Получи документы

Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)

Татьяна Забалуева
Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Ме ксъя тдны!» («Я хочу знать) (традиционная культура народа коми) для средней группы.

Автор Забалуева Татьяна Владиславовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №5» г. Сыктывкара.

Описание материала: предлагаю вам проект для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Традиционная культура народа коми». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот проект направлен на повышение интереса к коми культуре, пополнение знаний о традициях, обычаях, быте коми народа у детей среднего дошкольного возраста.

Публикация «Проект „Ме кöсъя тöдны!“ („Я хочу знать!“)» размещена в разделах

Проект «Ме ксъя тдны!»

Актуальность:

Известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию Республики Коми необходимо начинать с детского сада. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, городу, Республике у них проявляются в чувстве восхищения достопримечательностями, предметами народно-прикладного творчества, природой, людьми того места, где они живут. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях, культуре, истории и окружающей природе, ее богатствах. Ребенку необходимо соприкоснуться и увидеть всю красоту, неповторимость своей малой родины, Республики Коми. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. На основе вышеизложенного определилась тема проекта «Ме ксъя тдны!» - традиционная культура народа коми.

Проблема:

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Цель проекта :

Формировать представления у детей среднего дошкольного возраста об этнокультурных традициях коми народа.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коми народа.

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию коми.

4. Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.

5. Активизировать участие родителей в создании мини-музея «Коми изба», повысить их заинтересованность, способствовать позитивному отношению, сотрудничеству.

Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, творческий, групповой.

Продолжительность проекта : среднесрочный (октябрь-май). Участники проекта : дети средней группы «Звездочки», воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Продукт проекта :

1. Папки - передвижки:

- «Рецепты блюд коми кухни»;

«Люби и знай свой Коми край».

2. Создание презентации: «Достопримечательности Республики Коми»;

3. Картотека подвижных игр: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Невод», «Мышь и угол», «Воробей», «В медведя».

4. Раскраски «Герои Коми сказок» : (Пера Богатырь, Зарань, Крт - Айка, Баба Ёма).

5. Альбомы: «Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».

6. Организация выставки детского творчества: «Моя любимая коми сказка».

7. Создание мини-музея «Коми изба».

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

- Освоение проектного метода;

- Повышение уровня педагогической компетентности;

- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

- Повышение интереса к коми культуре;

- Пополнение знаний о традициях, обычаях, быте коми народа.

Для родителей:

- Повышение компетентности родителей при совместном с ребёнком поиске, исследовании и изучении культуры родного края.

Новизна проекта и практическое значение:

Новизна и инновация выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста к истории родного края, в установлении тесного сотрудничества между социальными партнерами: национальным музеем, педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей среднего дошкольного возраста интереса к истории, традициях, быте родного края.

Обеспечение проекта :

Оснащенность современной методической литературой, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, наглядными, дидактическими пособиями по различным линиям развития детей, мультимедийным оборудованием.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап (октябрь) :

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3. Подбор демонстрационного материала и художественной литературы, пополнение РППС дидактическими играми :«Найди пару», «Накроем на стол», «Современная и старинная одежда», «Современная и старинная посуда», «Город Сыктывкар в прошлом и настоящем».

4. Беседа с родителями по подборке иллюстраций и альбомов для рассматривания: «Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».

II. Основной этап реализации проекта (ноябрь-апрель) :

Работа с родителями:

1. Выпуск папок-передвижек«Рецепты блюд коми кухни», «Люби и знай свой Коми край».

2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Оленеводы» (рога оленей, чум).

3. Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала для альбомов, выставок, к пополнению музея «Коми изба» экспонатами.

4. Подготовка участников для участия в Коми национальном детском фестивале «шкамшка».

Содержание совместной образовательной деятельности с воспитанниками по реализации проекта :

1. Посещение выездных экскурсий Национального музея (на базе детского сада)

2. НОД по краеведению:

- «Игрушка коми детей». Цель: Познакомить детей со старинными игрушками, с материалами для их изготовления;

- «В гостях у коми охотника». Цель: Познакомить детей с одеждой коми-охотника, с его деятельностью и оборудованием;

- «Деревянных дел мастера». Цель: Познакомить детей с предметами быта, сделанными из дерева, со свойствами древесины, со способами ее обработки.

- «Беседа о коми орнаменте». Цель: Дать детям представление о коми орнаменте, знакомить с содержанием узоров, показать его связь с бытом народа, растительным и животным миром. Закрепить знания о знакомых элементах: чум, рога оленя, столб, следы, ель, пирог. Развивать воображение у детей.

- «Народный костюм Коми». Цель: Формировать знания об одежде, которую носили коми, отметить различия в качестве ткани, покрое ткани одежды.

- «Обустройство коми избы». Цель: Формировать представления детей об обустройстве коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

3. Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы». Цель: познакомить детей с профессией оленевода, закреплять знания об оленях, их образе жизни, о нужности и важности профессии оленевода.

4. Продуктивная деятельность:

«Художественно - эстетическое развитие»

Рисование:

Коми орнамент «Украсим рубаху Пере-богатырю», «Сарафан для Настук».

