Галина Николаевна Роднова
Конспект занятия «Люблю березку русскую» (С. А. Есенин)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 128»
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста
«Люблю березку русскую…»
(образ березы в русской поэзии С. А. Есенина, изобразительном искусстве, музыке).
Автор-разработчик:
Воспитатель Роднова Галина Николаевна.
г. Рязань
сентябрь 2016 год.
1. Программное содержание.
Публикация «Конспект занятия „Люблю березку русскую“ (С, А, Есенин)» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Есенин С.А.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Береза», Есенин С.А.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Продолжать расширять знания о творчестве русского поэта С. А. Есенина. Учить подбирать поэтические строки С. А. Есенина к картинам русских художников.
2. Развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально – образного содержания произведений поэзии, живописи, музыки.
3. Формировать у детей умение видеть краски и оттенки цвета, отражающие настроение картины, находить самостоятельно приемы изображения березки, исходя из времени года.
4. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к природе и способность видеть красоту березки в разное время года в поэзии, музыке, живописи.
2. Словарная работа.
1. Обогащение словаря: колорит, оттенок, композиция, свет, тень, жанр, пейзаж, белоствольная, зеленокосая, зеленоглазая, простоволосая, тонкоствольная.
2. Активизация словаря: золотая, стройная, кудрявая, белая, развесистая, серебристая, загрустившая, нежная.
Предварительная работа.
1. Заучивание стихов С. А. Есенина : «Береза», «С добрым утром», «Пороша», «Нивы сжаты…» и т. д.
2. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», русских народных мелодий.
3. Рассматривание фоторепродукций картин И. И. Левитана, А. И. Куинджи, И. Э. Грабаря и т. д.
Материал для занятия.
Записи народных мелодий «Во поле березка стояла», «Ай да березка».
Фоторепродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», «Березовая роща», А. А. Рылова «Зеленый шум», К. Ф. Юома «Русская зима», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», Е. Е. Волкова «Октябрь», А. И. Куинджи «Березовая роща», портрет С. А. Есенина.
Разнообразные материалы для изобразительной деятельности.
Звукозапись стихотворения «Край родимый» С. А. Есенина (читает автор).
Ход занятия.
1. Мотивация.
Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» дети входят на занятие. В центре на стене портрет С. А. Есенина, справа и слева фоторепродукции картин русских художников.
Воспитатель:
Когда весну встречает
Сережки надевает
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску
Ты узнаешь … (березку).
Да ребята, это березка. Из всех деревьев она нам всех милей. А поэты, художники, композиторы воспевали березку и каждый своими средствами – словом, красками, музыкой. Все они находили свои средства выразительности, чтобы ярче показать красоту березки в разное время года, выражали свою любовь к ней.
Поэт использовал красочные, образные выражения, художник подбирал образ березки, её колорит, композитор рисовал березку музыкальными интонациями, использовал различные музыкальные инструменты.
2. Вхождение в картину.
Воспитатель:
А как Вы думает, на кого была бы похожа березка, если бы она превратилась в человека? (на стройную милую девушку, на шаловливую девчонку, на тихую, задумчивую женщину).
Воспитатель предлагает рассмотреть фоторепродукции картин: что Вы на них увидели (березки, одинаково ли изображены березки на картинах (в разное время года).
Посмотрите на эту картину (К. Ф. Юом «Русская зима»). Подберите слова к этим березкам (заснеженные, запорошенные, заиндевелые). А как описывал березку русский поэт, наш земляк С. А. Есенин (дети читают стихотворение «Береза»). Какая береза у С. А. Есенина (белая, серебристая, пушистая, раскидистая). Какие мысли и чувства вызывают у Вас стихотворения С. А. Есенина и К. Ф. Юона (покой, тишина, сонливость, нежная красота).
Давайте подойдем к следующей картине, А. А. Рылов «Зеленый шум».Какие здесь березки, опишите их, как будто Вы описываете девушку-березку (зеленокосая, зеленоглазая, кудрявая, стройная, белолицая).
А вот как образно описывает С. А. Есенин эту березку в своих стихах :
Зеленокосая в юбочке белой…
…Как девушка тонка,
Стройна березка белая.
О тонкая березка, что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Хотелось бы Вам оказаться в такой роще, чтобы Вы там стали делать (посидеть, спеть, рисовать, помечтать).
А сейчас дети я опишу березку, а Вы сами найдете её на картине:
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей
Вся в белое платье одета
Встречает горячее лето.
Дети подходят к фоторепродукции картины И. И. Левитана «Березовая роща». Почему Вы выбрали эту картину (строки стихотворения о березке летом, художник также изобразил березовую рощу летом).
На картинке тонкие молодые березки, что можно сказать о них (тоненькие, стройные, кудрявые, резвые, простоволосые, похожи на маленьких девочек, шаловливые).
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Вот так писал С. А. Есенин об этих шаловливых девчонках.
А какие березки бывают осенью? Поможет ответить Вам на этот вопрос картина И. И. Левитана «Золотая осень» и строки из стихов С. А. Есенина :
Отговорила роща золотая,
Березовым веселым языком.
Или это:
Здравствуй, златое затишье
С тенью березы в воде…
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И художник, и поэт описали березок златокудрыми, принарядившимися в золотой наряд, погрустневшими, притихшими, печальными.
3. Продуктивная деятельность.
Ребята, я думаю, что от прослушанного и увиденного на нашем занятии у Вас появилось желание еще больше выучить стихов С. А. Есенина и изобразить березку в рисунке, ту, которую он больше всего любил.
Вот как он писал о ней:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Березка будет конечно у каждого своя, та, которая больше всего запомнилась или более всего взволновала (дети самостоятельно выбирают изобразительный материал). Под русскую народную мелодию «Ай да березка» дети начинают рисовать.
Когда дети заканчивают работу, то вывешивают рисунки под фоторепродукциями картин художников:
А. Рылов «Зеленый шум» - весенние березки,
К. Юон «Русская зима» - зимние березки,
И. Левитан «Березовая роща» - летние березки,
И. Левитан «Золотая осень» - осенние березки.
4. Анализ занятия.
Воспитатель предлагает пройтись по «картинной галерее», созданной детьми и прочитать поэтические строки С. А. Есенина, которые подходили бы к их картине.
Затем дети ставят вазу с цветами к портрету С. А. Есенина и говорят слова благодарности поэту за его стихи.
Детям предлагается послушать стихотворение С. А. Есенина «Край родимый» (читает автор – запись).