Елена Васильевна Панова
Проект «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Маленькие исследователи»
Тип проекта : практико –ориентированный
Вид проекта : групповой
Участники: дети старшей группы,педагоги,родители
Сроки реализаци:май 2016
Разработчики проекта : Панова Елена Васильевна
Наименование учреждения: МБДОУ «ДСКВ №46»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Задача экологического воспитания населения, а особенно подрастающего поколения,очень актуальна.
Публикация «Проект „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте на основе развития познавательной активности, стремления «самости»- самостоятельности, формирования эмоциональной сферы создаются условия для появления интереса и воспитания осознанно –бережного отношения к окружающему, для формирования основ экологически-целесообразного поведения в природе. В ХХ1 веке у детей наблюдается несформированность экологически-целесообразного поведения (например, часто наблюдается расхождения между знаниями детей о правилах поведения в природе и их выполнением) Существует сложность в воспитании у детей устойчивого интереса к природным объектам,инициативы по их познанию,осознанно-бережное отношение и соответствующе поведение в природном окружении.
В связи со всем вышесказонном необходимо использовать и другие формы экологического воспитания, в которых дошкольники могут быть субъектами деятельности. Одной из таких форм является экологическое мини- исследование, проводимое совместно с детьми старшего дошкольного возраста,педагога и родителя.
Таким образом, мы считаем, что организация с детьми эколгических мини исследований (в часности, наблюдений и опытов, связанных с деревьями ближайшего окружения) позволит создать условия для формирования субъектной позиции ребёнка дошкольника 5-7 лет, а так же будет способствовать формированию эмоционально- -ценностного отношенияк окружающеу и экологически –целесообразного поведения в природной среде.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой,реалезуемой в ДОУ. основной целью экологического воспитания детей называется формирование экологической культуры. Для этого рекомендуется организовывать занятия,наблюдения,экскурсии,опытническую деятельность и т. д. При этом подчёркивается важность развития детской активности в данных видах деятельности.
С. Н. Николаева в прграмме «Юный эколог» выделяет два аспекта в содержании экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение. Автор подчёркивает, что оба этих аспета реализуются пр условии активности самих дошкольников.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом-природа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на становление начал экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (на основе формирования целостного взгляда на природу и место человека в ней)
Таким образом, все вышеперечисленные авторы отмечают необходимость стимулирования детской активности, становления субъектности дошкольника в процессе экологического воспитания. Распределение содержания данного направления воспитательно –обазовательной работы различно, н нам кажется целесообразным в старшем дошкольном возрасте осуществлять взаимодействие с детьми (в том числе и экологическое воспитание) в рамках блочного планирования. Это обусловлено особенностями развития мотивационной сферы, началом формирования произвольности внимания и памяти детей 5-7 лет. В связи с этим, целью своего проекта мы видим –оргонизацию совместной детско –взрослой исследовательской деятельности в природе. Для реализации данной цели мы формируем следующие задачи:
- Организовать цикл детских экологических мини –исследований и природоохранных акций, связанных с приметами весны
- Вовлечь родителей воспитанников в проведение мини –исследований в роли помощников и консультантов или организаторов самостоятельных семейных иследований
- Отследить влияние проведённой работы на формирование осознанно –бережного отношения к природе
В результате реализации данных задач можно будет добиться того, что:
- У дошкольников сформируется исследовательские умения, соответствующие возрасту.
-У детей сформируется интерес кисследованию примет весны, будет проявляться инициатива наблюдать. Дошкольники будут запоминать и самостоятельно находить интересную информацию о приметах в детских энциклопедях,телепередачах, интернете (с помощью родителей)
- В роли активных участников исследований будут родители воспитанников.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА : РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННЫХ ЗАДАЧ
Проект реализуется детьми, воспитателями и родителями групп.
Этапы реалзации проекта :
1 этап –подготовительный (1 неделя апреля)
- Диагностика представлений детей о приметах весны, степени заинтересованности детей данной темой
- Информирование родителей о проекте, определение роли родителей в данном проекте («помощники», продолжающие и дополняющие исследование, начатое в группе, или организаторы самостоятельного семейного мини-исследования)
- Выбор с детьми примет –объектов наблюдений и исследований. Дети каждой из двух групп выбирают по одной примете.
