Лучший педагог года

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»

Юлия Ломакина
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы

Продолжительность: долгосрочный (2 года - старшая и подготовительная группы)

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Академик К. Е. Тимирязев.

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности „Хочу все знать“» размещена в разделах

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Участники проекта : воспитатель Ломакина Ю. В., дети группы «Сказка» и их родители, главный помощник и защитник проекта – воспитанник подготовительной группы «Сказка» Телегин Дмитрий(6лет).

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире.

Задачи:

- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- формирование представлений о свойствах и состояниях различных веществ;

- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т. д.);

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

- формирование представлений о трех агрегатных состояниях воды, познакомить с процессами нагревания, охлаждения и испарения воды;

- формирование действий превращения;

- формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар;

- развитие способностей к преобразованию;

- развитие представлений об источниках тепла;

- развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;

- формирование умения делать выводы в процессе эксперимента;

- закрепление знаний правил безопасности при проведении экспериментов с водой;

- развитие у детей умственных способностей: ( мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; развитие познавательной активности детей путём использования сенсорного анализа);

- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию;

- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

- познакомить детей с простыми механизмами;

- познакомить детей с различными явлениями природы;

- продолжать знакомить детей, как с живой, так и с неживой природой;

- продолжать знакомить детей с рукотворным и нерукотворным миром;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе совместной деятельности, воспитание командного духа;

- учить использовать метод мозгового штурма, при решении различных задач и выдвижении гипотез;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- привлекать родителей к совместной деятельности.

Формы взаимодействия:

С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий.

С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации, внедрение комплексно- тематического планирования по познавательно- исследовательской деятельности для старшей и подготовительной групп, использование в работе конспектов наиболее удачных занятий.

Объем проекта :

Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май в течение 2 лет, занятия планируются по одному в две недели; дополнительно-образовательная деятельность (работа кружка под руководством Кокориной М. П. «Юный исследователь», проводится один раз в неделю с сентября по май).

Методы проведения:

Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.

• Проведение опытов (практических).

• Беседы (конструктивные).

Этапы проекта :

1) Подготовительный этап:

создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

диагностика;

определение целей и задач проекта.

2) Реализация проекта :

1. теоретическая часть:

составление перспективного плана, разработка конспектов, составление программы дополнительной образовательной деятельности.

2. практическая часть:

познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

• связь с другими видами деятельности : игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, рисование, лепка.

• взаимодействие с организатором кружковой работы.

3) Обобщающий этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира.

Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.

Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Результативность проекта :

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Пополнение научно-методической базы ДОУ.

Выводы:

1. В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.

2. Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию природы, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность, восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Итог проекта :

Защита проекта воспитанником подготовительной группы на примере проведения экспериментальной части занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас».

Создание папки технологии проектной деятельности, папки технологии познавательно- исследовательской деятельности, комплексно-тематического плана по познавательно- исследовательской деятельности с конспектами занятий.

Используемая литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

8. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Нищева Н. В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2015 год.

11. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 и 6-7 лет. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2014 год.

12. Интернет ресурсы

Комплексно-тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

№ Тема занятия Программное содержание

1. Наоборот.

Большой и маленький. Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений, развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Веракса с. 9-14.

2. «Превращение».

Схема превращения. Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был - будет», «был- стал (станет)». Формирование представлений о понятии «действия превращения» на основе практических действий с пластилином, резиной. Веракса с. 14-17.

Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения. Веракса с. 17-18, Воронкевич О. А. «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет» с. 3,4,5

3. Свойства воздуха.

Воздух вокруг нас. Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию. Веракса с. 61-63.

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Веракса с. 63- 64.

4. Лед- вода.

Морозко.

Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам) Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете. Формирование действия превращения. Веракса

с. 18- 20

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Веракса с. 20- 22

См. приложение. Домашнее задание по схемам.

№ Тема занятия. Программное содержание.

5. Испарение.

Опыты:

«Что растает первым?» (снег или лед);

«Опыты с солью». Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода –пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 31- 33

Испарение воды, кристаллизация соли. Воронкевич с. 8.

6. Опыты: «Свойства воды».

Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Воронкевич с. 11,12.

Кристаллизация, кипение, испарение (повторение). Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 41- 43.

7. Лед - вода – пар.

Игра в школу

(работа со схемами) Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45- 47.

Формированиие представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Веракса с. 48 – 51.

8. Змей Горыныч о трех головах.

