Татьяна Вакурова
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе на тему «Масленица»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №98 «Сказка»
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе на тему : «Масленица»
Подготовила воспитатель : Вакурова Т. И.
г. Черноголовка
Тип проекта : творческий
Возрастная группа : подготовительная группа
Длительность: краткосрочный, с 9 марта по 12 марта 2021 года.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе на тему „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта : Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта : духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
5. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
6. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведении совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.
Ожидаемые результаты:
1. Дети имеют первичные представления о празднике Масленица, о народных играх, обрядах;
2. Умеют изготавливать кукол-масленичек (кукол - оберегов)
3. Знают заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы о празднике Масленица.
Участники проекта : Дети группы старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
День недели Совместная деятельность с детьми Цель
Вторник Беседа «Что за праздник Масленица?
- чтение стихотворения «Масленица»
- презентация «Масленица». Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.
Среда Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги».
Продуктивная деятельность:
- изготовление вместе с детьми кукол - масленичек. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
Четверг Разучивание подвижных и хороводных игр.
Разучивание масленичных закличек, поговорок.
НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Масленица» Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
Уметь передавать в рисунке события окружающей действительности
Пятница Итоговое развлечение «Масленица пришла»
- чаепитие с блинами.
Сбор рецептов приготовления блинов от родителей для создания общесадовской книги рецептов. Создать радостную атмосферу праздника.
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №98 «Сказка»
НОД по социальному миру
«Что за праздник масленица»
Воспитатель: Вакурова Т. И.
г. Черноголовка
Цель: знакомство детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.
Задачи:
— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать внимание, любознательность.
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворений, прослушивание песен и рассматривания слайдов на тему Масленица.
- Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход занятия
1. Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему «Масленица».
-Ребята, что вы видите на иллюстрациях?
(Обобщаю ответы детей)
На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?
Масленица — это праздник, который еще называется, как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.
-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).
Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.
Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня.
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т. д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".
2. Чтение стихотворения «Масленица».
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней – Великий пост,
Время, чтоб молиться.
3. Воспитатель:
Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.
Презентация «Масленица идет».
Физкультминутка (выполняется в парах).
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы! (хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее (поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)
4. Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин. Играли в игры.
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Игра «Блины».
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
1. «Блин комом» - все подпрыгивают.
2. «Блин с маслом» - все приседают.
3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №98 «Сказка»
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе на тему : «Масленица».
Воспитатель: Вакурова Т. И.
г. Черноголовка
Цель: сюжетное рисование цветными карандашами по замыслу.
Задачи:
- закреплять умение передавать в рисунке события окружающей действительности;
- продолжать развивать умение рисовать фигуру человека;
- воспитывать аккуратность в работе;
- развивать творческие способности, умение передавать в рисунке своё настроение;
- расширять представление детей о празднике и его символике.
Материалы: белые листы А 4, простой и цветные карандаши, стёрка, иллюстрации на тему «Масленица».
Предварительная работа: беседы на тему «Масленица», «Символы и атрибутика праздника», «Масленичная неделя», «Игры и забавы во время Масленицы», просмотр презентации «Масленица!», чтение стихотворений, закличек, пословиц и поговорок о масленице.
Ход НОД.
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! Ребята, какой сейчас месяц? Какие праздники мы отмечали с вами в этом месяце? (Ответы детей). Какой праздник был самым ярким и вкусным? (Масленица).
- Назовите, пожалуйста, главные символы масленицы (Ответы детей). После ответов детей показываю иллюстрации символов масленицы и поясняю рассказом.
- Блины - это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
- Еще один символ масленицы - чучело из соломы. Вернее это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму и смерть. Чучело встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках; Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре, который разводили на возвышенности. Пелись разные заклички. С некоторыми из них мы с вами знакомились.
- Давайте сейчас с вами немного разомнемся и потанцуем под закличку.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
- Какие проводились развлечения на масленичной неделе? (катались на санях, запряженных тройкой лошадей; играли в игру «Взятие снежного городка»; проводили кулачный бой; ходили в гости друг к другу, пекли блины, водили хороводы, пели песни и заклички, и т. д.)
-Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день? (Прощенное воскресенье). Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились, кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).
Основная часть. Практическая.
- Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.
Показываю образцы рисунков и объясняю, с чего нужно начать рисовать.
Рефлексия.
- А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.
- Молодцы, ребята!
-Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?
- На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №98 «Сказка»
Совместная деятельность «Изготовление куклы – масленички из салфеток»
Воспитатель: Вакурова Т. И.
г. Черноголовка
Цель: знакомство с техникой изготовления кукол из салфеток.
Задачи:
1. Изучить новые приемы работы.
2. Приобрести новые умения и навыки при работе с бумагой.
3. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
Оборудование: ножницы, салфетки разного цвета, нитки.
Ход деятельности.
1. Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.
Куклы делились на три группы : обереги, обрядовые, игровые.
Куклы обереги изготавливали безликими. Куклы, в которые играли дети, рисовали угольком глаза.
Презентация «Куклы -обереги»
Физкультминутка
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
2. Сегодня мы будем изготавливать аналог куклы - оберега из салфеток.
Фея знала свое дело и летала в небесах.
Днем и ночью, то и дело совершала чудеса.
Фея кукол создавала мастерила. колдовала.
Все, чего она касалась оживало, просыпалось.
И в руках ее послушных обретали куклы души.
Ведь судьба у кукол тоже, с человеческой похожа.
А потом свои трофеи, раздавала людям Фея.
Потому что это-средство, чтобы вечно помнить детство.
3. Практическая работа:
Приступим к изготовлению куколки. Из целой белой салфетки делаем равный комочек.
Целую цветную салфетку разворачиваем и складываем на уголок чуть больше середины.
Противоположный угол складываем так же.
Скрученный комочек кладем на середину свернутой салфетки.
Салфетку сворачиваем пополам.
Резиночкой стягиваем комочек, и получается голова.
Третью салфетку разрезаем пополам и половину салфетки сворачиваем в полоску шириной примерно 1, 5 см.
Полоску прокладываем между двумя листками салфетки и закрепляем туловище второй резинкой.
На рукавах куклы делаем сборочки и завязываем резинкой.
4. Наша куколка готова. Пусть она приносит радость и приятные эмоции.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №98 «Сказка»
Подвижные и хороводные игры на Масленицу.
Воспитатель: Вакурова Т. И.
г. Черноголовка
Игра "Золотые ворота".
Половина участников игры встает в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.
Стоящие произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.
Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").
Игра "Блины".
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки, "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).
Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.
Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)
«Игра с солнцем».
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.
Игра «Блины».
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
1. «Блин комом» - все подпрыгивают.
2. «Блин с маслом» - все приседают.
3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
Подвижная игра «Перепрыгни через костер».
Дети по очереди перепрыгивают через «костер» (можно сделать из бумаги, стараясь не коснуться «языков пламени».
-А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостьюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.
Как от блинов гора крута,
Как от маслица гора ясна,
А на горушку снег сыплют,
А нас маменьки домой кличут.
Нам домой идти не годится,
Мы надумали с горы прокатиться.
Ой ты, Масленица-кривошейка,
Покатай-ка нас хорошенько.
Игра «Петушки».
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).