- Подготовка материалов и преобретения оборудования.
2 этап –основной (2-3 неделя марта)
Алгоритм реализации мини –исследований в рамках основного этапа проекта :
1. Постановка перед детьми проблемного вопроса или вопроса требующего рассуждения, с целью мотивации детей на мини –исследование и совместное воспитателем целепологание предстоящей деятельности.
2. Беседа с детьми, направленая на совместный с педагогом отбор содержания мини –исследования. обсуждения с родителями степени их участия в данном мини –исследовании.
3. Проведение цикла целевых прогулок, наблюдений, игр –эксперементов, бесед –рассуждений (в соответствии с определёнными детьми) с целбю поиска ответа на поставленный ранее проблемный вопрос (в том числе с участием родителей)
4. Фиксация с детьми и воспитателем результатов наблюдений в виде схем,рисунков, фотографий,видеозаписей. Презентация результатов мини –исследования детьми,родителями в форме самодельных книг или газет,компьютерных призентаций,любительских видеорепортажей.
3 этап –заключительный (4 неделя)
- Проведение диагностики детей с целью выявления изменений в представлениях дошкольников о приметах весны, познавательного интереса к ним, изменений в поведении дошкольников в природной среде.
- Анкетирование родителей, принявших участие в проекте, с целью выяснения их мнения о результатах и значении проекта.
- Анализ полученных диагностических данных, подведение итогов реализации проекта, составление отчёта.
Обсуждение с воспитателями,детьми, родителями,и перспектив дальнейшего развития данного проекта.
Приложение:
Проблема: «Можно ли придсказывать погоду,используя народные приметы»
Приметы весны Цель и содержание
Методы
Познакомить детей с тем, каким образом в старые времена люди на Руси умели предугадать сроки посева пшеницы,овсе,ржи,посадки овощных культур. Активизировать познавательную деятельность детей.
Приобщить к истории и культуре Рассказ воспитателя об использовании народных примет, о точности предсказаний.
Рассматривание различных календарей:
-лунный календарь
-приметы весны
-долгосрочные приметы
-православный календарь
Знатоки народных примет Развивать речь детей, коммуникативные качества, вызвать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие. Нацелить детей на создание книжек – малышек на тему: «Растения в нвродных приметах» Конкурс «Кто больше знает примет»
О предсказаниях погодных явлений
Конкурс знаний народного календаря
Взаимодействие с родителями: заинтересовать оформлением книжек –малышек совместно со своими детьми
Библиотечка «Растения и животные в народных приметах» Пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле. Экологическая лаборатория.
Презентация детьми собственных книжек -малышек
Знакомые незнакомцы Заинтересовать детей информацией о растениях –барометрах, произрастающих на территории детского сада. Вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать свои наблюдения, сравнивать их. Предложить совместными усилиями сделать справочник с
Зарисовки растений -барометров Экскурсия по участку детского сада.
Выполнение детьми зарисоврк растений –барометров
Беседа в групповой комнате
Метеобюро «Народные приметы» Познакомить детей с профессией гидрометеоролога, помочь детям понять её значение. Заинтересовать детей создания в группе собственного метеобюро прогнозов погоды. Развивать связную речь детей Пополнить словарный запас детей новыми словами: барометр,анемометр,психрометр,
Компас,термометр
Экскурсия в экологическую лабороторию,рассматри-
вание приборов (барометр, анемомнтр,
психрометр,компас,термо-метр
«Синоптики» на участке детского сада
Материал: участок детского сада, самодельные книжки –малышки о приметах и другие сведения о растениях –барометрах и насекомых синоптиках.
Реализация
Наступила пора цветения многих растений.
Дети под руководством воспитателя во время прогулок чаще стали их рассматривать, обращяя внимание на время открывания и закрывания цветка того или иного растения. Положение листей,стеблей, насыщенность запаха в зависимости от времени суток и погодных явлений.
Дети заметили,что одни растения предсказывают погоду на аегодняшний день (кисличка, другие –за трое суток (конский каштан)
Клевер боится тёмной «тучи и сжимает перед дождём свои соцветия и листочки. Полевой вьюнок широко раскрыт, а к дождю плотно закрывается.
