Ольга Удилова
Проект «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать +Заказ
Удилова Ольга Николаевна
воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 «Гвоздика» с. Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края
Проект «Люблю березку русскую»
2017 год
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Тип проекта : краткосрочный.
Публикация «Проект „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО.
Цель: создание условий для ознакомления детей с деревом береза, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Задачи:
- формировать у детей представления о березе, о ее значимости в жизни человека;
- развивать любознательность, наблюдательность, умение делать выводы из своих наблюдений;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
План подготовки проекта «Люблю березку русскую»
1 неделя 1. Обсуждение проекта с детьми, беседы с родителями.
2. Распределение детей на группы в зависимости от интересов:
- исследователи;
- PR- менеджеры;
- экологи
3. Рассматривание картин «Березовая роща», «Зимний пейзаж»
4. Разучивание стихов о березе, чтение сказок о березе.
5. Выставка рисунков детей «Моя береза»
2 неделя 1. Работа групп:
- исследователи: рассматривание березы: ствол, листья, цветение; сравнение с тополем, рябиной; изучение условий для роста березы
- PR - менеджеры: составление рекламы о березе.
- экологи: изготовление экологических знаков.
2. Рассматривание изделий из бересты. Опыты с корой.
3. Работа в мастерской «Берестяное кружево» (вырезание ажурных узоров из фактурной бумаги).
4. Использование березы людьми.
5. Лекарственное значение березы.
3 неделя 1. Работа экологической школы.
2. Изготовление атрибута «Девочка - березка»
3. Викторина о березе «Чудесная лестница».
4. Совместная посадка молодых березок с родителями
5. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта.
Конспект защиты проекта
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами будем говорить об одном замечательном дереве. А чтобы узнать о каком именно сегодня мы поведем речь, необходимо разгадать загадку:
Стоит девица,
Ой, нарядная,
Вся – то стройная,
Вся – то модная.
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
Белый, черным шит,
Сарафан на ней,
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о березе. Что же это за дерево? Что в нем особенного? Семья Арины подготовила видео презентацию про символ России – белую березу.
Ребенок:
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых деревьев, символ и гордость русского народа. Береза – значит «беречь», дар, оберегающий человека. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Мы живем в селе Кочубеевском. Жители нашего села украшают свои дворы. Садят много цветов, различных кустарников и деревьев. Среди деревьев большой популярностью пользуются белоствольные красавицы – березы. И в моем дворе растет белая береза. Я любуюсь ею каждый день из своего окна. Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Воспитатель: Спасибо за интересный и содержательный рассказ. А сейчас я хочу предоставить слово группе исследователей.
1 ребенок.
Нами для исследования были взяты листья трех деревьев, которые растут на участке детского сада: рябины, клена, березы. После изучения с помощью лупы были получены следующие результаты (отображаются на экране фотографии деревьев в разное время года)
2 ребенок.
Листья клена весной темно-зеленого цвета, на длинной ножке. Пальчатые, красивой формы. Осеню листья оранжево – желтого и даже красного цвета.
3 ребенок
А у рябины листочки маленькие, овальные и на одной ножке сидит много маленьких листочков. Листья располагаются попарно, а один листочек находиться на самой вершине. Осенью листья рябины становятся красными или даже коричневатыми.
4 ребенок.
Листья у березы светло – зеленые, треугольной формы, по краю резные или зубчатые, гладкие. Ранней весной они клейкие, а осенью - желтые.
Воспитатель: Вот какую полезную информацию нам представили исследователи. А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Угадай чей лист?» (Игра проводится с использованием интерактивной доски)
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием.
А сейчас я хочу обратиться, ребята, к вам с таким вопросом: «За что же русский народ любит и чтит березу?»
1 ребенок
Да как же нам не любить березу? Ведь ее мы используем в хозяйстве. Вот, к примеру, дрова березовые дают больше тепла, чем любая другая древесина. Да и много чего можно сделать из березы: лыжи, мебель, посуду.
2 ребенок
Из коры березы – бересты народные мастера с давних времен делали легкие, прочные и очень красивые вещи: туеса, кружки, шкатулки, погремушки. Бересту заготавливают ранней весной. Чтобы она стала пригодной для работы, ее делают плоской, затем шлифуют при помощи наждачной бумаги, после этого вырезают заготовки нужной формы.
3 ребенок.
А еще очень давно на бересте писали угольком. Мы с мамой дома пробовали писать на бересте (демонстрирует кусочек бересты, но это очень неудобно. Сейчас мы пишем на гладком белом листе бумаги, сделанном на бумажной фабрике из березы.
4 ребенок
Из древесины делают деготь, который входит в состав лечебных мазей и мыла (демонстрирует мазь Вишневского и дегтярное мыло). Они помогают при чесотке и лишаях.
5 ребенок.
Да еще лекарственными считаются отвары почек и листьев. Они помогают при гриппе и кашле. Так же отвары применяют для полоскания волос, чтобы они росли красивыми и густыми. Мы с папой и мамой ранней весной в лесу собрали листочки березы и теперь мы не будем болеть!
6 ребенок.
А еще из древесины березы делают активированный уголь, который применяют при отравлении пищей и ядами.
Воспитатель: А я люблю испить березового сока. Бодрит он меня. Прямо чувствую, как силы прибывают.
7 ребенок.
Правильно! Ведь березовый сок содержит фруктовый сахар, органические кислоты, витамины и много других веществ, которых так не хватает весной.
Воспитатель: Но ведь такое сокопускание опасно для дерева!
8 ребенок.
Да! Поэтому важно помнить, что сок лучше брать там, где планируют вырубать деревья. Нельзя получать сок от молодых березок. Надо срезать веточку и повесить на нее банку, не делая глубоких надрубов на стволе. Это губительно для дерева. После того, как банка наполнилась соком, дырочку на березе обязательно надо замазать …., чтобы деревце не засохло.
9 ребенок
А еще береза доставляет нам большую радость в бане. Вот эти веники (показывает) помогают при болях в спине, шейные боли лечат. А испарения от распаренных веточек и листочков благотворно влияют на органы дыхания, укрепляют и успокаивают организм
Воспитатель: Ребята, спасибо вам огромное за удивительные факты о березе. Действительно береза и обогреет и излечит, как говорится, по заслугам и честно!
А вот издревле у березы собирались девушки и водили хоровод.
(Девочки в русских костюмах водят хоровод «Во поле береза стояла»)
Воспитатель (обращается к девочкам) : Здравствуйте, красные девицы! За что русский народ любит березку?
1 девочка
Да за красоту, конечно. Мне нравится стих Прокофьева «Люблю березку русскую» (читает стихотворение)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
2 девочка
Издавна на Руси существовал праздник Троицы. Люди прощались с весной и встречали лето, прославляя зеленеющую землю. А центральным персонажем праздника была березка.
(Вносится атрибут «Девочка - березка», сделанный совместно детьми и родителями)
Хоровод «Земелюшка-чернозем»
Воспитатель: А сейчас мы попробуем пройти по этой чудесной лесенке. Возьмем в руки погремушку, сделанную из бересты семьей Петровых, и будем передавать друг другу, отвечая на вопросы.
Проводится интерактивная викторина «Чудесная лестница». На интерактивной доске изображены ступени лестницы. На ступени стоит человечек и задает вопрос про березу. Ребенок дает ответ. Если ответ правильный, человечек поднимается на одну ступеньку, а ребенок передает погремушку следующему ребенку. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель обращается за помощью к родителям (вопросы викторины прилагаются).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Как много вы узнали о березке.
А сейчас настало время представить свою работу группе PR-менеджеров, которая все это время работала над рекламой.
Дети представляют свои рисунки и рассказы.
1 ребенок
Береза – самое красивое дерево. Кто к нему подойдет, тот станет красивым, веселым и счастливым! У вас есть любимое дерево? Проходите под мою березоньку, только она укроет вас от дождя своей красивой кроной!
2 ребенок
Кто увидит мое дерево, тот станет умным и прекрасным. Если вы хотите встретиться с самым красивым деревом на земле, посетите нашу выставку рисунков.
