Любовь Лаврова
Информационно-творческий проект «Здоровое питание — залог здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. Мы начинаем задумываться о своем физическом и духовном здоровье, когда наш организм не справляется с теми стрессами, которые окружают нас на каждом шагу. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы.
Публикация «Информационно-творческий проект „Здоровое питание — залог здоровья“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Беседы с родителями и с детьми не всегда давали желаемый результат. В связи с этим был разработан проект «Здоровое питание – залог здоровья», целью которого стало формирование у родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания детей [1].
Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями. Так как семья и детский сад - два берега одной реки, два важных института социализации детей.
Цель проекта :
формирование у детей и родителей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания и здорового образа жизни.
Задачи проекта :
1. Сформировать у детей и родителей позитивное отношение к здоровому питанию.
2. Расширить знания детей и родителей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты [2].
3. Формировать у детей и родителей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия, укреплению взаимоотношений между родителями и детьми в процессе выполнения семейных творческих заданий [3].
Тип проекта : информационно-творческий.
Формы реализации проекта : образовательные ситуации, экспериментальная деятельность, творческие занятия, познавательные беседы, игры-викторины, экскурсии, сотрудничество с родителями.
Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, повара, медсестра.
Сроки реализации: среднесрочный.
Итоги проекта
Газета о здоровом питании, коллаж «полезно-вредно», книжки-самоделки, конкурс рисунков «Витамины», игра-викторина с родителями
Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятий «здоровьесбережение», здоровый образ жизни.
2. Обогащение детей и родителей знаниями о здоровом питании.
3. Использование полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
4. Повышение семейных ценностей и статуса семьи
Этапы работы над проектом :
1 этап - подготовительный
ознакомление детей и родителей с проблемой, постановка цели и задач;
подбор наглядно-дидактической литературы, консультация для родителей, разработка занятий, подбор пособий.
2 этап - основной
различные виды занятий;
игры;
работа с родителями;
самостоятельная деятельность детей.
3 этап - заключительный
продуктивная деятельность - коллаж творческих работ;
книжки-самоделки;
игры-викторины.
Реализация проекта
Мероприятия по реализации проекта включали в себя два направления работы: с родителями и с детьми, по обоим направлениям мы работали одновременно.
1 этап
Прежде, чем начать работу с родителями по реализации проекта, мы провели анкетирование родителей «Что такое здоровый образ жизни - ЗОЖ». Анкетирование показало низкий процент знаний родителей о здоровом питании [5]. Мы продумали разнообразные формы работы с родителями по решению данной проблемы. В начале проекта мы провели родительское собрание в нетрадиционной форме «Экспериментальная площадка здорового питания». Где родители через экспериментирование учились делать сами выводы. Встречу с родителями мы начали с притчи:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая! А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Так мы обратили внимание родителей, что - «Здоровье ребёнка в Ваших руках! Вам необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!»
Вывод встречи родителями:
Всем нам нужно научиться выполнять главное правило здорового питания : «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я».
Родители активно откликнулись на участие в совместном проекте.
Составили план действий, разработали структуру проекта.
Структура проекта
Постановка проблемы, поиск решений, составление плана действий, реализация плана, подведение итогов, презентация продукта проекта. Параллельно проведение работы с детьми.
Постановка проблемы
Это самый сложный и ответственный этап проекта, ведь он должен вызвать интерес, который заставит ребёнка действовать активно. Нужно выбрать героя, который вызовет сочувствие, будет интересен детям. Мы остановились на Карлсоне, он приходит к нам на каждый день рождения играть, «поздравлять и угощаться сладостями». Дети радостно ожидали Карлсона, планировали, в какие игры смогут поиграть с ним. Но ожидание сменилось удивлением и огорчением: гость сказал, что не сможет играть, так как у него болит живот. Во время беседы Карлсона с детьми выяснилось, отчего это случилось. В результате дети сами пришли к выводу, что их гость неправильно питался и потому заболел.
Поиск решений
Дети проникнувшись сочувствием к Карлсону, решили ему помочь - объяснить, как нужно правильно питаться. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети сделали вывод : чтобы объяснить что-либо другому и научить его, нужно самому много знать. Вместе составили план действий.
2 этап
непосредственная образовательная деятельность;
экскурсии на пищеблок;
экспериментальная деятельность «Полезная и вредная еда»;
трудовая деятельность «Посадка лука - забота о витаминах»;
рисование на тему: «Эти полезные фрукты»;
аппликация - совместная работа изготовление коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов для правильного и неправильного питания;
беседы на тему: «Для чего мы едим», «Из чего состоит наша пища»;
познавательное развитие: «Как приготовить винегрет»;
режимные моменты: пословицы и поговорки о еде, загадывание и отгадывание загадок;
«Поляна здоровья» - закрепление знания о здоровом образе жизни, создание «дерева здоровья» и «дерева болезней».
Дидактические игры:
«Буквенная неразбериха» - народная мудрость о еде;
«Узнай по описанию»;
«Пирамида питания»;
«Витаминная путаница»;
«Узнай по запаху» - целебные травы.
Подвижные игры:
«Съедобное-несъедобное»;
«Полезно-вредно».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин продуктов».
Работа с родителями:
анкетирование;
консультации;
оставление витаминного меню родителями с детьми в сезон гриппа и ОРВИ;
совместные экскурсии с родителями в библиотеку;
составление рассказов с рисунками для книжки- самоделки «Азбука витаминов»;
создание кулинарной книги рецептов «Мое любимое блюдо».
3 этап заключительный - готовые продукты
Продукты проектной деятельности :
Оформление альбома «Полезные и вредные продукты»;
Фотогазеты «Живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»;
Выставка детских рисунков по теме: «В царстве полезных и вредных продуктов»;
Фото-коллаж «Мы за здоровый образ жизни»;
Буклеты «Наше меню»;
Памятки родителям «Здоровое питание»;
Информационные папки «Полезные витамины»;
Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению книги рецептов «Кулинарная книга группы «Пчёлка»;
Методические разработки сценариев занятий и тематических дней;
Создание мультимедийной презентации «По дороге к доброму здоровью»;
Создание сборника «Копилка загадок»;
Оформление города здорового образа жизни «Здоровей-ка», «Поляна здоровья»;
Участие в районных и областных мероприятиях в рамках проекта «Живи долго»;
Совместные игры с детьми и родителями.
Итоговое мероприятие:
Игра-викторина с родителями «Знатоки правильного питания» - закрепление знаний детей и родителей по формированию представлений о ЗОЖ и здоровом питании.
Игра-викторина с родителями прошла в рамках межведомственного областного проекта «Живи долго».
Результат проекта :
Сложилось взаимовыгодное сотрудничество в модели «Сотрудники детского сада – родители – дети»
Родители:
По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема здорового питания детей заинтересовала наших родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания.
Большинство родителей уверены, что проект повлиял на гастрономические пристрастия детей (они стали есть меньше сладкого и охотнее овощные блюда, отказываются от газировки, выражают желание участвовать в приготовлении блюд вместе с мамой).
Родители признались, что участие в проекте заставило пересмотреть свои взгляды на организацию семейного питания.
Многие семьи ввели в своё меню новые блюда из овощей и молочных продуктов (попросили рецепты детсадовских блюд - творожная запеканка, ленивые вареники.)
Родители приняли решение отказаться от посещения ресторанов быстрого питания.
У многих семей появились новые традиции, связанные с питанием.
Полноценное проживание проекта невозможно без тесного контакта с родителями. Это помогло не только собрать большой методический и игровой материал, но и привлечь родителей к активному участию в различных других мероприятиях города и района.
Дети:
У детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков.
Изменение отношений детей к выбору блюд (дети стали охотнее есть молочные и овощные блюда).
Дети научились узнавать овощи и фрукты при помощи анализаторов (на вкус и запах).
Дети умеют применять элементарные правила сервировки стола во время дежурства.
Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с семьей.
Сознавая значимость работы по привлечению родителей к воспитанию здорового образа жизни их детей, мы будем продолжать данное направление деятельности и в дальнейшей своей работе.
Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!”
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять [8].
Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!
Список литературы
1. Виноградова Н. А, Панкова Е. П. “Образовательные проекты в детском саду”, М., 2008 г.
2. Голицына Н. С., Шумова И. М. “Воспитание основ здорового образа жизни у малышей”, М., 2008 г.
3. “Здоровьесберегающее пространство в ДОУ” (проектирование, тренинги, занятия, составитель Н. И. Крылова. Волгоград, 2009г.
4. “Проектная деятельность старших дошкольников”, составитель В. Н. Журавлева, Волгоград.
5. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, составители: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, М., 2010 г.
6. Воробьёв В. И. Слагаемые здоровья. – М., 1987.
7. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – М., 2001
8. Похлёбкин В. П. Уроки здоровья. – М., 2000.
9. Добротин Д. Настоящая химия для мальчиков и девочек. - М. :Интеллект-центр, 2009