Инна Панчу
Проект в средней группе «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практический
проект
«В мире профессии».
База реализации проекта : дети 4-5 лет (30 человек
Подготовили: Игнатова Елена Павловна, воспитатель;
Панчу Инна Викторовна, воспитатель.
Омск – 2016
Введение
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.
Публикация «Проект в средней группе „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Таким образом, возникшие противоречия с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с множеством профессий, которые существует в современном мире, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий и с другой стороны отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы нашего проекта.
Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей, сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
Тип проекта : групповой, информационно-практический, краткосрочный
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий
Тактические цели:
1. Создать условия для представлений о трудовых действиях, оборудованиях, инструментах, орудиях труда.
2. Сформировать представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
3. Организовать
Задачи проекта для детей :
• продолжение знакомства детей с понятием «профессия»;
• развитие коммуникативных навыков;
• активизация употребления в речи названий профессий, и их особенностей;
• развитие умения использовать разные части речи.
Задачи проекта для педагога :
• создание тематической подборки (картинки и наглядно - демонстрационный материал) по теме «Профессии»;
• выявить знания детей о профессиях;
• подготовить консультации для родителей по темам: «Профессии»;
• подготовить план экскурсий по теме «Профессии»;
• разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Профессии»
• Создание альбома пословиц, поговорок и стихотворений о труде.
• изготовление фотоальбома "Профессии родителей"
Задачи проекта для родителей :
• беседы о профессиях в домашней обстановке;
• подготовка совместных с детьми работ по итогам проекта (фотографии, рассказ о профессии).
Ожидаемый результат:
• Расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
• Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.
• Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Методы и формы работы: экскурсия, беседы, НОД, продуктивные виды деятельности, дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры и т. д.
Гипотеза. Если дети получат представления о профессиях родителей, сотрудников детского сада, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.
Поэтапный план реализации проекта.
1 этап - Подготовительный
• мониторинг уровня овладения детьми знаний о профессиях;
• подбор иллюстративного, художественного и дидактического материавла и оборудования для беседы и сюжетно-ролевых игр с детьми;
• составление плана экскурсий;
• создание развивающей среды, внесение игр по теме: дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных;
• анкетирование родителей по теме "Проектно-исследовательская деятельность"
• освещение проекта на родительском собрании.
2 этап - основной
1 неделя. «Детский сад».
Экскурсия по детскому саду.
Экскурсия на кухню, медкабинет, прачечную.
Беседа о профессиях воспитателя, няни, музыкального руководителя, дворника, повара, медсестры.
Лепка: «овощи и фрукты для повара».
Раскрашивание рабочей формы специалистов детского сада (няня, повар, медсестра).
Сюжет ролевой игры: "Мы – повара", "Мы – дворники", "Мы -врачи".
Мультфильм "Доктор Айболит"
Речевые игры "Кто чем занимается", "Лишнее слово".
Д/И "Сварим вкусный суп из овощей"
Конкурс рисунков.
("Что понравилось больше всего")
1. Семейная гостиная
2. Освещение цели проекта
2 неделя. "Профессии моей семьи". Беседа о профессиях родителей.
Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Рисунки: "Угадай, кем работает моя мама (папа)".
Д/и "Кому что нужно?", "Угадай профессию по результату"
Рассказ о профессии мамы (папы).
Сюжетно-ролевые игры: "Почта", "Парикмахерская", "Семья".
Подвижная игра: "Летчик и самолеты".
Речевые игры "Что лишнее", "Доскажи словечко". Изготовление стенда
"Профессии "
1. Подготовить с ребенком рассказ о профессии мамы и папы.
3 неделя. "Самые распространенные профессии"
Беседа о профессиях продавца, парикмахера, аптекаря, врача, учителя.
Пословицы, поговорки о профессии.
Д/и "Узнай по описанию", " Кто где работает"
Р/и "Произнеси правильно", " Кому нужны эти предметы"
Чтение стихотворений, рассказов: С. Михалков "А что у вас?", "Дядя Степа", К. И. Чуковский "Айболит".
Сюжетно-ролевые игры: "Магазин", "Больница", "Парикмахерская", "Автобус", "Поезд", "Мы -шоферы".
Конструирование "Мы строим дом"
Аппликация "Добрый доктор Айболит".
1. Изготовление альбомов по теме: "Профессии в моей семье".
2. Создание альбома пословиц, поговорок, стихов и дидактических игр о труде Подготовка детей к презентации "Профессии в моей семье"
(родители и дети).
3 этап заключительный
Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Показатели
1. Представление о профессиях родителей и сотрудников детского сада.
Средства оценивания : Дидактическая игра, беседа. Наблюдение.
Воспитатель предлагает иллюстрации с изображением людей разных профессий : врач, шофер, повар, продавец, дворник и т. д. К иллюстрациям предлагается набор карточек, где изображены орудия труда, необходимые для каждой профессии. Задает вопросы:
- какая профессия у этого человека?
- что он делает?
-для чего?
-что ему нужно для работы?
Уровни развития
3 балла - знает более 5 профессий, называет трудовые действия, назначение профессии ( например: врач лечит, чтобы люди были здоровыми и т. д.).
2 балла - знает 5 профессий, их трудовые действия. Знает орудия труда, необходимые для каждой профессии.
1 балл – называет менее трех профессий, не знает трудовых действий.
Прогноз возможных негативных последствий.
Можно предположить некоторое осложнение при реализации проекта-не все родители готовы помочь своему ребенку в ходе работы над проектом.
Способы коррекции негативных последствий.
Провести беседу с родителями, разъяснить значение их участия в совместной деятельности со своим ребенком; информировать каждого родителя о результатах той или иной деятельности в процессе работы над проектом.
Литература.
Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Издательство «Просвещение», 1992.
Жуковская Р. И. «Родной край», М. : «Просвещение», 1987.
Краснощекова Н. В.. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н. Д. : Феникс, 2007.
Морозова И. И., Пушкарева В. А. «Ознакомление с окружающим миром Из-во «Мозаика – Синтез», 2011.
Нефедова К. П. "Инструменты. Какие они?"М. : Издательство ГНОМ, 2010.
Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М. : Творческий центр, 2005.
Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду» Из-во: «Совершенство», 1998.
Шорыгина Т. А. "Профессии. Какие они?"М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.