Гуркина Татьяна
Проект «Логическое мышление детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Группа детей, с которыми я работаю, показала контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым уделяется больше внимания со стороны взрослых в семьях. Такие дети, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
Публикация «Проект „Логическое мышление детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре, большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
Проблема
Как создать систему работы по развитию элементов логического мышления у детей 4-5 лет.
Цель проекта.
Создать систему работы по развитию у детей :
- умственных способностей;
- высокой познавательной мотивации;
-свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
-чувство собственного достоинства и способность уважать других.
Задачи проекта
2. Провести мониторинг мышления детей 4-5 лет.
3. Подготовить систему игр по развитию элементов логического мышления.
4. Создать мультимедийные материалы по данной проблеме.
5. Разработать модель взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты
1. Усвоение детьми приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определенной последовательности некоторых событий (семя-росток-цветок и др.)
2. Выработка устойчивого интереса к развивающим играм.
3. Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
4. Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)
5. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
Формы работы с детьми:
Задачи Способ реализации сроки
Определить уровень логического мышления детей - диагностирование Банк диагностических методик «Мышление детей 4-5 лет» Сен-
тябрь
Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, развивать способности самоконтроля «Бим и Бом в гостях у гнома» сентябрь
Учить решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации. Учить понимать поставленную задачу и решать ее. Формировать навык самоконтроли и самооценки
«Поможем Буратино» сентябрь
Учить решать логические задачи. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей «Найти закономерность»
«Преврати каждый кружок в какое-нибудь необычное изображение» сентябрь
Развивать поисковую активность и интеллектуальные способности. Формировать способности к анализу и синтезу. «Торопись да не ошибись»
«Путаница»
«Танграм» октябрь
Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность. «клуб находчивых»
«геометрическая таблица» октябрь
Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. «волшебное яблоко»
«найди дорожку» октябрь
Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения. «Найди ошибку»
«кого не хватает»
«что лишнее»
«мастерская ковров» ноябрь
Развивать мышление детей путем классификации предметов по разным признакам. Развивать гибкость и оригинальность мышления. КВН внутри группы ноябрь
Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной. Интеллектуальные игры: «четвертый лишний»,
«Веселые соседи», «торопись да не ошибись», «нарисуй следующую фигуру» ноябрь
Повторение и закрепление знаний и умений детей Использование интеллектуальных игр во всех видах деятельности ноябрь
Самостоятельная деятельность
Задачи Способы реализации сроки
Закрепление и применение полученных знаний Экспериментирования
В течении проекта
Контролировать активность детей Различные подвижные и настольные игры детей
Расширить кругозор. Повышение умственной активности детей Рассматривание книг, пособий, картин
Закрепление и применение полученных знаний Работа в рабочих тетрадях по развитию мышления детей
Закрепление и применение полученных знаний Игры детей между собой
Система работы
1. Классификация игр.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.
Разделила их следующим образом:
1. Предметные: - дидактические (настольно - печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.
- игры на развитие пространственного воображения:
2. Словесные: - загадки,
- игры на развитие воображения
3. Пальчиковые игры:
3. Организация самостоятельной деятельности.
Настольно/печатные дидактические игры;
· Загадки (на закрепление изученной ранее темы)
· Мозаика;
· Шнуровка;
· Игры с пересыпным материалом.
- дидактические игры
- Игры в экспериментальном уголке
- работа со строительным материалом (по схеме и без);
- работа со счетными палочками.
- кубики «Сложи узор», «Уникуб».
- игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);
- внесение новой дидактической игры (развивающей)
- работа со строительным материалом (со схемой и без);
- работа со счетными палочками.
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3 - 5 человек) и в парах.
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)
5. Простейшие умозаключения (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция) :
6. Задания на установление логических связей :
Оценка выполнения
Не может подобрать ни одной пары. 0
Правильно подобрал одну пару. 1
Правильно подобрал две пары. 2
Правильно подобрал 4 пары. …3