Фомина Светлана Анатольевна
«Широкая Масленица». Познавательно-творческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Широкая Масленица»
Подготовила старший воспитатель:Фомина С. А.
Участники проекта : Воспитатели, музыкальный руководитель.
Дети средних групп, старшей группы и подготовительной группы. Родители.
Сроки реализации проекта – с 12 по 16 февраля
Тип проекта :
• по числу детей – групповой
• по доминирующему методу – познавательно- творческий;
• по продолжительности – краткосрочный
Публикация «„Широкая Масленица“, Познавательно-творческий проект» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Темочки
По образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.)
Актуальность.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Новизна проекту.
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ,особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель: Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица.
Задачи:
• Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами русского народного творчества.
• Обогащать духовный мир детей.
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. Формы организации.
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
4. Развлечение.
5. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
6. Интегрированные НОД.
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
План работы над проектом.
Подготовительный этап
• Подбор информации, художественной литературы, игрового, музыкального, речевого материала.
• Обсуждение вариантов проведения возможностей участия в празднике родителей и детей.
• Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица»
• Планирование занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.
• Обсуждение оформления группы.
• Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.
• Оформление уголка для родителей.
Основной этап
• Беседа о истории возникновения праздника, о его праздновании на Руси.
• Чтение и разучивание закличек, песен, пословиц, поговорок, загадок.
• Разучивание хороводных и подвижных игр.
• Продуктивная деятельность.
• Организация места проведения праздника.
Заключительный этап
• Составление картотеки народных игр;
• Составление «Блинной Книги ДОУ» по семейным рецептам, предоставленным родителями и сотрудниками ДОУ;
• Подготовка презентации проекта.
Мероприятия проведенные в рамках проекта «Широкая Масленица»
№ Название мероприятия Сроки проведения
1 Подбор информации, художественной литературы, игрового, музыкального, речевого материала.
Обсуждение вариантов проведения возможностей участия в празднике родителей и детей.
Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица»
Планирование занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.
Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.
Оформление уголка для родителей. (12 февраля)
2 Беседа о истории возникновения праздника.
Чтение и разучивание закличек, поговорок, пословиц, загадок.
Работа с родителями.
Оформление материалов:
«Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить закличек, поговорок для заучивания с детьми дома) (13 февраля)
3 Беседа о праздновании Масленицы на Руси.
Разучивание хороводных и подвижных игр.
Рисование «Масленица-блиноедка».
Работа с родителями.
Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении.
(14 февраля0
4 Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов
Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Лепка или аппликация на тему «Орнаменты русского костюма»
Работа с родителями.
Принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье. (15 февраля)
5. Развлечение «Широкая Масленица»
Выставка «
Работа с родителями.
Участие в итоговом развлечении и выставки.
Приготовление блинов для чаепития. (16 февраля)
Достигнутые результаты:
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории