Тамара Обухова
Проект «Лук — наш полезный друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Лук - наш полезный друг»
Обухова Тамара Михайловна – воспитатель
МБДОУ №38 «Колосок»,
г. Солнечногорск
2017
Актуальность: Введение Федеральных Государственных Требований к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов – важный этап в деятельности дошкольного учреждения. Введение утвержденных стандартов образования способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. На дошкольной ступени это - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
Публикация «Проект „Лук — наш полезный друг“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, которые растут рядом с ними. Умение вырастить овощи, плоды и ягоды вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители на даче сажают лук, осенью убирают и используют его в различных целях. Но они, ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, что позволяет показать детям и увидеть необычное, новое в привычном, обыденном. Поэтому, в рамках проведения года Охраны окружающей среды нами был разработан проект «Зеленый лук – наш полезный и надежный друг!».
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный. С 1 марта по 1 апреля.
Место проведения: группа детского сада.
Объект исследования: репчатый лук.
Проблема проекта : Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука
Проектная идея : объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной и в огороде летом.
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели.
Материалы: земля, вода, лук, контейнеры для посадки, лейка для полива, палочки для рыхления земли, ножницы, детская энциклопедия для детей.
Цель проекта : расширить знание детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковичными;
- активизировать у ребенка инициативу, внимание и память;
- обогащение словарного запаса ребенка;
- привлечь к работе проекта детей, воспитателей и родителей.
Задачи проекта :
• формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);
• закреплять знания о луке, особенностях внешнего строения, узнать о его пользе;
• формировать умения посадки лука в землю и в стакан с водой;
• учить выявлять, сравнивать изменения и различия, которые произошли с луковицами во время его роста;
• способствовать возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
• воспитывать бережное отношение к растениям как к живым существам, сопереживать им, понимать необходимость их охраны на собственных наблюдениях.
Содержание проекта и условия реализации:
Данный проект проходил в 3 этапа :
1 ЭТАП – подготовительный.
• В процессе работы над проектом воспитанники узнали, что в России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная пища. Дети теперь знают, что лук - это лекарство. У лука есть особые летучие вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук повышает аппетит, улучшает усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Кашицу из свежего лука используют от гриппа, для лечения дерматитов, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный – к вискам от головной боли.
• Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах. Познакомили детей с художественным произведением Дж. Родари «Приключения Чиполлино» и с разделом из детской энциклопедии о луке. Узнали, что существует более 400 видов лука (лук - батун, шнитт-лук, лук репчатый, лук – порей и т. д.).
2 ЭТАП – исследовательский.
В начале мы принесли лук и обрезали ему верхушки. Лук выращивали в контейнерах и в баночках в разных условиях:
Дети наблюдали за ростом лука, проводили эксперименты. Устанавливали связи: растение - земля, растение - вода, растение - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились дидактические игры, беседы, непосредственно образовательная деятельность.
3 ЭТАП – заключительный.
• Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растение – земля, растение – вода, растение – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука в землю и в стакан с водой;
• Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. В ходе эксперимента вместе с детьми выявили, что лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близкой к нулю градусов. Семена лука в обычных условиях в почве прорастают медленно. Нужно их предварительно замочить.
• Оформили выставку рисунков, участвовали в конкурсе поделок «Волшебно, чудесно и полезно»,
• Провели игры «Волшебный мешочек», «Что изменилось».
• Приготовили салат из выращенного зеленого лука.
В ходе реализации проекта непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, беседы имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
Результат:
В процессе реализации проекта :
1. дети научились сажать лук и ухаживать за ним, познакомились с условиями роста лука;
2. дети узнали о пользе лука и научились подмечать красоту зеленого лука весной;
3. дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки;
4. у детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой;
5. у детей развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;
6. помощь родителей в подготовке и оформлении выставки «Огород на подоконнике» способствовала более тесному взаимодействию между родителями и детьми.
7. укрепилось сотрудничество родителей и детей.
Проект проведен в рамках ДОУ с привлечением информационных технологий, мультимедийное оборудование. Таким образом, в процессе данного проекта дошкольники приобрели новый практический опыт познавательно – исследовательской деятельности. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос: «Почему необходим лук?»
Список использованных источников
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1991.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!/ О. А. Воронкевич. – М. : Детство-пресс, 2016.
3. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска / О. В. Дыбина. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007.
5. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду – мир растений/ А. А. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Кислинская Т. А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников. – М. : Изд. «Скрипторий 2003», 2011.
7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995.
9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Л. Н. Прохорова. – М. : Аркти, 2005.
Интернет ресурсы:
1. www.gcro.nios.ru
2. www.nsportal.ru
3. www.maam.ru