Ирина Кокурина
Проект на тему «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1- младшей группе
На тему : «Масленица дорогая – наша гостьюшка родная»
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Даёт детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.
Публикация «Проект на тему „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Масленица дорогая – наша гостьюшка родная»
Педагогические задачи проекта :
1. Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.
2. Формировать рациональное отношение ребё нка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.
3. Воспитывать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
5. Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.
6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.
Методы и приёмы проекта :
1. Словесный;
2. Наглядный;
3. Практический;
4. Мотивационный;
5. Сотворчество;
6. Игровой.
Интеграция непосредственно- образовательных областей в ходе реализации проекта
«Масленница дорогая – наша гостьюшка родная» :
№ Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность
1 Социально-коммуникативное развитие Хороводные игры «А я по лугу гуляла»,
«Заинька, попляши»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней
Показать детям mimio прект: «Масленица»
2 Художественно-эстетическое развитие • Лепка «Угощения на масленицу»
• Музыкаразучивание песенки «Блины»
• Рисование «Прощай масленица»
Речевое развитие Разучивание масленичных закличек;
Разучивание стихотворений: «Про масленицу»
Разучивание песен «Ой блины»;
Чтение художественной литературы:
Чтение художественной литературы:
К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы»,
рус. нар. сказка «Снегурочка»
Познавательное развитие
• Беседа «Что за праздник, Масленица?»
• Рассматривание альбома «Масленица»
• Поговорки про масленицу
• Беседа «Как отмечать масленицу»
• Слушание песен
Физическое развитие • Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
• Игры-эстафеты
• «Перетягивание каната»
• «Горячие блины»
Тип проекта : творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный (одна неделя)
Участники проекта : дети 1- младшей группы, воспитатели группы, родители.
Руководитель проекта : воспитатель Зилкова И. А.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
1. Художественная литература;
2. Репродукции картин художников;
3. Тексты русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины;
4. Тексты народных игр;
5. Аудиозаписи русских народных песен;
6. Куклы в национальных костюмах;
7. Альбомы: «Народные промыслы», «Матрёшка- русский сувенир».
Предварительная работа:
1. Рассматривание альбомов и репродукций картин.
2. Беседа о Масленицы, о том, как она празднуется на Руси;
3. Рузучивание пословиц, поговорок, загадок и песен про блины и масленицу;
5. Анкеты для родителей «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье».
Предполагаемый результат:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Результат проектной деятельности : праздник, посвящённый проводам зимы и встрече ве
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Работа с родителями
1 этап подготовительный Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического материала. Рассматривание альбомов и репродукции картин. Чтение художественной литературы по заданной теме. Обмен рецептами выпечки блинов
2 этап выполнения Систематизация знаний детей о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
Изготовления Папки раскладушки на тему «Масленица»
Рассказ о традиции выпекать блины. Украшения своей группы. Беседа с детьми о Масленицы, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание стихов, песен и пословиц про Масленицу,блины
НОД «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Лучики для солнышка»
НОД «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Блиночки»
Изготовление солнца из разноцветных бумажных ладошек детей»
На прогулке- постройка снежной бабы - Масленицы, спортивные игры, забавы Родители вместе с детьми выпекают дома блины. Анкетирование
«Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье.»
3 этап результаты Проведения праздника,посвящённого проводам зимы и встрече весны «Прощай Масленица!» Активное участие детей. Помощь родителей в изготовлении атрибутов к празднику.
План реализации проекта.
Дни недели Цели и задачи Содержание
Понедельник-«Встреча». Познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа. Беседа о Масленице, о том как она празднуется на Руси. Изготовление куклы» Масленица».Знакомство с Масленицей.
Вторник- «Заигрыш». Расширять знания детей о видах устного народного творчества. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Выставка рисунков ««Наша Матрёшка». Разучивание песен про блины.
Среда - «Лакомка». Познаём секреты русской кухни. Обмен рецептами блинов. Загадки о блинах. Угощение- блины с вареньем, маслом, сахаром. Художественное творчество с детьми «Мы печём блины». Катание на санках. Игра в снежки.
Четверг- «Разгуляй».
Пятница- «Посиделки». Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества.
Закрепить представление о «Масленице»,знать, уметь играть в народные игры,воспитывать любовь к культуре. Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Катание на санях, зимние забавы.
Прощай, Масленица.
Праздник посвящённый проводам зимы и встрече весны. Спортивные развлечения.
Использованная литература:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
9. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье».
1. Ф. И. О___
2. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям?___
3. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?___
4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?___
5. О каком празднике вы узнали от своих предков?___
6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребёнка?___
7. Каковы особенности народных традиций нашего села?___
8. Что вы знаете о народном празднике «Масленица»?___
___
9. Как готовитесь к празднику «Масленица?»___
10. Поделитесь рецептом ваших блинов?___
.
.
11. Как отмечаете праздник «Масленица?» ___
12. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?___
.
___13. Принимаете ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?___
14. Чтобы вы хотели предложить, порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?___
___
Конспект занятия по коммуникации 1 – мл группе.
Интеграция областей: познание, художественная литература.
Тема : Знакомство с масленицей.
Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, приобщать детей к традициям русского народа, учить отвечать на поставленные вопросы, развивать внимательность, мышление, словарный запас слов, воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал: кукла- Зима, кукла- Весна, кукла- Масленица, миска со снегом, миска с водой, волшебный мешочек, бусинки, кораблик, шнуровка.