В процессе наблюдений дети выполняли зарисовки растений,помогающие им сохранить в памяти приметы.
Мы сделали для детей специальный справочник (в основу которого легли детские зарисовки)
Справочник «Растения в народных приметах» стал для ребят настоящим помощником.
Во время занятий в экологической лаборотории дети познакомились с профессией гидромеиеоролога, оценили её необходимость и значимость. На метеоплощядке педагог- эколог познакомил детей с приборами, которое фиксирует состояние погоды.
Дети заметили,что с приборами работать довольно сложно,куда интереснее наблюдать за поведением насекомых, птиц,растений –синоптиков. Ведь все они живы,и красивые. Воспитательпредложил детям создать в группе метеобюро «Нардные приметы». Ребятам эта идея пришлась по душе.
Знакомые –незнакомцы (экскурсия)
Цель:продолжать знакомить детей с растениями –барометрами,знакомить с растениями,которые растут на участке детского сада; вызвать желание наблюдать за ними,сравнивать их; воспитывать любовь к природе развивать связную речь детей; пополнить словарный запас на тему «Растения барометры»
Материал: участок детского сада, растения,карандаши,листы бумаги.
ход занятия: Предлагаю детям вспомнить, каким образом можно узнать о предстоящей погоде. Дети отвечают, что прогноз погоды можно услышать по радио, увидеть по телевизору, узнать по поведению птиц, насекомых по внешнему виду растений. Сообщяю детям,что такие растения есть на территории детского сада.
Дети приходят на участок,их встречает эколог, который знакомит детей с растениями и цветами –борометрамиЦветы –баромтры (рассказ педагога эколога)
Эколог. Ребята,для растений,о которых я вам сегодня расскажу, способность предугадывать погоду является жизненно важной. Если бы они ею не обладали, то вероятно, многих из них уже не было бы на планете Земля. Например,ещё не ударили первые капли дождя,а нежные фиалки (показывает) уже согнули свои прозрачные тонкие стебельки и опустили голубые «глаза» к земле, так им легче переносить удары дождевых капель.
Клевер тоже боится тёмной тучи. Он собирает свои нежные листья и соцветия в «горстки»,чтобы их не побило дождём. Посмотрите (показывает на растение, как выглядит сегодня клевер. Какую погоду он вам предсказывает?
В ясные весенние дни цветы мать –и- мачехи горят золотыми звёздочками, но стоит показаться дождевой тучке, как цветочки закрываются,звёздочки гаснут.
А сейчас посмотрим на мальву. Перед дождём её цветы поникают, и издли кажется, будто они завяли.
Если вас,ребята,заинтересовали мои сведения о растениях барометрах, и вам хчется узнать о том, какие ещё в природе есть растения с такими же способностями, то мы продолжим с вами разговор завтра.
Но для того, чтобы вам было интереснее и у нас получилась беседа, посторайтесь,к ней подготовиться. Спросите у родителей, своих бабушек и дедушек, может быть, они смогут вам рассказать интересные свединия о других растениях –барометрах. Полистайте дома и внимательно рассмотрите вместе со старшими энциклопедии, справочники, и другую литературу, вполне возможно, что на их страницах нас ждут настоящие открытия.
Дети совместно с родителям собирают информацию о растениях –барометрах в течении нескольких дней. На следующем занятии педагог –эколог продолжает знакомить детей с растениями –синоптиками.
В группе предлагаю зарисовать растение, которое больше всего поразилоих (своей красотой,необычностью,способностями предсказывать погоду)
Растения –синоптики
(рассказ педагога эколога)
Эколог. Ребята,сегодня я хочу пригласить вас на участок леса. Многие деревья тоже могут предсказывать погоду.
Вот например,хвойные деревья перед дождём опускают свои ветки, а в ясную погоду поднимают их.
Особенно это свойство хорошо выражено у ели. Сибиряки прибивают сухие еловые веточки в своём доме. Перед метелью, или дождём,веточки сгибаются.
