Кузнецова Татьяна
Проект «Мастерская семейного театрального искусства» для начальной школы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 141» Сормовского района г. Нижнего Новгорода
ПРОЕКТ «Мастерская театрального искусства»
Составитель: Кузнецова Татьяна Фёдоровна
Учитель начальных классов
г. Нижний Новгород
2022 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта «Мастерская семейного театрального искусства»
Основание для разработки проекта Развитие семейного воспитания, укрепление социального партнерства с семьёй.
Публикация «Проект „Мастерская семейного театрального искусства“ для начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга.
Цель проекта: Активное вовлечение детей и родителей в совместную театральную деятельность. Создание условий для творческого, нравственно-интеллектуального развития личности средствами театрального искусства.
Задачи проекта: • Привлечь родителей в совместную театральную деятельность с детьми.
• Сформировать в коллективе художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду, направленную на сближение родителей, педагогов и детей.
• Приобщить детей младшего школьного возраста к театральному искусству, повысить интерес к театральной деятельности.
• Развить навыки публичного выступления и творческого содружества.
• Формировать навыки коммуникативного общения.
• Увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
• Развить экологическое сознание и ответственность в обществе. Создать театр из переработанных материалов.
Сроки реализации проекта: 3 года 2022 – 2024 годы.
Основные исполнители проекта: Составитель проекта: педагог – организатор театральной деятельности, учитель начальных классов Кузнецова Т. Ф. ;
Исполнители проекта: педагог – организатор театральной деятельности, родители творческого театрального коллектива, дети начальной школы.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта: • Развитие у детей творческих способностей через театральную деятельность.
• Формирование благоприятных межпоколенных отношений, вовлечение детей и родителей в совместную деятельность.
• Улучшение психологического климата в ученическом коллективе, родительском коллективе.
• Овладение навыками изготовления родителями костюмов для сцены.
• Овладение навыками постановки праздников.
• Овладение навыками сценического искусства.
• Формирование навыков коммуникативного общения.
• Развитие экологической культуры детей и взрослых. Создание театра из переработанных материалов.
• Повышение творческой, социально-культурной и коммуникативной компетентностей педагога и родителей.
Актуальность и обоснование социальной значимости проектной идеи.
Идея проекта в первую очередь заключается в организации совместной деятельности детей и родителей, что способствует развитию семейного воспитания, укреплению социального партнерства с семьёй. Что является обновлённой практикой семейного воспитания на основе активного вовлечения родителей в совместную деятельность по реализации требований новых ФГОС и национального проекта «Образование». Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-интеллектуального воспитания, поэтому возникает необходимость в разнообразии способов организации досуга, стремление сделать их общественно значимыми. Всё это натолкнуло на мысль о создании совместной театральной деятельности как средства вовлечения детей и родителей в общечеловеческую культуру. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс — универсальное средство развития личностных способностей человека, в том числе коммуникативных навыков общения.
Во вторых, идея проекта заключается в том, чтобы показать, что отходы не являются мусором, а могут стать ценными ресурсами для создания новых вещей. В рамках проекта будет проводиться сбор старых вещей, которые затем будут перерабатываться и использоваться для создания театра. Таким образом, мы демонстрируем, что переработка в действии - это не только экологически правильно, но и креативно. Эта идея является очень актуальной в наше время, когда проблемы экологии и сохранения природных ресурсов становятся все более острыми. Стремление к устойчивому развитию и экологической ответственности становится все более популярным, и наш проект является ярким примером такого подхода.
Настоящий проект будет направлен не только на постановку спектаклей, на родном языке, но и расширение информационного пространства о народных традициях, основанных на добре, справедливости, красоте, на формирование навыков коммуникативного общения.
Социальная значимость проекта заключается в том, что он позволяет не только решить проблему обращения с отходами, но и создать новые театральные постановки совместно с родителями, повысить уровень осведомленности людей о возможностях переработки отходов и в целом способствовать развитию экологического сознания в обществе. Кроме того, создание уникального театра из переработанных материалов может стать ярким примером для других проектов, которые также стремятся к устойчивому развитию и экологической ответственности.
Цель проекта: Активное вовлечение детей и родителей в совместную театральную деятельность. Создание условий для творческого, нравственно-интеллектуального развития личности средствами театрального искусства.
Задачи проекта:
• Привлечь родителей в совместную театральную деятельность с детьми.
• Сформировать в коллективе художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду, направленную на сближение родителей, педагогов и детей.
• Приобщить детей младшего школьного возраста к театральному искусству, повысить интерес к театральной деятельности.
• Увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
• Развить навыки публичного выступления и творческого содружества.
• Развить экологическое сознание и ответственность в обществе. Создать театр из переработанных материалов.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап 2022 год – подготовительный, начало работы над проектом.
Второй этап 2023-2024 годы – основной, работа над проектом.
Третий этап 2024 год (декабрь) – завершающий этап, подведение итогов.
Механизм реализации
1. Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы.
2. Апробация идеи:
• творческие мастерские
• мастер-классы
• репетиции
• экскурсии
• пошив театральных костюмов, изготовление декораций
• театральные постановки
3. Рефлексия.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы Мероприятия
Первый этап
2022 г. Подготовительный.
1. Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы.
2. Вовлечение в игровую работу учащихся, родителей, учителей. Создание театральной студии «Дети + родители».
3. Изучение методической литературы.
4. Продумывание системы методов, приёмов и форм работы, наиболее приемлемых для нашего коллектива.
5. Планирование работы с детьми, родителями.
Второй этап
2022-2024 г. Основной. 1. Посещение детских театральных постановок совместно с родителями в театрах города. Нижегородский камерный музыкальный театр им. Владимира Степанова «Маугли». Театр «Вера» «Аленький цветочек». Театр кукол «Мабу».
2. Театр юного зрителя «Летучий корабль» и др.
3. Рассказы, беседы с детьми о театре.
4. Мастер-классы родителей по изготовлению театральных кукол и атрибутов. Знакомство с видами театров.
5. Изготовление родителями коллектива атрибутов, декораций, пошив костюмов для театральных постановок, выступлений.
6. Показ детьми концертов, спектаклей, театрализованных программ на конкурсах, перед обучающимся, родителями. Совместное выступление детей и родителей на Празднике Букваря. Районный конкурс «Ёлка-шоу 2022» Фольклорное выступление. Школьный конкурс театральных постановок. Инсценировки «На лесной полянке». «Новогодний Колобок».
7. Как отдельное, так и совместное с детьми театральное выступление родителей перед детской аудиторией. «Новогодний огонёк 2023». Выступление театральной студии «Дети +родители». Инсценировка «Новогодняя Репка», Игровая программа «Здравствуй, Дедушка Мороз».
8. Ежегодное пополнение (пошив) театральных костюмов, аксессуаров к ним.
9. Продолжение работы над накоплением детского, юношеского репертуарного материала.
Третий этап
2024 г. Завершающий. 1. Установление творческих связей с детскими коллективами других учреждений Сормовского района. Выступление театральной студии «Дети +родители», неформальное общение, анализ выступлений в Православной школе, Детском саду.
2. Изготовление реквизита, декораций, простейшей мебели для спектаклей, представлений.
3. Отображение совместной театральной деятельности родителей и детей в СМИ….
4. Создание фото-видео архива выступлений театральной студии «Дети +родители».
5. Ежегодное участие в конкурсе чтецов.
6. Участие в ежегодных театрализованных программах ко Дню Учителя, Дню Матери, Дню Защитника Отечества, празднику Последнего звонка и других традиционных праздников.
7. Постановка и показ минимум 1 раз в год отчётного концерта (представления) театральной студии «Дети + родители».
Ожидаемые результаты работы:
• Развитие у детей творческих способностей через театральную деятельность.
• Формирование благоприятных межпоколенных отношений, вовлечение детей и родителей в совместную деятельность.
• Улучшение психологического климата в ученическом коллективе, родительском коллективе.
• Овладение навыками изготовления родителями костюмов для сцены.
• Овладение навыками постановки праздников.
• Овладение навыками сценического искусства.
• Формирование навыков коммуникативного общения.
• Развитие экологической культуры детей и взрослых.
• Повышение творческой, социально-культурной и коммуникативной компетентностей педагога и родителей.
Обеспечение ресурсами:
Материально-техническая база:
1. Пошив театральных костюмов.
2. Создание фонотеки, фото и видео архива школьного театра.
3. Выделение специальной комнаты под костюмерную, реквизит.
4. Использование аппаратуры, принадлежащей МБОУ «Школа №141».
Кадровое обеспечение:
• педагог-организатор театральной деятельности;
• родители;
• советник директора по воспитанию.