Евгения Бирзул
Проект «Лук — витаминный друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого - исследовательский проект
для детей 1 младшей группы по теме:
«Лук – витаминный друг»
Исследовательский проект «Лук – витаминный друг»
Автор - составитель: Бирзул Е. А., воспитатель.
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатель, родители группы
Сроки проекта : 4 недели, краткосрочный
Проблема проекта :
Публикация «Проект „Лук — витаминный друг“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?
• чем может быть полезен лук?
• что можно делать с луком?
• исследование полезных свойств лука
Объект исследования: репчатый лук
Продукт объекта: создание огорода на подоконнике; презентация про лук «Посадили луковку».
Актуальность проекта : Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях – овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Жизненный опыт детей невелик. Ребёнок может понять только то, что находится перед его взором и с чем он может сам действовать.
Малышам присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, дети начинают понимать, что такое огурец или лук, где он растет. А взрослый, решая задачи образовательной области «Познание», обогащает малышей знаниями об окружающем мире.
Цель проекта вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях
Задачи проекта :
• закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения;
• расширять представления у детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
• развивать основы исследовательской деятельности;
• формировать трудовые умения;
• воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Форма проведения итогового мероприятия: использовать выращенный лук в еде.
Ожидаемые результаты по проекту :
• дети узнают, что лук помогает оставаться здоровыми;
• у детей сформируются первичные представления, что для роста растения необходимы земля, влага, тепло и свет;
• у детей появятся элементарные навыки исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Период Мероприятия этапа Программные задачи:
Февраль
1 неделя
3-7февраля 1. сбор и анализ литературы по данной теме;
2. разработка плана реализации проекта;
3. подборка иллюстративного материала;
4. подборка дидактических игр, пособий;
5. подборка загадок, стихов, пословиц, поговорок по данной теме;
6. Подготовить материал для художественно – творческой деятельности;
7. Подготовка луковиц, земли, контейнеров для посадки;
8. Подборка консультаций для родителей;
9. Изготовление табличек – указателей с названием лука.
2. Основной этап
2 неделя
Понедельник
10 февраля Беседа «Витамины для детей» (утро) Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека; прививать бережное отношение к своему здоровью.
Настольные кубики «Овощи» Продолжать закреплять знания детей об овощах; упражнять детей в составлении целого растения из его частей; воспитание внимания.
Вторник
11 февраля Чтение А. Барто и И. Знаменской «Огород»
(2 половина дня) Продолжать знакомить детей с художественной литературой по теме; учить детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя по произведению; развивать связную речь.
Пальчиковя игра «Лук» (утро) Закреплять знания об овощах, развивать мелкую моторику рук
среда
12 февраля Рассматривание альбома «Лук – какой он?» (утро) Расширять знания детей о внешнем виде лука, об условиях его выращивания; развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас.
четверг
13 февраля Дидактическая игра «Узнай на вкус» Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.
пятница
14 февраля Совместная деятельность воспитателя и детей «Посадка лука» Формировать умение различать по внешнему виду овощи (лук, морковь, картофель); развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек»); формировать умение отвечать на вопросы; воспитывать желание слушать стихотворения.
Настольная игра «Парные картинки» Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность.
3 неделя
Понедельник
17 февраля Упражнение «Собери лук в корзинку» (прогулка) Продолжать закреплять знания детей о луке; формировать умение находить лук среди овощей
Наблюдение за ростом лука
(утро) Обогащать представления детей об уходе за луком; учить называть основные части растения; развивать речь и познавательный интерес;
Вторник
18 февраля Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (2 половина дня) Продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность
Презентация «Лучок – золотой бочок» (утро) Обогатить представления детей о внешнем виде овоща; уточнить и конкретизировать понятие «овощи»; упражнять в исследовательских действиях
Среда
19 февраля Беседа «»Лук – всем полезный друг» (утро) Продолжать формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»; дать детям понятие «Витамин», который содержится в зеленом луке. Прививать бережное отношение к своему здоровью.
Подвижная игра «Лучок» Познакомить детей с правилами новой подвижной игры; формировать умение стараться соблюдать их.
Четверг
20 февраля Речевая игра «Расти, расти лук» (2 половина дня) Закрепить знания детей о луке; упражнять детей в правильном согласовании движений со словами стихотворения; активизировать речь детей.
Подвижная игра «Овощи в корзину» Учить детей выполнять игровые действия., правильно реагировать на команды в соответствии с тем, какие карточки они получили.
Пятница
21 февраля НОД Изобразительная деятельность. Лепка «Лук – зеленый друг» • Учить детей лепить лук: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, прикреплять дополнительную деталь – зеленое перо из пластилина;
• развивать чувство формы.
Дидактическая игра «Овощехранилище» Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят, варят
4 неделя
Понедельник
24 февраля Наблюдение за ростом лука (утро) Формировать элементарные навыки выполнения трудовых операций; закрепить знания о «значении воды» для растений; обогащать словарный запас детей; активизировать речь;
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(2 половина дня) Развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений
Вторник
25 февраля Чтение С. Маршака «Купите лук» (прогулка 2) Познакомить детей с новым произведением; учить эмоционально воспринимать содержание стиха, понимать его; воспитывать интерес к поэзии.
Лото «Овощи и фрукты» Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах и фруктах; развивать внимание, речь, навыки совместной деятельности.
Среда
26 февраля НОД Изобразительная деятельность. Рисование. «Вырос красавец лучок» (дорисовать зеленые хвостики) • продолжать развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы;
• проводить линии в разных сочетаниях;
• закреплять умение набирать краску на кисть;
• пополнять словарный запас детей;
• развивать речь и мышление;
• воспитывать отзывчивость и аккуратность.
Творческая игра «Овощной магазин» (2 половина дня) Учить детей группировать овощи и фрукты по способам использования; учить называть признаки предмета, находить его по этим признакам.
3. Заключительный этап
Четверг
27 февраля Работа в уголке природы: срезаем перья лука (утро) Обобщить представления детей о росте и развитии растения; о пользе лука. Учить готовить перья лука для принятия в пищу (мыть, перебирать, чистить)
Пятница
28 февраля Презентация
«Посадили луковку»
В течение месяца Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике»
В течение месяца Подбор и создание картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке
В течение месяца Консультация для родителей «Лук – лекарственное растение» Просвещение родителей по данной теме.
10-14 февраля Оформление газеты для родителей и воспитателей «Лук от семи недуг»
17-21 февраля Рецепты от родителей «Салаты из лука»
24-28 февраля Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей по теме «Лучок»
Заключение:
Дети испытали огромный интерес к наблюдению за ростом лука. Главным результатом работы над проектом считаю то, что в данный проект были вовлечены все дети и каждый старался внести свой посильный вклад в работу. Дети получили знания о том, растение живое, его поливают, сажают, выращивают из луковицы. Сформировали навыки посадки лука в горшок с землей и банку с водой. В процессе исследования дети познакомились с художественной литературой о луке и о овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки на овощную тематику. Все эти проводимые НОД, дидактические игры, беседы, презентации имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растению.
Работа по проекту доставила удовольствие не только детям, но и родителям, что позволило еще больше привлечь родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы. Родители проявили творчество:
- совместно с детьми изготовили поделки из репчатого лука;
-поделились своими рецептами блюд из лука;
- принесли советы народной медицины.
По итогам проделанной работы, считаю, что все поставленные задачи выполненными. Нами принято решение продолжать исследовательские действия с объектом – лук в каждой возрастной группе.
Литература:
1. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008.- 123с.
2. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Просвещение, 2006.- 93с.
3. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.- 256с.
4. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб. : Акцидент, 1998 – 319с.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Мозаика – Синтез, 2004, - 91с.
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд. - М. :Мозаика – Синтез, 2006.- 104с
7. Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М. : Педагогика – ПРЕСС, 1998 – 208с.
8. Смирнов А. «Зачем луку луковица».- М. : Малыш, 1990.- 24с
Пальчиковая гимнастика.
Вырос у нас лучок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
чеснок и немного горошка.
Овощи мы собирали
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили
В огород сейчас пойдем,
Овощей там наберём.
1, 2, 3, 4,5,
Что мы будем собирать?
Репу, свеклу, помидор, огурец
И капусту, наконец!
«Лук».
Зеленеет лук в воде, (показать пальчиками
«мисочку»)
Пузырьки на бороде, (показать пузырьки)
Пузыречки, пузырьки-
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек (пощипать свой
подбородок)
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать! (изобразить смех)
Лук трясет бородой, (покачать головой)
Навостряет стрелки:
Скоро буду молодой (показать «мисочку»)
Лежать на тарелке.
Дидактическая игра «Узнай на вкус».
Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький, активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим.
Подвижная игра «Лучок»
Воспитатель: Вы будете луком? Я сажаю лук в землю донцем вниз. Ребята, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.
Посадили в землю (Дети присаживаются на корточки).
Маленький лучок,
Чтобы рос он крепким, (Сжимают в локтях руки и кулачки).
Наш здоровячок.
Чтоб к солнышку тянул он (Встают и тянут руки вверх).
Стрелочки свои.
Чтоб детки не болели (Прыгают на месте).
И прыгать все могли.
Речевая игра «Расти, расти лучок».
«Есть у нас огород, там зелёный лук
Растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины
Ты лучок сюда спеши и немного попляши»
Подвижная игра «Овощи в корзину»
По сигналу воспитателя дети разбегаются по группе и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.
Дидактическая игра «Овощехранилище»
У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
Стихи, загадки про лук
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
Е. Жуковская
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает
Т. Казырина
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!
И. Ефремов
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать?
Хе Лена
Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
А. Тесленко
Лук в стаканчике с водой.
Не зови его едой!
Я листочки не стригу,
А жалею, берегу,
Потому что это-
Мой кусочек лета!
Вверх зелёная стрела
Прямо в луке проросла,
Лук не даст лететь стреле-
Бородой прирос к земле.
У меня есть друг,
Он-от семи недуг!
Это-вкусный и полезный,
Жёлто-золотистый лук!
(И. Ефремов)
В банку мы воды налили,
Лук пузатый посадили.
Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.
Только вот одна беда-
Очень мокнет борода.
(Ю. Симбирская)
Загадки про лук
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к на обед,
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь как слезы прольешь. (лук)
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил лук. (лук)
Эля, деточка, не плачь,
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный … (лук)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Сарафан не сарафан, платьице не платьице,
А как станешь раздевать, досыта
наплачешься. (Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (Лук)
Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)
Пришел барин с грядки,
Весь в заплатках,
Кто ни взглянет,
Всяк заплачет. (Лук)
Сказки о луке
Сказка «Три брата»
Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал
ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один –
маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом
костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в
золотистых латах с большим зеленым луком в руках. - Лук
Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились
они Илюшке и сказали:
- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке.
Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок.
- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.
- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед
и болезней, - гордо ответили луки.
- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым
защитником.
- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом
с тобой, - объяснил маленький лук Чернушка,
- Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без
меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня
в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него
золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели,
что мои перышки любому на помощь прийти, готовы, свой самый первый стебелек я
изгибаю в виде лука.
- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук
Севок.
– Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные
латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные
перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!»
- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям
моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук.
– В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что
микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов.
Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя
ни один вредный микроб.»
- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.
- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней
белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-
чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето
короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена
вырастить.
- Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.
- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот
братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый».
Сказка «Зеленый остров».
У круглой жёлтой луковицы проклюнулся зелёный росток.
Маленький Серё жа увидал это и воскликнул:
- Бабушка, бабушка, посмотри-ка, зелёный лук вылезает!
- Возьми стакан, налей туда воды немножко и поставь
луковицу - вот и будет у тебя свой огород, - ответила
бабушка.
Серёжа так и сделал. Каждое утро подбегал он к своему огороду и смотрел, что же
происходит с луковицей. На третий день в стакане показались белые ниточки-корешки.
- Теперь можно и в землю посадить, - сказала бабушка и принесла из кладовки цветочный
горшок.
Зелёные стрелки тянулись всё вверх и вверх. И однажды бабушка сказала:
- Пора с твоего огорода урожай собирать!
И мама, и папа, и бабушка - все ели вкусный салат из зелёного лука и нахваливали
Серёжу.
- На дворе зима, а у нас в доме весной пахнет - говорила бабушка.
А Серёжа, разрумянившийся от похвалы, говорил:
- Кушайте, кушайте, я ещё что-нибудь выращу! Может быть, даже арбуз! Надо только,
чтобы из семечка росточек выглянул!
Сказка о луке
Жил да был угрюмый Лук -
Плакал днём и ночью.
- Отчего ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Каждый, кто сорвёт меня,
Сразу плачет горько.
Очень прост я, неказист -
Стрелки, да и только.
Зелен острый длинный лист,
На конце – иголка.
Все они стоят пучком.
Посмотрите: в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже - помидоры.
Только я один в мечтах…
Горе Луку, горе!
Так поплакал наш Лучок.
Капли слё з упали:
Появился старичок
(В сказках его знали).
Очень стар и невелик,
Борода - по пояс,