Виктория Шиянова
Проект «Люди разных профессий нужны селу»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект для детей старшей группы"Люди разных профессий нужны селу"
МБДОУ д/с о/в «Березка»
Воспитатели: Шиянова Виктория Сергеевна
Константинова Татьяна Викторовна
Актуальность: Трудовое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство – ответственный период, когда закладываются основы правильного отношения к труду. Ознакомление с трудом взрослых, с профессиями является важной составляющей в трудовом воспитании дошкольника. В селах разновидностей профессий осталось не много, поэтому знакомство с профессиями нужными селу поспособствует формированию у детей представлений о селе в разных исторических фрагментах.
Публикация «Проект „Люди разных профессий нужны селу“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Проблема? В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что знания детей о профессиях носят отрывочный, бессистемный характер. Перед детьми была поставлена проблема «Как мы можем больше узнать о профессиях нужных для села?».
Условия реализации проекта :
• Создание интереса у детей;
• Участие родителей в реализации проекта;
• Разработка конспектов и занятий по ознакомлению детей с профессиями.
Цель: Способствовать развитию социально-значимых качеств детей через упорядочение знаний о социальной значимости труда их родителей, формирование у детей познавательного интереса к профессиям, их взаимосвязи, интереса к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозор;
- Обогащать представления детей о профессиях;
Развивающие: Развивать внимание и целостность восприятие детей обогащать представления детей о профессиях;
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях людей, о результатах труда.
- Закреплять представления о предметах, которыми можно - нельзя играть.
- Развивать игровую деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
- Вызывать у детей желание оказывать помощь другим.
Основной принцип: интеграция образовательных областей
Участники проекта :
• Воспитанники старшей группы;
• Воспитатель;
• Родители;
• Коллектив ДОУ.
Сроки реализации: с 1 по 30 сентября.
Направление: социально-личностное.
Тип проекта : информационно – творческий.
По продолжительности: краткосрочный.
По количеству участников: групповой.
Методы и приемы:
• Наблюдения;
• Познавательные беседы;
• Экскурсии;
• Чтение художественной литературы;
• Продуктивная деятельность.
Формы проекта
1. Специально организованная деятельность
- диалог
- ситуативный разговор
- речевая ситуация
- игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации -
упражнения, ситуации проблемы
- составление и отгадывание загадок
- игры (сюжетные, с правилами)
- обсуждение: мультфильмов, произведений художественной литературы,
иллюстрированных энциклопедий
- разучивание стихотворений
- опыты с красками
- решение проблемной ситуации
- оформление выставок детского творчества
- игры – соревнования
- подвижные игры, дидактические игры с правилами
- создание стенгазеты, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, на участке.
Разыгрывание сюжетов с атрибутами («Ателье мод», «Библиотека», «Шляпный салон», «Туристическое бюро», «Почта», «Рекламное агентство» и другие).
Дидактические игры:
Действия по разрешению проблемных ситуаций.
Моделирование схем - трудоцепочек, моделирование «Мир металлических предметов», «Высокий дом».
Изготовлению атрибутов к сюжетным играм, уборка участка, уходу за обитателями живого уголка и другое.
Конструирование из настольного и напольного строителя «Библиотека», «Многоэтажный дом», «Супермаркет», «Транспортная стоянка «скорой помощи»» и другое.
Рассматривание картин, иллюстраций архитектурных сооружений, различных промышленных социальных объектов; рассматривание фотоальбома «Наши родители трудятся на производстве»; рассматривание коллекций
Лепка «Инструменты для людей разных профессий», «Шляпы для салона», «Доктор Айболит», «Овощевод», «Строитель» и другие.
Аппликация из ткани, природного, бросового материала по теме «Мир профессий».
Рисование в нетрадиционных техниках по теме.
3. Взаимодействие с семьей: организация совместного спортивного мероприятия, наглядная агитация по вопросам ознакомления с современными профессиями, вовлечение родителей в данный проект.
Новизна проекта : ранняя профориентация детей и учет примерного календаря профессиональных праздников.
Практическая значимость: данный проект может быть реализован в ДОУ, укрепляет семейные связи.
Планируемые результаты: дети имеют представления о разнообразии и о профессиях своих родителей, знают предметы – помощники; ориентируются в социальном мире. Проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому. Дети соблюдают правила поведения в общественных местах.
Материал и оборудование: Ролевые атрибуты к сюжетным играм, к театрализованным играм;
дидактические игры;
иллюстрации, фотографии., скульптуры малых форм, магниты, гравюры; материалы и оборудование для экспериментирования: шар из пластилина с намагниченной английской булавкой, магниты, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло, металлические опилки, два листа бумаги, свеча, глобус;
коллекции «Камни», «Металлические предметы» и другие;
предметы - модели (металлические, стилизованные, геометрические) для моделирования;
карты «Потерянные материалы», «В прошлое предметов» и другие; напольный и настольный строительный набор
лейки, материалы для ухода за обитателями живого уголка;
видеотека, библиотека;
изобразительные и природные материалы.
Этапы проекта :
I этап – Подготовительный:
Определение целей и задач проекта;
Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д). Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
Составление совместной непосредственно- образовательной деятельности на две недели
Прогнозирование результата.
Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Введение детей в ход проекта.
Беседы с детьми: «Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не могли бы обойтись?» Дети размышляют, отвечая на вопросы беседы: «Какая профессия самая важная? А что было бы, если бы не было профессии врача, воспитателя?» и т. д.
