Людмила Мерзлякова
Проект «Снег вкусный, полезный или нет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Снег вкусный, полезный или нет?
«Самое лучшее открытие – то, которое
ребёнок делает сам»
Ральф У. Эмерсон.
Актуальность.
Наблюдая за детьми на прогулке, заметила, как дети едят снег, пробуют снег на вкус, облизывают его с рукавицы, не подозревая, как это опасно. Часто дети подходят и говорят о том, что кто-то из детей спрятался и ест снег. Конечно, детей привлекает снег своей белизной, загадочностью, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, попробовать.
Снег играет важную роль в жизни человека и природы.
Публикация «Проект „Снег вкусный, полезный или нет?“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Дети очень любят играть со снегом на участке. Ребята лепят снеговиков, вырезают из снега разные фигуры. Девочки готовят торты, выпекают куличики, из формочек пекут печенье.
Наших детей можно назвать «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Выходя с детьми на прогулку, говорим о том, что снег есть нельзя. Дети всегда спрашивают: «Почему?». Объясняю детям, что снег не только холодный, но и грязный. И опять слышу вопрос: «Почему он грязный, ведь он белый и кажется чистым?».
Вот мы и решили выяснить, чистый снег или грязный, полезный он или вредный.
Давайте с вами побываем в роли ученых, которые все изучают, и сами ответим на интересующие нас вопросы.
Вид проекта : Познавательно - исследовательский.
Участники проекта : Дети второй средней группы, воспитатели и родители воспитанников.
Проблема: Все дети любят, есть снег.
Взрослые говорят, что снег есть нельзя. А почему нельзя?
Значимость проекта : Помочь детям понять то, что дети, которые едят снег, очень часто белеют.
Цель: Выяснить, есть ли чистый снег, который был бы безопасен для здоровья человека.
Задачи:
1. Познакомить детей из чего состоит снег.
2. Формировать представления детей, о свойствах и качестве снега;
3. Выяснить полезность и вредность снега для человека, животных, растений;
4. В исследовательской деятельности,определить чистый ли снег (провести опыты для выяснения чистоты снега);
5. Развивать познавательный интерес в неживой природе, желание получать новые знания, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;
Реализация проекта.
Гипотеза: Свежевыпавший снег чистый, белоснежный, пушистый и безопасный для здоровья человека.
Образовательные области.
Формы организации деятельности воспитателя и детей.
1. Познавательное развитие. Беседа о снеге, о его свойствах.
Методы исследования:
1. Наблюдение; взяли на улице снег, принесли в группу и стали рассматривать (какой снег пушистый, лёгкий, холодный ит. д.)
2. Определяли, можно ли есть снег? (проведение опытов).
2. Речевое развитие.
1Чтение художественной литературы (рассказов,стихов, загадок)
3. Социально - коммуникативное развитие.
1. Изготовление настольной книги «Снежок».
2. Презентация «А что такое снег?
3. Дидактические игры. «Собери снеговика»,
Игра мемори – снежинки.
Безопасность: беседы.
4. Художественно-эстетическое развитие.
1. Рисование «Снег идёт», «Снеговик»; Аппликация «Снеговик»,
«Деревья в снегу». Слушание музыки – метель, вьюга.
5. Физическое развитие.
1. Игры со снегом на прогулке (Кто дальше бросит снежок, катание снежных фигур, лепка снеговика и т. д.).
2. Подвижные игры «Заморожу» «Два мороза», «Ледяная фигура», «Горка сосулька,снежок»
Ожидаемые результаты:
1. Расширить кругозор детей о снеге;
2. Сформируются навыки познавательной активности, любознательности, творческих способностей;
3. Появится стремление к здоровому образу жизни.
4. Выясним, что снег не только холодный, он грязный, в нем много микробов.
1 этап. Поиск информации.
Решили заглянуть в энциклопедию для дошкольников. Взяли её в библиотеке.
В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. Все они разные и красивые! Одинаковых снежинок нет! Мы прочитали, что снежинки – это капельки воды в облаках, когда холодно они замерзают и превращаются в кристаллы. Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды. Дальше этот кристаллик начинает расти. У него появляются лучики, а от этих лучей – отростки. Так и рождается снег.
На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!
Поиск информации в интернете.
В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Собаки, кошки, мышки бегают по снегу, заражая его различными микробами. Котельные, которые отапливают дома, загрязняют снег.
И после этого провели беседы.
«Снег хорошо это или плохо?», «Из чего состоит снег?», «Кто гуляет по снегу?», «Может ли снег нанести вред здоровью?», «О свойствах льда и снега».
Встреча с медсестрой и врачом нашего детского сада.
Ольга Сергеевна и Татьяна Александровна рассказали нам очень много интересного. Попав к нам в организм, микробы сразу же начинают нас атаковать.
Первым защитником нашего организма как раз и является наше горло.
В горле есть «часовые» - миндалины, которые сразу же начинают бороться с вредными микробами.
Это очень нелегкая борьба, поэтому горло становится красным, начинает болеть. У ребенка из-за этого даже повышается температура.