Цель: Закрепить знания детей об элементах коми узоров; формировать умение изображать элементы; побуждать использовать различные цвета в рисовании коми узоров;

Лепка:

«Предметы утвари коми народа» (чугунок, ухват)

Цель: вызвать желание изготовить утварь коми народа, создать положительные отношение, чувство радости от выполняемых действий, закрепить умения лепить пластилином.

Конструирование:

«Коми изба»

Цель: Уточнить представления детей о материалах, из которых строили дома, вызвать желание изготовить модель коми избы, закреплять умение скручивать трубочки из бумаги.

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Подбери посуду» (современная и старинная посуда)

«Найди пару варежке» (коми орнамент)

«Собери картинку» (герои коми сказок)

«Современная и старинная одежда»

«Город Сыктывкар в прошлом и настоящем»;

Коми народные игры: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Невод», «Мышь и угол», «Воробей», «В медведя».

Речевое развитие

Чтение Коми сказок: «Пера – богатырь», «Три брата и сестра», «Яг-Морт», «Ёма и две сестры», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки», «Лиса и заяц»

Просмотр презентации:

«Достопримечательности Республики Коми»,

Оформление и рассматривание альбомов:

«Национальный орнамент народа коми», «Музыкальные инструменты народа коми», «Национальная одежда народа коми», «Кухня коми народа», «Коми изба».

Театрализованная деятельность: Инсценировка сказки «Будь послушным, зайчонок Кч!»

Посещение фотогалереи детского сада с достопримечательностями Сыктывкара.

Участие в Коми национальном детском фестивале «шкамшка». Разучивание и чтение стихотворения «Ол-выл врын» (Результат — Захар С. лауреат фестиваля «шкамшка»)

III.Заключительный этап (май) :

1. Организация выставки детского творчества: «Моя любимая коми сказка»;

2. Проведение мероприятия для детей и родителей «Коми посиделки»;

3. Демонстрация презентации: «Достопримечательности Республики Коми»;

4. Открытие мини-музея «Коми изба».

Вывод по результатам проекта :

В рамках реализации проекта «Ме ксъя тдны!» (традиционная культура народа коми) мною был освоен проектный метод, повышено качество работы с детьми через использование различных видов деятельности. У детей произошло повышение интереса к коми культуре, пополнились знания о традициях, обычаях, быте коми народа. Родители повысили компетентность при совместном с детьми исследовании и изучении культуры коми края. Данный проект был защищен на базе МАДОУ «Детский сад №5 г. Сыктывкара», а так же на стажировочной площадке ресурсного центра «Этнокультурное развитие» на базе детского сада №110 г. Сыктывкара.

Список используемой литературы:

1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

2. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.

3. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых

4. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.

5. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем.» Сыктывкар, 1993.

6. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»

7. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды в группе «Хочу всё знать» Как и все педагоги, мы работаем с учетом ФГОС. Развивающую среду в группе также строю с учетом ФГОС. делается это для успешного развития.

Фотоотчет о проведении научно-практической конференции дошкольников «Хочу все знать!»Фотоотчет о проведении научно-практической конференции дошкольников «Хочу все знать!» В марте месяце, у нас в детском саду прошла первая научно-практическая конференция дошкольников "Хочу все знать! Конференция проводилась.

Конспект итогового занятия по ФЦКМ «Хочу все знать!» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №140» Конспект итогового занятия по формированию целостной.

Консультация для родителей «Мама, хочу все знать…» Наши дети очень любознательны по своей сути. Ему так важно знать, почему снег тает и почему собака лает. Но бывает так, что вопросы детей.

Научно-практическая конференция дошкольников «Хочу всё знать!»Научно-практическая конференция дошкольников «Хочу всё знать!» Цель:Вовлечение воспитанников в научно познавательную,практическую,исследовательскую деятельность. Задачи: Расширять знания детей в области.

Открытое занятие по изодеятельности «Хочу всё знать» (старшая группа)Открытое занятие по изодеятельности «Хочу всё знать» (старшая группа) Цель: формировать знания детей о жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт; составить коллективную композицию - аппликацию в жанре натюрморт.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать» Продолжительность: долгосрочный (2 года - старшая и подготовительная группы) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности.

Проект по созданию центра экспериментальной деятельности «Хочу все знать» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 60 «Золотой ключик» Проект по созданию центра экспериментальной.

Сценарий городского познавательного конкурса-игры «Хочу все знать!»Сценарий городского познавательного конкурса-игры «Хочу все знать!» СЦЕНАРИЙ ГОРОДСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНКУРСА – ИГРЫ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»Старший дошкольный и младший школьный возраст Тема: «Солнце – источник.

Уголок для экспериментирования «Хочу все знать!».Уголок для экспериментирования «Хочу все знать!». Экспериментированию в детском саду уделяется огромное значение. Для опытов мы в своей группе организовали уголок «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!» Собрали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)
Опубликовано: 4 октября 2017 в 21:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ме кöсъя тöдны!» («Я хочу знать!»)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Забалуева (УИ 249748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД