наталья тимощук
Проект «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Люблю березку русскую»
Содержание:
1. Пояснительная записка …. 3
2. План реализации проекта. …. 4
3. Итог проекта …. 5
4. Требование к уровню подготовленности воспитанников…. 5
5. Приложение …. 5
Пояснительная записка.
Белая берёза – русская земля
Белая берёза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая берёза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Публикация «Проект „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Белая берёза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая берёза, он к тебе с высот
Из-за синя-моря песню принесет.
Белая берёза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
(П. Кудрявцев)
Природа-матушка не обошла нас, живущих на этой земле. Символом и гордостью русского народа является прекрасна белая береза. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.
Это дерево с давних времё н служит нашему народу: все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. А березовая лучина служила источником света, которая много веков освещала жилища людей. О как же приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору.
Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе.
В настоящее время из-за не умелого и неразумных вырубок исчезают некоторые виды берез. Так ранней весной начинается сбор березового сока. Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. В пословице говориться: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее. А если умелое использование в лечебных целях, то не повредит дереву.
Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик — чага.
На современном этапе развития общества важное значение приобретает развитие отношения к природе как к субъекту в процессе взаимодействия человека и природы. Нарастающая экологическая проблема побуждает специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты. В связи с этой проблемой необходимо непрерывное экологическое образование населения, начальным звеном которого является дошкольное учреждение.
Актуальность формирования социально-экологической направленности личности дошкольника на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде. Конечно, дети дошкольного возраста усваивают лишь первые элементы такого сознания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно.
Как научить ребенка передавать красоту природы, ее величие?
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Не умеют четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, не владеют культурой речи.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению «жаргона и просторечия» является актуальной. Поэтому формирование и повышение культуры правильной русской речи приобретает важное значение.
Известно, что ребенок, будучи по своей природе, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делится мыслями, чувствами. Основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.
Для освоение детьми практических навыков и умений, был составлен проект «Люблю березку русскую.», который направлен на взаимодействие с природой не созерцательным, а осознанно-действенным.
Целью проекта является подготовить детей к необходимому для полноценной жизни эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нём. Формирование у детей культуры речи через видение прекрасного.
При реализации данного проекта, в процессе формирования у дошкольников экологической культуры (сострадание, ответственность, активная позиция, уверенность в правоте своего поступка и усвоение умений) решаются следующие задачи:
• Создавать реальную деятельность детей в природе, для освоение умения создавать для растений условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов;
• Расширять и обобщать знания детей о природе, как о целостной взаимосвязанной системе;
• Развивать умение оказывать конкретную помощь живому существу, а также исправлять последствия негативных воздействий на живой объект, среду;
• Формировать умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем.
• Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки.
• Образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова-антонимы;
• Закрепить употребление предлогов.
• Развивать словарь по данной теме.
План реализации проекта.
1. Беседы на тему: «Почему береза белая», «О пользе березы»
Цель бесед: дать детям общие сведения о березе. Формировать знание детей о пользе растения и какой вред наносят люди русской красавицы.
2. Цикл наблюдений за березой.
Цель наблюдений показать красоту березы в разный период времени. Закрепить представление о внешнем виде дерева.
3. Подобрали цикл занятий «Береза - красавица».
Цель занятий: показать детям красоту березы. Развивать эстетические навыки у детей, мелкую моторику рук.
Белая береза / рисование цветными карандашами/.
Березовая роща / рисование на асфальте мелом/.
Люблю березку – светлую / плетение из бисера/.
4. Провели комплексное занятия «В гости к березе»
Цель: уточнить объем знаний детей, которые были получены на протяжении всего проекта
5. Подобрали художественное слово о березе.
Цель: побуждать детей интересоваться смыслом слов, помогать осваивать выразительные средства языки, автоматизировать и дифференцировать поставленных звуков, вызвать желание защищать и беречь природу.
Стихи
Загадки
Пословицы
Поговорки
Сказки
6. Инсценировка сказки «История маленькой березы»
Цель: совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности.
7. Работа с родителями. Составили консультации (папки – передвижки) и беседы для родителей.
Цель: показывать родителям значение развития экологического сознания, как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека всего человечества.
Оформление папки передвижки «Русская красавица».
Выставка семейного творчества «Белая береза под моим окном».
Итоги проекта.
Заключительным этапом проекта было развлечение «В гости к березе», на котором дети устанавливали причинно-следственную связь, обобщали и классифицировали признаки деревьев, использовали активный словарь по теме.
Требование к уровню подготовки воспитанников.
Требование к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по базовой программе, экологических программ и предоставленными сопутствующими компонентами.
№ Ф. И. ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 итого
1 Подготовительная
Группа. ср в ср в ср в н в ср в н в ср в ср н ср в
1. Строение дерева.
2. Создания условий для растения.
3. Какую пользу приносит людям береза.
4. Какой вред наносит березе люди.
5. Экологическое сознание детей
6. Развития словаря.
7. Развитие связное речи.
8. Грамматический строй речи.
ср – средний уровень
в – высокий уровень
Приложение.
Наблюдение за березой.
Творчество детей.
Сказка
Развлечение
Литература.
1. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста, «Учитель» 2006г. Г. А. Лапшина
2. Зеленые сказки. Экология для малышей, Москва Прометей Книголюб 2002, Т. А. Шорыгина
3. Экология занимательные материалы, Волгоград «Корифей» 2009, Р. А. Жукова
4. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Москва Педагогическое общество России 2005, Николаева С. Н.
5. «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
6. С. Н. Николаевой. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»;
7. А. И. Ивановой. Программа экологического образования дошкольников «Живая природа»; https://www.librus.ru/hum. nikov.html
8. С. Н. Николаева, И. А. Комарова. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников»; Издательство: Гном и Д, Год выпуска: 2005
9. Т. Б. Кропочева. «Родной край»; Новокузнецк, 2006
10. Л. П. Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми»;
11. Л. М. Потапова. «Детям о природе. Экология в играх».
12. .Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
13. Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002г. N 3.
14. Егорова Т. А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения природы / Т. А. Егорова // Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1. – С. 78-86.
15. Харитонов Н. П. Развитие учебно-исследовательской деятельности детей в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности. / Н. П. Харитонов // Исследовательская работа школьников. – 2008. - № 3. – С. 106-108.
16. Савенков А. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике. / А. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 1. – С. 38-42