Игра «Царство льда, воды и пара» Закрепление и развитие представлений о единстве агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 43 – 45.

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений об условных знаках и символах. Работа со схемами. Веракса с. 51 -52.

№ Тема занятия Программное содержание

9. Неживая природа.

Камни и минералы.

(Занятие с

презентацией) Познакомить детей с различными видами камней и минералов. Формировать начальное представление о полезных ископаемых. См. приложение: конспект занятия с презентацией «У хозяйки медной горы».

10. Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками) Дать начальное представление о магнетизме, свойствах магнита, использовании магнита. См. приложение: конспект занятия «Магнит».

11. Великие изобретения.

Сила трения. Колесо. Познакомить с понятием «сила трения». Дать представление о том, как человек использует силу трения, как научился ее преодолевать. Познакомить с изобретением колеса. Опытным путем выяснить, почему изобретение колеса облегчило труд людей. См. приложение: конспект занятия «Колесо».

12. Великие изобретения.

Мыло.

(Занятие с презентацией). Познакомить с историей создания и свойствами мыла. Приготовление раствора для мыльных пузырей. Антисептические свойства мыла (мытье рук, стирка кукольной одежды и посуды). См. приложение: конспект занятия с презентацией «Мыло».

13. Водолаз Декарта.

Дидактическая игра «Тонет – не тонет».

Плавание тел. Изготовление

Корабля. Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Веракса с 64 – 66.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 66 – 68

14. Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница.

(Занятие с презентацией).

Познакомить детей с одним из великих изобретений человечества: ветряным колесом. Познакомить с устройством данного изобретения (рассматривание иллюстраций к книге Р. Скарри «Город мастеров»). Показать на примере ветра и воды как человек научился облегчать свой труд, используя силу природы. Изготовление ветряка из картона (дуем, льем на него воду). Где еще можно встретить ветряк? Просмотр мультфильма из сериала «Фиксики»

«Вентилятор».

№ Тема занятия. Программное содержание.

15. Живая природа.

Растения: рост и

развитие. Опыты

по Воронкевич. Познакомить детей со свойствами живой природы. На практическом опыте показать, что необходимо растениям для полноценного роста и развития. Воронкевич с. 13 -18, с. 20 – 23.

16. Живая природа.

Растения. Подготовка и высадка семян (бархатцы, фасоль, лук, петрушка, укроп) Уточнить знания о строении растений, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. (Рассматривание гербария, наглядных пособий, презентация «Весенние цветы»)

17. Живая природа.

Наблюдение за пересадкой (пикированием)

рассады бархатцев

Презентация «Насекомые – друзья растений». Наблюдение за ростом растений, Пересаживание (пикирование) рассады. Предложить детям понаблюдать за ходом работы по пересадке растений. Предложить рассмотреть строение растения (корень, стебель, листья, почка разрастания). Познакомить с процессом опыления растений. Рассмотреть строение цветка шиповника.

Рассказать о пользе насекомых в жизни растений.

18. Великие изобретения. Простые механизмы (Занятие с презентацией). Познакомить детей с великими изобретениями человечества рычагом и наклонная плоскость. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью (в конце занятия рисуем простые механизмы) см. приложение: конспект занятия «Простые механизмы».

19. Занятие – викторина (итоговое) Обобщить и актуализировать знания детей по познавательно - исследовательской деятельности за год по познавательно- исследовательской деятельности. Продолжать учить детей думать самостоятельно, логически рассуждать. Учить работать в команде, слушать собеседника не перебивая.

20. Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей. Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в старшей группе «Сказка».

Комплексно-тематическое планирование по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

№ Тема занятия Программное содержание

1. Воздух вокруг нас. Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью экспериментальной деятельности. См. конспект занятия с презентацией.

2. Свойства веществ.

Строение веществ. Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса с. 53-58

3. Лед – вода - пар

1. Игра в школу (работа со схемами).

2. Игра «Царство льда, воды и пара» (развитие представлений о знаках и символах) Формировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45-47,

с. 48-51,

с. 51- 53.

4. Испарение и конденсация. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной. Закреплять представление об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 58- 61

5. Изготовление «Водолаза Декарта».

Плавание тел. Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 64- 68.

6. Термометр.

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 68- 70. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр».

Познакомить с понятием «температура» (мера нагретости тел или вещества) и «градус» (единица измерения температуры). Познакомить с понятием «ноль градусов», «температура тела», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды». Продолжать обучать проводить исследования: измерять температуру. Шутяева с. 19-24

7. Теплопередача.