Запах цветов тоже может подсказать наблюдательному человеку, какой будет погода. Если сильно запахли гроздья акации,то жди дождя.
Сегодня я рассказала ва только о тез деревьях,которые растут у нас на территории нашего детского сада. Рядом с вашими домами есть и другие деревья, вполне и можно, что некоторые из них тоже являются барометрами. Предлагаю вам,ребята, поискать информацию о них самим. Постепенно дети набирают большое количество информации.
Метеобюро. Народные приметы
(конспект беседы педагога эколога)
Цель: познакомить детей с профессией гидрометеоролога.
Помочь детям понять её значение; заинтересовать идеей создания в группе метеобюро прогнозов погоды; развивать связную речь детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, анемометр, психрометр,компас, термометр.
Материал: метеоприборы, метеоплощядка на участке детского сада.
Ход беседы.
Сейчас людям помогают приборы. Они показывают,какая погода будет в ближайшие дни. Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию на нашу метеоплощядку. Вас познакомят с приборами, которые помгают синоптикам делать прогноз погоды. О чём рассказывала вам я в прошлый раз? (о цветах, деревьях –барометрах). Правильно. А сегодня вы узнаете о приборах, которые предсказывают погоду. Но вначале мы свами посмотрим, что нам скажут о погоде наши растения, чтобы потом сравнить их прогноз с показаниями приборов. Дети делают зарисовки. Растения и в самом деле очень чутко реагируют на изменения погоды. Но далеко не каждый человек умеет ухаживать за ними. Поэтому по утрам мы,взрослые, слушаем прогноз погоды по радио или смотрим по телевидению. Скажите,кто –нибудь из вас слушает эти прогнозы? (Ответы детей) А вы никогда не задумывались над тем, как эти прогнозы попадают на радио и телевидение?Хотите узнать? Тогда слушайте. По всей нашей огромной стране и даже в космосе работают метеостанции. Ученые –гидрометеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают сложные анализы, расчёты и передают их в главный Гидрометео-центр,где уже другие учёные обрабатывают поступившие к ним данные, делают прогноз, который мы с вами видим и слышим с экрана телевизора. На нашей метеоплощядке тоже есть приборы, с помощью которых можно прогнозировать погоду. Наверное вам интересно с ними познакомиться?
Вот термометр для измерения температуры воздуха. Для него сделана специальная будка, котрая скрывает термометр от прямых лучей солнца.
Как вы думаете, для чего это нужно? Вы правы ребята,если термометр будет открыт солнечными лучами, то он будет всякий раз перегреваться и неправильно показывать температуру воздуха.
А вот это –напочвенный термометр. С его помощью измеряем температуру впочвы: заглубляем его на 5 сантиметров в землю и через пять минут снимаем показания. Попробуйте сейчас сами измерить температуру почвы.
А этот прибор –барометр. Он измеряет атмосферное давление. Чем оно выше, тем меньше вероятность дождя. У этого прибора круглая шкала, на котрой достаточно большие четырёхзначные числа. которые вам ещё не знакомы. Как вы думаете,сумеете ли вы снимать показания и производить расчёты? Сомневаетесь? Давайте попробуем.
Привлекаем к участию детей, снимаем показания барометра, производим расчёты.
Сегодня атмосферное давление 778 мм. рт. столба. Это –высокое давление. Значит, дождя скорее всего не будет.
А что предсказала вам сегодня кислица? (погода должна быть сегодня хорошей.) Листочки растения раскрыты,стебельки приподняты вверх,все цветочки расцвели. Вот видите,наши прогнозы совподают. Напрвление ветра помогают определить флюгер и компас. Благодаря им,мы знаем, откуда дует ветер: с севера,востока, юга или запада. Но мало знать направление ветра, необходимо знать и его скорость. А скорость ветра измеряют прибором, который называется анемометром. Далее эколог демонстрирует приёмы работы с анемометром, привлекая их к посильному участию. Воспитатель по возращению,спрашивает у детей, как называются люди, которые работают на метеостанции. Мы с вами побывали на метеоплощядке. Хотите сделаем своё метеобюро?Воспитатель знакомит детей с таблицей, где будут отмечаться наблюдения за растениями, птицами,насекомыми.