Любовь Чепкасова
Проект «Лук и чеснок — здоровья залог»
Проект «Лук и чеснок – здоровья залог!»
Вид проекта :
Познавательно-исследовательский
Организатор проекта :
Воспитатель Любовь Викторовна Чепкасова
Участники проекта :
дети средней группы18 детей и родители
Срок выполнения проекта :
4 недели (март-апрель)2017г.
д. Вавиловка 2017 год
Публикация «Проект „Лук и чеснок — здоровья залог“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Как вырастить зелёный лук и чеснок в группе детского сада? Узнать, как появляются корни и ростки у будущего урожая. Чем может быть полезен луки и чеснок? Исследование полезных свойств лука и чеснока.
Актуальность: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Дети ни разу не задумывались: как растет лук и чеснок, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Проектная идея. Объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука и чеснока на подоконнике.
Материалы и инвентарь: Научно-популярная и художественная литература по данной теме. Детские лопатки, грабельки, лейки, почва, фартуки, пластиковые контейнеры, ножницы, семена.
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука и чеснока на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта :
• воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
• закрепление представления о луке и чесноке, особенностях внешнего строения;
• формирование представления об основных потребностях лука и чесноке, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
• выработка навыков посадки лука и чеснока на землю;
• выявление изменений, которые произошли с луковицами и чесноком во время его роста;
• способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука и чеснока.
Гипотеза
1. Из луковиц можно вырастить зеленые перья.
2. Зеленый лук и чеснок полезен людям (особенно зимой и весной) так как в нем много витаминов.
3. Обноружить изменения состояния роста корней и перья.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:
Дети.
1. Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях.
2. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, чесноком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу зеленого лука и чеснока.
3. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука и чеснока в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Родители.
1. Провести работу с родителями «Участие в проекте».
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы и чеснок для посадки.
3. Домашнее задание - расширить представление у детей о применении зеленого лука и чеснока в пищу.
4. Заполнить анкеты.
Педагоги.
1. Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
2. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Содержание проекта и реализация
Мы предложили детям вырастить лук и чеснок в комнатных условиях на подоконнике. Посадка лука была проведена 27 марта 2017 года. Первоначальные условия для всех детей были одинаковые: дети сажали лук и чеснок в контейнеры, наполненные грунтом (землей). Обильно полили лук и чеснок прохладной водой и взрыхлили землю. Дети посадили луковицы среднего размера в воду. Лук и чеснок борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук и чеснок улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Свежий сок лука, смешанный с медом, хорошее средство при лечении бронхита, кашля.
Дети устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали на фото. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке и чесноке : поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по теме.
Составление плана работы по проекту «Лук и чеснок – здоровья залог!»
Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян. Изготовление табличек - указателей с названиями.
Разработка примерных конспектов занятий по данной теме.
Беседа с родителями «Лук и чеснок – здоровья залог!»». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта. Консультация для родителей «Огород на окне».
2. Основной этап
План реализации проекта через разные образовательные области:
Игровая деятельность.
Задачи: Формирование представлений о ЗОЖ.
Дидактические игры: «Узнай растение по форме», «Кто что делает»,
«Чьё семечко?», «Найди по описанию», «Собери и назови овощи».
Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук?», «Кто быстрее соберет?», «По ровненькой дорожке», «Солнышко и дождик»
Сенсорное воспитание
Задачи: Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Раскрашивание по трафарету овощей.
Рассматривание муляжей овощей; рассматривание луковиц,
Д/и «Узнай на вкус».
Конструирование
Создание предметно – схематических моделей, состоящих
из 6 карточек, которые отражают этапы роста лука.
Познание. Ребенок и окружающий мир.
Задачи: Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания.
Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
«Чудесный мешочек» (определение названия овоща на ощупь)
Рассматривание семян др.
Посадка семян, а также лука и чеснока.
Беседа: «Можно ли вырастить рассаду на окне?», «Что надо для хорошего роста растений?», «Овощные культуры».
Рассматривание иллюстраций о растениях.
Наблюдение за растениями: первые всходы и далее.
Художественное творчество.
Задачи: Развитие творческих способностей. Совершенствовать умение видеть окружающую красоту природы и отражать увиденное и прочитанное в рисунках.
«Найдем для Чиполино друзей». Лепка: «Луковичка»
Выставка рисунков детей: «От семечка к ростку».
Изготовление подписей для рассады.
Коммуникация (развитие речи, художественная литература).
Задачи: Развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
Заучивание стихов об овощах.
Чтение рассказа «Луковая семья» (польза о луке). «Три брата луковки»,
«Луковая семья», «От чего лук стал горьким», «Сказка о луке».
Отгадывание загадок и пословиц по теме.
Беседы об овощах.
План экспериментальной деятельности.
Земля.
Беседа: «Узнаем: какая земля».
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая.)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения».
Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений.
(Один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение».
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
3. Заключительный этап.
• Подведение итогов реализации проекта.
• Сбор урожая.
• Выставка детских рисунков и поделок.
• Презентация ««Лук и чеснок – здоровья залог!»
Таблица наблюдений за ростом лука, чеснока
1. Подготовка грунта к посадке 31.03.2017
2. Посадка 1 .04. 2017
3. Наблюдение за корневой системой 8. 04.2017
4. Наблюдение за появлением «лукового пера» 12.04.2017.
5. Измерение высоты «Лукового пера». Перо лука увеличивается в росте.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети научились сажать лук и чеснок ухаживать за ним.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука и чеснока, отметили его роль как лекарственного сырья.
Дети познакомились с художественной литературой о луке, чесноке : поговорки, стихи, загадки.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука и чесноке в комнатных условиях.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
У детей расширился словарный запас: шейка луковицы, сухие чешуйки, мясистые чешуйки, донце, пятка с корешками.
Благодаря проведенной работе, наши дети научились сравнивать, анализировать, делать вывод.
Родители приняли активное участие в проекте «Лук и чеснок – здоровья залог!»
Критерии оценки эффективности реализации проекта : анкетирование родителей и детей.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать: потеря интереса и желания детей.
Способы коррекции негативных последствий:
создание предметно – развивающей среды на подоконнике, поддержка детей с целью разрешения возникающих вопросов над проектом.
Список используемой литературы
1. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М. : Педагогическое общество России, 2008
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2001
5. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001