Солонина Светлана
Проект в средней группе «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»
Участники проекта :
Музыкальный руководитель.
Воспитатели средней группы.
Родители.
Дети – средняя группа.
Сроки реализации проекта – две недели.
Тип проекта :
по числу детей – групповой
по доминирующему методу - игровой, творческий;
по предметным областям - межпредметный (литература, музыка, изобразительное искусство
Публикация «Проект в средней группе „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
по продолжительности - средней продолжительности.
Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят
Теоретическая значимость.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к этнокультурным традициям, повышению интереса к ценностям своего народа и участия родителей в совместных мероприятиях.
Новизна.
Заключается в разработке новых стратегических подходов по приобщению детей к этнокультурным ценностям, традициям, и взаимодействию с семьёй по художественному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская и художественно-творческая деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории русского народа способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Дать детям знания о празднике «Масленица».
Побуждать к изготовлению атрибутов для проведения праздника.
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре - действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование:
1.«Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для детей: русские сарафаны, рубахи, косыночки, фуражки.
2.«Солнце» на палке, кукла Масленица изготовленная с детьми, электронная презентация «Широкая Масленица».
3. Техническое средство обучения : музыкальный центр, интерактивная доска.
4. Музыкальный репертуар: Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «Веснянка» рус. нар. мел., «масленичные» частушки, русские народные наигрыши.
5. Музыкальные народные игры: «Карусель», «Солнышко», «Горелки».
Ожидаемые результаты проекта :
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом :
проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
выбор декораторов (помощь в оформлении);
выбор затейников (для организации игр).
выбор формы реализации проекта.
помощь в подборе музыкального сопровождения.
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.
Дети ближе познакомились с традициями русского народа. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
План реализации:
С детьми:
1. НЕДЕЛЯ
Понедельник
• Беседа о зиме «Белоснежна, белокрыла наша зимушка – зима»;
• Народные подвижные игры «Два Мороза», «Лапти»;
• Загадки, пословицы, поговорки о весне и зиме.
Вторник
• Выставка рисунков на тему: «Вот уж зимушка проходит»;
• Игры со снегом, катание на санках, лепка снежных фигур.
Среда
• Оформление фотовыставки: «Поет Зима, аукает.»;
• Разучивание р. н. песни «Вот уж зимушка проходит».
Четверг
• Беседа на тему: «Скоро Масленица!»
• Изготовление куклы «Масленица»
• Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»
• Русские народные игры «Горелки», «Почта»;
• Заучивание запевок и закличек к масленице.
Пятница
• Изготовление масок ряженых;
• Рассматривание картины Кустодиева «Масленица»;
• Заучивание запевок и закличек к масленице.
2. НЕДЕЛЯ
Понедельник – «Встреча»
• Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица»;
• Пение масленичных закличек;
• Хоровод «Едет Масленица» р. н. мелодия
• Торжественная встреча Масленицы – развлечение «Масленица пришла»;
• Народные подвижные игры: «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря»
• Кукольный театр «Петрушечные комедии»;
• Загадки о весне и зиме
Вторник – «Заигрыш»
• Русские народные игры «Горелки», «Почта»;
• Пение песни «Вот уж зимушка проходит»
• П/ и: «Ручеек», «Перетягивание каната»;
• Катание на санях
• Конкурс частушек «Как на масляной неделе»
Среда – «Лакомка»
• Знакомство со значением и символикой блинов;
• Сладкий вечер. Чаепитие с блинами;
• Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р. н. мелодия;
• Игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»;
• Выставка рисунков «Зимний разгуляй»;
• Подражательные игры: «Почта», «Ровным кругом»
Четверг – «Разгуляй»
• Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»;
• Конкурс рисунков на снегу.
• Катание с ледяной горки
Пятница – «Тёщины вечерки»
• Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;
• Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Такси»;
• Пение русских народных песен.
• Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица!»
С родителями:
1 НЕДЕЛЯ
Изготовление поделок совместно с детьми;
Выставка семейных рисунков на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»;
Изготовление папки – передвижки «Широкая масленица»;
Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».
2 НЕДЕЛЯ
Конкурс рисунков на снегу;
Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица!»;
Сладкий вечер. Совместное чаепитие с блинами;
Консультация для родителей «Масленичная неделя».
С педагогами:
1 НЕДЕЛЯ
Консультация для педагогов: «Не забывайте народные игры!»;
Создан банк материалов «Народные праздники».
2 НЕДЕЛЯ
Семинар по теме: «Использование интегрирования образовательной деятельности в приобщении к русской народной культуре детей среднего дошкольного возраста».
Основной этап
Реализация проекта
В ходе реализации проекта :
С детьми
Проведены беседы: «Белоснежна, белокрыла наша зимушка – зима»; «Скоро Масленица!»; «Что мы узнали о Масленице»;
Заучены: загадки, пословицы, поговорки о весне и зиме; запевки и заклички к масленице; песни: «Вот уж зимушка проходит», «Здравствуй, масленица!»;
Проведены народные подвижные игры «Два Мороза», «Лапти», «Горелки», «Почта», «Ручеек», «Перетягивание каната», «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря» и др. ;
Организованы игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»;
Организована выставка рисунков на тему: «Вот уж зимушка проходит»; «Зимний разгуляй»; совместные рисунки родителей и детей на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»
Оформлена фотовыставка: «Поет Зима, аукает.»;
Торжественная встреча Масленицы;
Изготовлены и расписаны маски «ряженых», кукла «Масленица»;
Организован конкурс рисунков на снегу;
Катание с ледяной горки, игры со снегом, катание на санках, лепка снежных фигур;
Показан кукольный театр «Петрушечные комедии»;
Знакомство со значением и символикой блинов;
Сладкий вечер, чаепитие с блинами;
Праздничное мероприятие: «Прощай, Масленица!».
Для родителей
Организована выставка семейных рисунков на тему: «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!»;
Изготовление папки – передвижки «Широкая масленица»;
Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»;
Конкурс рисунков на снегу;
Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица!»; Сладкий вечер. Совместное чаепитие с блинами;
Консультация для родителей «Масленичная неделя».
Для педагогов
Консультация для педагогов: «Не забывайте народные игры!»;
Семинар по теме: «Использование интегрирования образовательной деятельности в приобщении к русской народной культуре детей младшего дошкольного возраста».
Заключительный этап
Итоги реализации проекта
По итогам реализации проекта «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!» :
У детей сформированы представления о празднике «Масленица», его роли в этнокультуре русского народа;
Развились внимание, память, связная речь, обогащен словарный запас.
Сформировано чувство патриотизма, интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
Расширился кругозор, эстетическую восприимчивость;
Познакомились с символами, традициями праздника;
Мероприятия проведенные в рамках проекта способствовали развитию у детей чёткой выразительной речи, мимики, движений;
Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями;
Разработаны консультации для родителей, проведены праздники, досуговые мероприятия.
Таким образом, вышеописанная система работы по теме «Масленица – белоножка, погости у нас немножко!» позволила успешно и эффективно:
Сформировать у детей представления о традициях русского народа,
Воспитать чувство патриотизма у детей на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Осуществлять деятельность детей по формированию этнокультурных ценностей систематически и планомерно.