3 ребенок
Только на мою березу садятся самые громкие воробьи. Моя береза красива весной и осенью, летом и зимой. Она во все времена года стоит белоствольная и изящная, привлекая к себе птиц. Зимой я украшаю свою березу кормушками, и она превращается в столовую для птичек. Приходите посмотреть на мою березоньку!
4 ребенок
А вы видели такое чудо? Это моя березка стоит вся в сережках весной. А осенью из этих сережек получаются семена, которые разносит ветер по всему свету. И весной из них опять появляются маленькие березки. Вот какая чудесная моя береза!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это за интересные знаки висят на нашей березе? Я даже знаю, кто их сюда повесил. Это ребята из группы экологов, которые нам сейчас расскажут о них.
1 ребенок
Знак, который мы нарисовали вместе с мамой, называется «Не ломайте ветки, детки!» Он означает, что в лесу нельзя ломать ветки и молодые деревья, потому что каждая веточка - для дерева деточка.
2 ребенок
А мой знак обозначает, что нельзя вырубать хорошие деревья, потому что они приносят много пользы, выделяют кислород, которым мы дышим.
3 ребенок
Мой знак говорит о том, что нельзя разжигать костры в лесу, потому что все деревья и кустарники могут сгореть. А там, где был пожар, лес восстанавливается в течение сотен лет.
4 ребенок
Мой знак обозначает, что нельзя разорять гнезда птиц. Потому что птицы не прилетят в это место и здесь не будет птенцов, а значит новых птиц, которые приносят пользу деревьям. Они поедают жуков, которые точат кору деревьев.
5 ребенок
Когда вы отдыхаете в лесу на природе, нельзя мусорить. Ведь лес – это дом для зверей и птиц. Мусор наносит вред природе. Например, железная банка гниет в земле 10 лет, а алюминиевая все 500.
6 ребенок
Очень прошу вас, дети,
Запомнить заповеди эти.
Ведь лес – большой зеленый дом, его не разрушай.
Свои законы в доме том,
И ты их уважай!
Воспитатель: Ну вот, дорогие участники проекта, как много нового мы узнали о символе России – белой березе. А завершить презентацию нашего проекта я хочу видеорепортажем с территории детского сада о посадке молодых березок
Вопросы для интерактивной викторины
1. Из каких частей состоит береза? (корень, ствол, ветви)
2. Что такое береста? (береста – это поверхностный слой коры)
3. Какую роль играет береста в жизни дерева? (Береста предохраняет живые ткани ствола от высыхания. Белая кора-береста защищает дерево от чрезмерной солнечной активности)
4. Что можно изготовить из древесины берёзы? (мебель, лыжи, фанеру)
5. Какое самое подходящее время для сбора березового сока?
(первая половина весны)
6. Что такое дёготь? Где он применяется?
(При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь используется в медицинских целях и в парфюмерной промышленности)
7. Сколько лет может прожить береза? (до 150 лет)
8. Что нужно делать, чтобы береза долго оставалась красивой и радовала нас? (Беречь, ухаживать, не ломать ветки, не обдирать кору, не брать березовый сок из молодых деревьев)
9. Какие вы знаете загадки про берёзу?
(«Стоит красавица — косы зелёные, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее», «Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза», «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова»)
10. Какие народные сказки про берёзу вы знаете?
(«Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке А. Н. Афанасьева, «Берёза и три сокола» — русская народная сказка в обработке А. Н. Афанасьева, удмуртская сказка «Красавица берёза»)
Литература.
1. Багрова Л. А. Я познаю мир. Растения-детская энциклопедия. М: «АСТ»,1998.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
3. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. : Творческий центр «Сфера», 2008.
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М. : Творческий центр «Сфера», 2005.
5. Корнилова В. М. Экологическое окно в детском саду. М. : Творческий центр «Сфера», 2008.
6. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М. : Творческий центр «Сфера», 2008.
7. Шорыгина Т. А. Деревья, какие они? М. : "Гном", 2014.