Анна Лылова
Проект «Маленькие чистюли»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
Лылова Анна Викторовна
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
«Чистота - лучшая красота» (народная поговорка)
Публикация «Проект „Маленькие чистюли“» размещена в разделах
Актуальность. Отсутствие у детей раннего возраста, систематизированных культурно-гигиенических навыков, необходимость выполнения правил личной гигиены: умение детей пользоваться носовым платком, всегда быть опрятными, замечать неполадки в своей одежде, правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Цель. Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
• Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
• Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
)Во время еды учить детей правильно держать ложку.
• Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Тип проекта : Игровой, здоровьесберегающий, краткосрочный – 3 недели.
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Предполагаемый результат:
• Умеют самостоятельно есть.
• Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых).
• Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
• Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания.
• Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
• Привлечь родителей в реализации проекта.
План работы над проектом :
1 этап – подготовительный этап
• Подбор и изучение педагогической литературы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
• Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые ситуации, художественно – литературные произведения, иллюстративный материал и оформить их в виде картотек, подобрать алгоритмы одевания, умывания, сервировки стола, как пользоваться платочком.
• Подбор консультаций педагогической информации для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков детей данного возраста.
2 этап – основной этап
Образовательные области - виды деятельности.
Физическое развитие. Подвижные игры: «Кукла Катя умывается», «Все котятки мыли лапки», «Пузырь».
Социально-коммуникативное развитие. Игровые ситуации «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к приходу гостей», «Семья». Д/игры «Кукла Таня хочет спать», «Одень куклу на прогулку», «Покорми куклу», «Кукла Оля обедает», «Сделаем куклам разные прически», «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши», «Поможем куклам накрыть на стол».
Познавательное развитие. Алгоритмы «Мытье рук», «Последовательность одевания на улицу». Д/ упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)», «Покажем, как складывать одежду перед сном», «Что сначала, что потом». Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Д/и «Друзья Мойдодыра» «Чудесный мешочек».
Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие. Рассматривание и обсуждение картин «Дети обедают», «Мама купает ребенка». Беседы «Как правильно вести себя в умывальной комнате» (не толкаться, отжимать ладошки, чтобы не мочить пол, «Когда надо мыть руки?», «От чего болят зубы?». Проблемная ситуация «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?». Д/упражнение «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать». Чтение. «Водичка, водичка», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Расти коса», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо», И. Горюновой «Этикет для карапузов», А. Барто «Девочка чумазая».
Работа с родителями: "Как ухаживать за молочными зубами", "Как правильно одевать ребёнка на прогулку", "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности", «Воспитание и развитие культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Учим детей самостоятельности», «Алгоритм одевания малышей». Создание с родителями альбома: «Чистота – залог здоровья».
3 этап – завершающий этап.
Стенгазета «Маленькие чистюли».
«Чистота – залог здоровья».
Просмотр мультфильмов про чистоту.
Достигнутый результат:
Дети:
- С помощью взрослого приводят себя в порядок;
- Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании;
- Пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
- Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур;
- Аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб, пользуются салфеткой);
- При небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;
- Аккуратно складывают снятую одежду;
- Рассматривают в зеркале свое чистое лицо, опрятную одежду, причёску;
- Играют в сюжетно – отобразительные игры.
Родители:
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
• Укрепление связей между детским садом и семьёй.