Елена Нурмухаметова
Проект мастер-класса для педагогов «Использование моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект мастер-класса для педагогов «Использование моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений»
Цель: дать представление о возможных способах использования моторного планирования для успешного коррекционного процесса.
Задачи:
1. Раскрыть значимость использования моторного планирования для коррекции речи.
2. Познакомить коллег с апробированными инновационными технологиями, побудить к их использованию в коррекционной работе.
Проблема:
Публикация «Проект мастер-класса для педагогов „Использование моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2022
За последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Произнесение слов - это сложный процесс и для него требуется определенная моторная схема, моторное планирование.
Ребенку с трудностями моторного планирования (диспраксией) тяжело осваивать новые навыки, требующие вовлечения тела. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем им требуются множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки и дополнительные усилия для выполнения правильных действий речевыми органами. Приобретенные навыки тяжело переносятся в новую и незнакомую для ребенка ситуацию. Подобные ситуации настолько расстраивают ребенка, что он начинает избегать любой активности или игры, связанной с движением, - выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Иногда плохая обратная связь от тела не позволяет ребенку скорректировать неправильно выполняемое действие просто потому, что ребенок не может отследить и понять, что не так и как можно сделать по-другому.
Основа моторного планирования и формирование моторных навыков напрямую зависит от четкого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.
Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также кистевого праксиса, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов.
Содержание:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся с Вами на разных языках:
(слайды)
Белорусский: Вiтаю ( ви-таю)
Болгарский: zdraveite (“здравейте”)
Грузинский: - gamardjoba - “”гамарджоба.
Китайский: кантонском nei* ho или lei ho (произносится не хоу или лей хоу) и в мандаринском is n h o (произносится “нии хау”) (не забывайте о тонах). В мандаринском можно также сказать (z o sh ng h o) "Доброе Утро" (произносится дзьяо шань хао). Это выражение не распространено в Тайване и люди часто используют неформальное, сокращеное (z o, произносится дзьяо).
Японский: ohayoou (gozaimasu) - “о-ха-йо (го-зэй-масс)” (доброе утро)
- А сейчас давайте попробуем приветствие сказать с помощью дактильных знаков. (слайды)
Как видите, при выполнении каких-либо новых заданий: изучении нового языка, разучивании нового танцевального движения, завязывании нового узла на галстуке, - необходимо выстроить некую схему, алгоритм, планирование.
Например, чтобы научиться заводить автомобиль:
1. сначала нужно каждый раз думать, в каком положении должен быть рычаг коробки передач;
2. когда нажимать педаль сцепления;
3. когда поворачивать ключ и т. д.
Это и есть этап моторного планирования.
Моторное планирование – это возможность нашего мозга задумывать, организовывать и выполнять новое действие или последовательность действий. По мере того, как человек осваивает навык, потребность в активном моторном планировании каждого отдельного этапа сходит на нет. Такой навык становится автоматизированным и не нужно тратить свои ресурсы на обдумывание того, как мы его осуществляем.
Ребенок с трудностями моторного планирования вынужден каждый раз «простраивать» программу своих действий заново. Он начинает избегать такой энергозатратной деятельности, а с неопытного глаза это может выглядеть как лень или отсутствие интереса.
Основа моторного планирования напрямую зависит от четкого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.
Праксис, как и любые другие процессы, формируется последовательно:
сначала общий праксис, отвечающий за крупные движения рук и ног;
потом формируются кистевой и пальцевый праксисы;
самый сложный праксис, используемый только человеком-артикуляционный. Его развитие позволяет ребенку овладеть моторным компонентом речи.
Нарушение моторного планирования в теории сенсорной интеграции называется диспраксия. В речи она проявляется:
как нарушение звукопроизношения. Из-за того, что ребенок плохо понимает схему своего тела (в том числе во рту, ему сложно подобрать артикуляционный уклад под услышанный акустический образ.
как нарушение слоговой структуры слова. Ребенок может повторять слоги, пропускать или менять их местами.
Практически у всех детей с нарушением артикуляционного праксиса наблюдается моторная неловкость, что является помехой для речевого и интеллектуального развития.
Именно поэтому я в свою работу включаю игры с наложением моторной программы. Это позволяет достичь более быстрых и эффективных результатов в автоматизации звуков, в отработке артикуляционных укладов, в развитии слоговой структуры слова, в формировании пространственных представлений, фонематического восприятия.