1. Нагревание проволоки.

2. Письмо к Дракону.

3. Незнайка и мороженое. Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Веракса с. 70- 72

Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 74- 75.

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Веракса с. 75- 77.

8. Микроскоп. Формировать представление детей о микромире. Проведение опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа со встроенной фотокамерой. Просмотр презентации по результатам исследования. В качестве образцов для исследования используются различные предметы, образцы тканей, камни, ракушки, листья растений, кусочки резины, металла, пластмассы, бумажные деньги, а также готовые стекла с фрагментом крыла бабочки…

9. Магнитное поле. Познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы», «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы». Показать взаимодействие магнитов. Познакомить с использованием магнитов человеком. Способствовать интереса детей к экспериментам. Шутяева Е. А. «Нураша»с. 41-46

10. Электричество. Познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды», познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять с напряжение в простейших цепях электрического тока. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Шутяева с. 31-35

11. Свет. Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность». Учить сравнивать освещенность различных объектов. Объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов. Способствовать развитию познавательного интереса. Шутяева с. 25-30

12. Кислотность. Познакомить с понятием «кислотность» (содержание кислоты в растворах). Предложить измерить кислотность разных продуктов. Познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты. Повышать познавательный интерес детей. Шутяева с. 36-40.

13. Пульс. Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Дать представление об органах кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Шутяева с. 47-50

14. Сила. Познакомить с понятием силы как физической величины. Познакомить с понятием «вес предмета». Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса к практическим исследованиям.

Шутяева с. 51-54.

15. Звук. Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Познакомить детей с органом слуха. Дать первичные представления о звуке как о физическом явлении. Познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие, низкие, громкие и тихие звуки». Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека. Способствовать развитию познавательного интереса. Шутяева с. 55-62.

16. Опыты. Свойства воздуха. Свеча в банке. Имеет ли воздух вес? Может ли воздух двигаться? Может ли воздух сжиматься? Как воздух помогает плавать? Что такое конденсация? Воздух легче воды? Упругий ли воздух? Воронкевич О. А. «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет» с. 2-9

17. Опыты. Свойства воды. Превращение воды. Как образуется иней? Сила воды. Фонтан. Как фильтровать воду? Воронкевич с. 10-14.

18. Опыты. Свойства материалов. Свойства металла. Компас. Свойства пластмассы. Как пластмасса проводит тепло. Превращения пластмассы. Свойства ткани. Свойства древесины. Воронкевич с. 15-21.

19. Опыты. Свойства живой природы. Как растения выделяют кислород? Как листья растений испаряют воду. Сколько живет цветок? Какая вода нужна растениям? Какая почва нужна растениям? Воронкевич с. 22-24, с. 28-29.

20. Опыты. Свойства живой природы. Измерь свою тень. (Воронкевич с. 27) Зачем человеку органы чувств? (с. 25) Что находится в наших легких? (с. 26) Как муравьи находят пищу? Почему тело птицы покрыто перьями? (с. 30-31)

21. Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей. Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в подготовительной группе «Сказка».

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Как мы хлебушек пекли».Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Как мы хлебушек пекли». Задачи Образовательные: содействовать развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников; пробуждать к самостоятельному.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ФЭМП «Хочу всё знать!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 город Ейск муниципальное образование.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Школа-фокусников» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы "Школа-фокусников" Цель: Уточнить представление детей о.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль» .

КВН по познавательно-исследовательской деятельности среди педагогов ДООКВН по познавательно-исследовательской деятельности среди педагогов ДОО 1Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы приветствуем всех на нашем КВН - конкурсе весёлых и находчивых воспитателей детского сада.

План работы по познавательно — исследовательской деятельности. План работы по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием цифровой лабораторией :"Наураша.

Проект «Хочу всё знать!» старшая группа Проект «Хочу всё знать!». Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Ну а там - эксперименты.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности. Песочная терапия для малышейПроект по познавательно-исследовательской деятельности. Песочная терапия для малышей ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Песочная терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного.

Проект по познавательно исследовательской деятельности «Водичка — водичка» Выступление воспитателя Оганян Н. Г. по проекту «Водичка - водичка» Исходя от того, что дети раннего возраста очень любят играть с водой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»
Опубликовано: 12 марта 2017 в 11:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ломакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД