Александра Горощенко
Проект «Масленица» во второй младшей группе
Вот и прошёл чудесный праздник - Масленица. Хочу поделиться с вами, как мы с ребятами масленичную неделю проводили.
Тема: Масленица
Участники: дети 2 младшей группы (3 года, воспитатели, музыкальный руководитель
Длительность: 1 неделя
Программное содержание:
- знакомить детей о Масленице
- воспитывать интерес к народным традициям
- научить новым играм
Задача проекта: провести цикл занятий и мероприятий по теме.
Публикация «Проект „Масленица“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Материалы: картинки по теме (фото, нитки шерстяные, ткань, игрушка скоморох, картон, бумага белая и цветная, клей, кисти клеевые, карандаши цветные, санки-ледянки, музыкальный центр.
Ход:
День первый - Встреча.
Воспитатель: Сегодня начался замечательный праздник. Называется он - Масленица! Этим праздником провожают Зиму и встречают Весну. На Руси в первый день масленицы делали из соломы чучело и наряжали его в женскую одежду. Чучело возили на шесте и устанавливали на самую высокую гору. С этой же горки потом и катались!
Одновременно с рассказом, происходит показ картин художников (А. Брусилов, Б. Кустодиев, В. Сыров и другие).
Затем воспитатель предлагает и ребятам сделать чучело. Аппликация "Масленица". Заранее подготовлено: картон А5, полоски из цветной бумаги (красного, оранжевого, жёлтого и коричневого цветов, кружки жёлтого цвета, кисти клеевые, клей ПВА, салфетки и клеёнки. Аппликация проводилась малыми подгруппами, по 5 человек. В процессе работы уточняли геометрические формы, цвета, названия (чучело, масленица).
На прогулке учим закличку:
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться. (ударяем ладошкой о ладошку, переворачивая руки)
Прогони от нас метели, (руками движение "прочь")
Прокати на карусели. (руки на поясе, кружимся вокруг себя)
Растопи холодный лёд, (открытые ладони опускаем вниз)
Пусть весна скорей придёт! (хлопаем в ладоши)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Вот и прошёл чудесный праздник Масленица](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158511.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Хочу поделиться с вами как мы с ребятами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158569.jpg)
Главная мысль. В первый день встречали масленицу, т. е. делали чучело.
День второй - Заигрыши
Воспитатель: В этот день все молодые люди выходили на гулянья: пели песни, водили хороводы, катались на тройках и смотрели балаганные представления. Сегодня и мы с вами научимся играть в новые игры!
На прогулке:
"Золотые ворота". Два ребёнка (при обучении: воспитатель и ребёнок) делают ворота (сцепленные руки поднимают вверх) и говорят:
Золотые ворота (остальные дети должны пройти под руками)
пропускают не всегда,
Первый раз - прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз - не пропустим вас! (опускают руки)
Смена пары на ворота. Тут может быть любые варианты, либо выбираете из тех, кто успел пройти, или из тех, кто не успел. мы выбрали первый вариант.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Русский народный праздник масленичную неделю проводили](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519157815.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Проект Масленица во второй младшей группе размещена в разделах Масленица](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519157838.jpg)
"Бодливый козлик". Воспитатель, а в последующем и сами дети, говорит стишок:
Вышел козлик погулять, (двигаются хаотично, подставив пальцы/руки как рожки)
Свои ножки поразмять,
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит:
Бе-бе-бе! (все вместе)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Русский народный праздник Проекты на тему Масленицы и масленичной недели Проекты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519157872.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Ход День первый Встреча](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519157897.jpg)
Главная мысль. Во второй день начинались гулянья, игры
День третий - Лакомка.
Воспитатель: Наша масленица продолжается, сегодня третий день, называется он "Лакомка". Именно с это дня начинали печь блины и угощать ими. Я вам хочу показать блины. Посмотрим, какой они формы? Какого цвета? А с чем кушают блины? (показ картинок/фото блинов). Давайте и мы с вами испечём блины?
Рисование с элементами аппликации. Заранее подготовлено: круги из белой бумаги, цветные карандаши (жёлтые, оранжевые, бумажные ягодки клубники, клей ПВА, кисти клеевые.
Воспитатель раздаёт детям белые "блины", выясняет, а что же с ними не так? Выдаются карандаши. После того, как работа выполнена, ребёнку предлагают украсить блин ягодой. Так как приклеить одну ягодку - дело не хитрое и не долгое, то брали детей индивидуально по мере готовности основного задания.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Воспитатель Сегодня начался замечательный праздник](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519157964.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Называется он Масленица Этим праздником провожают Зиму и встречают Весну](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519157990.jpg)
В процессе занятия, с позволения детей, были включены народные песни: "Мы давно блинов не ели", "У меня квашня" и другие.
На прогулке: закликаем весну, играем в игры, катаемся на санках и с горки.
Главная мысль. С третьего дня начинают печь блины
День четвёртый - Разгул.
Воспитатель: Мы уже знаем про первые три дня. Сегодня четверг и это значит, что народное гуляние вовсю набирало силу. Парни целыми деревнями устраивали кулачные бои, шли стенка на стенку. Народ катался на тройках, веселье било ключом. Сегодня и у нас в садике настоящий разгул! Пойдёмте на праздник!
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 На Руси в первый день масленицы делали из соломы чучело и наряжали его в женскую одежду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158195.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Чучело возили на шесте и устанавливали на самую высокую гору](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158217.jpg)
Всё праздничное мероприятие проходило на улице. На масленицу пришли скоморохи, принесли и чучело. Зима с Весной приходили и с ребятами играли. И, конечно же, в завершении чучело было сожжено.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 С этой же горки потом и катались Одновременно с рассказом происходит показ картин художников А](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158245.jpg)
Во второй половине дня детей ждал накрытый стол (родители принесли угощения). Тут и блины с вареньем были, и сушки, и петушки на палочках. А чай то из самовара!
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Сыров и другие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158272.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Затем воспитатель предлагает и ребятам сделать чучело](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158436.jpg)
Главная мысль. На четвёртый день шли большие гуляния с играми и угощениями.
День пятый - Тёщины вечёрки.
Воспитатель: (вспомнили основные мысли по предыдущим дням) Сегодня и завтра родственники ходили друг к другу в гости и угощали блинами. Мы с вами тоже как семья, а давайте поиграем! Будем готовить блины, да угощать друг друга.
Игра в семью разворачивается в игровом уголке "кухня", где есть две плиты, что позволило разделить детей на два дома. Воспитателем были розданы роли и контролировался ход игры.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Аппликация Масленица](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-685281-1519158648.jpg)
На прогулке: продолжаем играть в масленичные игры.
День шестой (понедельник следующей недели) - Проводы.
В этот день обобщается информация о традиционном празднике. Вспоминаются все события. В нашем случае, был показ фотографий на интерактивной доске, что облегчало вспоминание. Обсуждался общепоселковый праздник масленицы.
Вывод: дети проявляли интерес к предложенным занятиям, запомнили название праздника и некоторых дней, запомнили символы праздника.