И сегодня хотела поделиться ими с Вами:
Использование моторного планирования при проведении артикуляционной гимнастики:
При обучении правильной артикуляции используется моторное планирование. Ребенок неверно произносит слова и звуки из-за того, что неверно подбирает движения и звучание. Взрослый говорит по привычке ускоренно. Он не осознает, что иногда у ребенка психологические процессы запаздывают. Ребенок просто не успевает отследить, что же такого делает взрослый, когда произносит звуки. Он не видит, как располагает и в каком порядке двигается язык за зубами. И учитывая, что дошкольнику сложно двигать своим языком, а порой дизартрики язык не чувствуют или дети с нарушением фонематического слуха не могут отследить правильное звучание, то они подбирают похоже звучащие звуки, которые говорят с ошибками.
Из этого можно сделать вывод, что как раз не работает моторное планирование. Отсюда возникает потребность в коррекции моторного планирования путем формирования нового навыка произношения дефектного звука. По-новому необходимо обучить правильно двигать мышцами рта и научить последовательности произношения.
Для этого используем схемы - алгоритмы правильного положения речевых органов (слайд, используем показ на наглядной модели язычка и элементы мнемотехники. (слайд)
- с помощью ложек выполняем упражнения «Иголочка», «Часики» и др. (слайд)
Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, мы развиваем латеральную систему ребенка, тем самым помогаем ему осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.
Использование моторного планирования для автоматизации звуков:
Произнесение слов - сложный процесс. Каждое слово-это один или несколько слогов. Каждый слог – один или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определенная моторная схема. Т. е. ,слог, слово- объединение нескольких моторных схем. Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком.
- раскладываем на полу координационную лестницу. Задаем 2-3 движения и повторяем слоги. Например, ла-ло-лы. Затем последовательность слогов и движения меняем; (показ)
- раскладываем на полу изображения стоп и ладошек. Ребенку нужно в соответствии с картинкой прыгать, касаясь их. При этом произносить необходимые слоги; (слайд)
-выкладываем визуально ритмический ряд из шишек, орехов, яблок и пр. сенсорным материалом на планке для ритмических рядов и переключения. Накладываем моторную программу: шишка-ладонь, орех - указательный палец, яблоко - большой палец. Проговариваем слоги, слова; (показ)
- посадив ребенка напротив, взять в руки по 1 шарику су-джок и передавать его в ладони друг другу наперекрест при произнесении каждого слова. Например, для автоматизации звука / Л / в предложениях: «Лайка громко лает, малышей пугает». (показ)
Использование моторного планирования для отработки слоговой структуры слова:
-выкладываем на пол ортопедические коврики, салфетки. Под коврики кладем слова 1 типа слоговой структуры. Накладываем моторную программу: прыжок – хлопок над головой. Достаем картинку и проговариваем слово, изображенное на картинке; (слайд)
-на пол приклеиваем белый и черный лист бумаги. Затем выкладываем фишки белого и черного цвета или бросаем кубик. Сколько фишек или кружков на кубике выпало,- столько раз прыгаем на данном цвете и проговариваем слова нужной слоговой структуры. (слайд)
Использование моторного планирования для развития фонематического восприятия:
-игра «Бабочка». Пока звучит музыка, бабочка летает, кружится. Как только музыка стихает – бабочка садится на цветок. (слайд)
-игра «Накорми животных (насекомых)». Знакомим ребенка с инструкцией: «Когда звучит бубен – покорми муху. Услышишь маракас – покорми стрекозу.» (слайд)
- игра «Твистер». Ребенку дается инструкция: «Если я буду стучать 2 раза, то встань на красный коврик. Если 1 раз – на синий, 3 раза – на зеленый». (слайд)
- под исполнение песенки «Тук-так» выполняются поочередные движения, соответствующие музыке. Например, под слово «Тук» - сомкнутые пальцы правой руки сгибаются пополам и прикасаются к середине ладошки левой руки. Под слово «Так» производятся аналогичные упражнения, но на другой руке. Движения рук могут меняться. (показ)
Результативность:
Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
Перечень оборудования:
Презентация
Координационная лестница
Пособие «Следы-ладошки»
Круг ритмического рисунка (планка для ритмических рядов и переключения)
Деревянные ложки
Игра «Попробуй, повтори!»
Портативная колонка с флешкой
Сенсорный материал: шишки, орехи, яблоки
Мячик су-джок – 2шт.
Перечень используемых технологий:
Теория сенсорной интеграции
Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори!»
Логоритмический круг
Типы слоговой структуры по Марковой