II этап: Основной – реализация проекта.
Познание Познавательное сообщение «О профессии продавца», «Как работает парикмахер», «Где живут книги». Экскурсии в библиотеку, пожарную часть, магазин,школу, по детскому саду.
НОД «Профессия - артист», «Петух и краски», «Городецкие узоры», «Пожарник», «Повар», «Знакомство с трудом библиотекаря», «Слон – жонглёр», «Клоун».
Сюжетные игры: «Покупатели и продавцы», «Строители возвели дом для новоселов», «Врачи спешат на помощь к больному», «Магазин», «Библиотека», «Аптека», «Ателье мод», «Шляпный салон», «Салон красоты», «Туристическое бюро», «Почта». «Рекламное агентство», «Волонтеры», «Бюро по трудоустройству», «Ферма», «Овощеводы» и другие;
Дидактические игры: «Профессии», «Чей инструмент», «Придумай модель» (прически, платья, новой машины и другое, «Рекламные витрины магазина», «Есть ли у человека помощники в труде», «Кто, что, из чего и чем», «Кто и что делает из дерева», «Представь и найди» и другие.
Театрализованная игра по сказке «Морозко», «Ленивица и рукодельница», «Хаврошечка» и другие.
Беседы о семейных традициях, профессиях, династиях (вклад взрослых в развитие промышленности и сельского хозяйства города и села)
Беседа по афоризмам писателей о семье, профессиях;
Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.
Отгадывание и составление загадок о труде, профессиях, инструментах деятельности.
Составление описательных рассказов «Мои родители трудятся», «Я хочу быть похожим…»
Составление повествовательных рассказов «Как инструменты поссорились», «Какая профессия важнее всех».
Дидактическая игра: «Социологический опрос», «Кем быть?» (игра - презентация) и другие;
Экскурсия по детскому саду, на производство родителей (по возможности, к социокультурным объектам;
Встречи с интересными людьми (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
Наблюдения за трудовыми действиями взрослых, за их отношением к труду и другие.
Решение проблемных ситуаций: «Сломался стул», «Кукле нужно новое платье», «У машины сломалось колесо», «Помочь маме (папе)», «Позаботиться о младшем брате (сестре)», «Бабушка (дедушка) заболела» и другие.
Экспериментирование «Мы фокусники» (магниты и магнетизмы, изготовление солнечных часов (перемещение тени, движение земли вокруг солнца, «Вертушка» (взаимодействие наэлектризованных предметов) и другие.
Коллекционирование: «Камни», «Металлические предметы и другие.
Моделирование схем трудоцепочек, «Мир металлических предметов», «Моделируем высокий дом» и другое.
Дидактические игры: «Из чего сделаны костюмы и платья», «Из чего сделана посуда», «Разные материалы и предметы из них»
Игры – путешествия: «По карте потерянных материалов», «В прошлое предметов» и другие.
Конструирование: «Библиотека»,«Многоэтажный дом», «Супермаркет», «Транспортная стоянка «Скорой помощи» и другое.
Рассматривание картин: Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», А. Коняшин «Пироги с калиной», Т. Сорокина «Семья» и другие;
Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, по уборке участка, по уходу за обитателями живого уголка и другие.
Дежурства по столовой, по уголку природы, по подготовке материала для совместной деятельности.
Беседа о назначении разных предметов.
Коммуникация Дидактические игры: «Магазин: Овощи, фрукты», «Угадай: летит, плывет, едет? ", «Кому что нужно?», «Актеры», «Путешествие в страну художников», «Ехала машина», «Магазин», «Лесник», «Автобус», «Разрезные картинки».
Речевые игры: «Съедобное - несъедобное», «Кому что нужно», "Я был в цирке», «Кто больше назовет профессий».
Развивающие игры: «Кому что нужно», «Что лишнее?». Составление рассказов о профессии родителей.
Труд Стирка кукольной одежды.
Безопасность Беседы об основах безопасности «Что делать при пожаре?», «Ни ночью ни днём не балуйся с огнём», «Какие предметы можно брать, а какие нельзя».
Художественное творчество : «Городецкие узоры», «Предметы, необходимые для работы» изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, «Профессии наших родителей»
Музыка Разучивание частушек о профессиях. Музыкально - ритмические движения "Обезьянки", «Моряки», «Прачка»
Физическая культура Подвижные игры «Пожарные», «Мы играла, мы играли», «Самовар», «Поезд», «Пловцы», «Жонглеры», «Клоун», «Найди свой цветок».
Утренняя гимнастика: «Мы спортсмены»
Перспектива работы: Изучить взаимосвязь и взаимопомощь людей разных профессий. Продолжать обзорные экскурсии.
Защита проекта – создание стенгазеты «Профессии моей семьи». Спортивное мероприятие «Весёлые старты
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ,2011. – 336с.
2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.
3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80с.
4. Шарыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014. 80с.
5. Селихова Л. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 206. – 96с.
6. Колдина Д. Н. Рисование с детьми старшей группы. Конспекты занятий. –М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.
7. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 5-6лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. -56.
8. Лысова В. Я., Яковлева Т. С., Зацепина М. Б., Воробьёва О. И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждении. _М. : АРКТИ, 2001 – 72с.
9. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128с.
10. поисковые системы в интернете Google, Яндекс