И тогда мы выяснили: Снег не только холодный, в нем еще много, много разных микробов и грязи.
2 этап. Экспериментальный.
Стали проверять через опыты, что снег грязный.
Наблюдение за снегом и снегопадом на участке детского сада во время прогулки.
Обратить внимание детей на цвет снежного покрова на участке детского сада (на дорожке, у дерева, на площадке и т. д.). Во многих местах снег серый, хорошо видны чёрные точечки, это грязь, пыль, сажа, копоть. Это мелкие частицы дыма и газа, прилипают к снежинкам в воздухе.
Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время наблюдения за снегом.
Даже внешне чистый и белый снег грязный и может нанести вред здоровью; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих частях города. Откуда же в воздухе столько грязи? На трубах всех заводов ставят специальные фильтры, которые задерживают дым и вредные вещества. Но часть все же попадает в воздух. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.
Провели разные опыты и эксперименты со снегом.
Опыт 1. Рассматривание снега на улице. Мы начали с того, что стали рассматривать снег на улице, на ладошках, на одежде, затем вспомнили, как получается снег и откуда он берётся.
Опыт 2. Рассматривание снега в группе. Мы сравнили снег с разными цветами и пришли к выводу,что снег белого цвета.
Опыт 3. Наблюдение за таянием снега в группе.
Опыт 4. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.
Опыт 5. Наблюдение за таянием снега через лупу. Мы рассматривали снег под лупой и где у нас снег лежал, там стало сыро, тогда мы положили снег в тарелку и обнаружили,что через некоторое время в тарелке вместо снега появилась вода. И мы решили, что снег это вода. Вот почему весной снег тает.
Опыт 6. Снег в стакане мы рассматривали, поднимали его к свету, но через него ничего не видно,тогда мы решили,что снег не прозрачный.
Опыт 7. Сравнение снега и льда. Сравнили снег и лёд, снег не прозрачный, мягкий, сырой, а лёд прозрачный и твёрдый.
Сделали вывод: Что снег состоит из множества снежинок.
Снежинки – это такие маленькие водяные кристаллики, которые образуются в холодную погоду. Снежинки падая, очищают воздух от пыли. Вот почему после снегопада дышится легко.
3этап. Обобщающий.
Весь снег грязный, даже свежевыпавший, то есть чистого снега не бывает.
Результаты нашей исследовательской работы.
В результате проведенных опытов и наблюдений мы убедились, что везде, где мы брали снег для опытов, обнаружены частицы грязи: песка, дыма и другое.
И в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Снег и лёд - грязные и непригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а так же его пьют животные и птицы. Снегом можно играть и на нём можно рисовать. Если на улице захочется пить, не нужно лениться. Надо зайти в дом и попить чистой воды. А если ты увидишь, что кто-то пытается, есть снег, нужно им рассказать – чистого снега не бывает. Теперь мы это точно знаем.
Вывод: А ещё без нега было бы скучно!Снег приносит радость детям. Со снегом можно играть, лепить из него, строить фигуры, рисовать на нём, но есть снег, и сосать сосульки – вредно для здоровья человека.
И поэтому мы много наблюдали, рассматривали, беседовали, играли, читали и слушали разные сказки, стихи, рисовали и лепили.
1. Чтение сказки и обсуждение Г. Остера «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку.
2. Прослушивание сказки.
Н. Калининой «Про снежный колобок». Закрепить знания детей о таяние снега в тепле.
3. Чтение стихов и произведений: семейный рассказ «Приключение снежинки», стихи «Я и снег» М. Дружинина; «Сосульки» Д. Чуяко; «Снежинка» Н. Мигунова; «Снег» Е. Благина; «Снег-снежок» И. Мазин.
4. Беседы: «Снег хорошо это или плохо?», «Из чего состоит снег?», «Кто гуляет по снежку?», «Может ли снег нанести вред здоровью?»
5. Игры со снегом : рисуем на снегу, лепим куличи, делаем пирожные изо льда, лепим фигуры.
6. Просмотр презентации «Где живут микробы?».
7. Рассматривание фотографий о снеге.
8. Провели серию опытов и экспериментов.
9. Загадывание загадок про снег.
10. Совместно с родителями чтение и проговаривание пословиц и поговорок о снеге. 11. Оформление Лэпбука с детьми о снеге
12. Подвижные игры: имитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», комплекс гимнастики после сна «Валенки».
13. Рисование манкой: «Снегопад ночью»; рисование мукой «Снежные узоры». «Снег кружится», «Снеговик».
14. Аппликация: «Ёлочка в снегу».
15. Лепка: «Вредный микроб».
Закрепить умение скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями, стимулировать положительный эмоциональный отклик от результата работы.
16. Речь с движением: «Со снежком мы поиграем»,
«Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».
17. Занятие: «Что мы знаем о снеге».
Список использованной литературы:
1.«Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС. С. М. Никульшин, А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова, Томск 2012г.
2.»Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр «Сфера» 2008г.
3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. В. А. Маркин.
4. «Энциклопедия дошкольника». М., Росмэн, 2007.
5. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.