета в рисовании коми узоров;
Лепка:
«Предметы утвари коми народа» (чугунок, ухват)
Цель: вызвать желание изготовить утварь коми народа, создать положительные отношение, чувство радости от выполняемых действий, закрепить умения лепить пластилином.
Конструирование:
«Коми изба»
Цель: Уточнить представления детей о материалах, из которых строили дома, вызвать желание изготовить модель коми избы, закреплять умение скручивать трубочки из бумаги.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Подбери посуду» (современная и старинная посуда)
«Найди пару варежке» (коми орнамент)
«Собери картинку» (герои коми сказок)
«Современная и старинная одежда»
«Город Сыктывкар в прошлом и настоящем»;
Коми народные игры: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Невод», «Мышь и угол», «Воробей», «В медведя».
Речевое развитие:
Чтение Коми сказок: «Пера – богатырь», «Три брата и сестра», «Яг-Морт», «Ёма и две сестры», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки», «Лиса и заяц».
Просмотр презентации:
«Достопримечательности Республики Коми»,
Оформление и рассматривание альбомов:
«Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».
Театрализованная деятельность: Инсценировка сказки «Будь послушным, зайчонок Кч!»
Посещение фотогалереи детского сада с достопримечательностями Сыктывкара.
Участие в Коми национальном детском фестивале «шкамшка». Разучивание и чтение стихотворения «Ол-выл врын» (Результат — Захар С. лауреат фестиваля «шкамшка»)
III.Заключительный этап (май) :
1. Организация выставки детского творчества: «Моя любимая коми сказка»;
2. Проведение мероприятия для детей и родителей «Коми посиделки»;
3. Демонстрация презентации: «Достопримечательности Республики Коми»;
4. Открытие мини-музея «Коми изба».
Вывод по результатам проекта :
В рамках реализации проекта «Ме ксъя тдны!» (традиционная культура народа коми) мною был освоен проектный метод, повышено качество работы с детьми через использование различных видов деятельности. У детей произошло повышение интереса к коми культуре, пополнились знания о традициях, обычаях, быте коми народа. Родители повысили компетентность при совместном с детьми исследовании и изучении культуры коми края. Данный проект был защищен на базе МАДОУ «Детский сад №5 г. Сыктывкара», а так же на стажировочной площадке ресурсного центра «Этнокультурное развитие» на базе детского сада №110 г. Сыктывкара.
Список используемой литературы:
1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.
2. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.
3. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых
4. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.
5. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем.» Сыктывкар, 1993.
6. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»
7. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.