Ход занятия.
Стук в дверь, появляется кукла- зима.
Зима: - здравствуйте дети. (дети здороваются). Это я зима к вам в гости пришла.
А вас как зовут? А ты кто? (Дети отвечают) Какие вы? (добрая, весёлая. хорошая и т. д.) А я зима снежная, холодная морозная. А у меня для вас сюрприз (достаёт с мешочка миску со снегом). Что это? (снег). Какого цвета снег? (белый). Потрогайте снег. (Дети трогают снег, рассматривают его) Какой он? (холодный, пушистый, мягкий). А руки какие стали? (мокрые и холодные).Давайте посушим наши ручки.
Пальчиковая игра:
Падал снег на порог,
Я лепил себе пирог,
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк,
Пироги себе пеки не из снега, а с муки!
- Какие стали ручки? (сухие).
Зима: А я снежок накрою заботливой рукою (накрывает миску со снегом платком) Дружно с мест своим встаем и весну встречать пойдём.
Дети встают с мест хлопают в ладоши и говорят:
Приходи весна- красна,
Принеси ты нам тепла!
Приходи погода ясная!
Приходи солнце красное.
В группу заходит кукла- весна.
Весна: Вы меня звали? Я весна- красна, бужу землю ото сна, но я не одна пришла а с Масленице. Посмотрите- это масленица. (дети обходят куклу- масленицу). Какая она красивая, большая. Давайте нарядим её, сделаем для неё, бусы.
(Дети садятся за стол, собирать бусы).
Воспитатель: Соберите бусы и мы их подарим Масленицы. (дети собирают бусы, воспитатель, помогает завязать шнурочки) Какие бусы у вас получились? (яркие, разноцветные). Нарядим Масленицу. (Дети одевают бусы масленицы). Какая масленица стала? (нарядная).
Зима: Я совсем позабыла, что платком снежок накрыла. Сесть нам надо всем в кружок, посмотреть на наш снежок! (убирает платок а в тазу вода) Где же снег куда пропал, он наверно убежал.
Весна: У меня есть кораблик, посмотрите как он плавает, Чтобы он поплыл на него нужно подуть. Давайте все вместе подуем на кораблик.
Дыхательная гимнастика.
Весна: Зима пора тебе уходить. Прощай зимушка- зима. Спасибо что в гостях была. (Дети прощаются с зимой) А мы с Масленицей у ребят остаемся в гостях. Они добрые и дружные.
Рефлексия: воспитатель с детьми угощает кукол – Масленицу, Весну чаем с пирогом.
Конспект занятия в первой младшей группе
По художественному творчеству (рисованию).
Тема: «Мы весёлые матрёшки».
Цель: познакомить детей с народной куклой матрёшка, продолжать учить детей работать кисточкой и красками, закреплять названия цвета (красный, развивать моторику рук, внимательность, воспитывать интерес к занятиям.
Материал: силуэт вырезанной матрёшки на бумаге, образец готового рисунка, кисточка, салфетка, краски красного цвета, сундучок, кукла матрёшка.
Предварительная работа: Рассматривание матрёшек в группе, игра с народными игрушками, рассказывание потешек, сказок.
Ход занятия.
Стук в дверь. Входит матрёшка, неся с собой сундучок.
Воспитатель: Дети посмотрите кто к нам пришёл? (ответы детей). Правильно Матрёшка. Это наша красивая игрушка, но она пришла не одна, с ней пришли её сестрички. Давайте посмотрим сколько их. (Воспитатель выставляет на стол семь матрёшек из одного набора). Какие они? (Красивые, большие и маленькие). Покажите самую большую матрёшку и самую маленькую. (ответы детей). Ребята давайте поиграем с нашими матрёшками.
- Ну-ка матрёшки становитесь в весёлый, дружный хоровод. (Дети ставят по кругу матрёшек, проговаривая вместе с воспитателем слова:
Семь кукол деревянных,
Круглолиц и румяных,
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что принесла нам матрёшка в сундучке. (открывает сундучок и достаёт оттуда не раскрашенных матрёшек). Да это её подружки, только у них платья не раскрашены, дайте им поможем, нарядим их в красивые платья. (Дети садятся на свои места за столы). Посмотрите что лежит у вас на столе? (матрёшка). Мы сейчас будем красить наряд матрёшки.
Воспитатель показывает готовый образец и приём рисования.
Воспитатель: Сегодня наша кисточка будет работать по особенному, станет прыгать вверх вниз. Возьмите кисточки и попробуйте без краски показать, как кисточка будет рисовать. (Воспитатель показывает каждому ребёнку движение кисти вверх-вниз, дети самостоятельно повторяют движения на листе.
Воспитатель: (хвалит детей) Теперь набирайте на кисточку красную краску, ведь платье матрёшки красного цвета, и начинайте красит матрёшку. (Воспитатель следит за выполнением работы). Какие у вас красивые матрёшки получились (Можно наряд матрёшки украсить кружками из белой бумаги, и на каждый наряд матрёшки,приклеивает кружочки из белой бумаги).
Рефлексия:
Молодцы ребята сегодня мы с вами встретились с народной русской игрушкой Матрёшкой.
Воспитатель выставляет всех матрё шек на стол со словами:
Мы весёлые матрёшки
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сёстры,
Завязали нам платочки,
Раскраснелись наши щечки