Ольга Ильичева
Консультация-практикум для воспитателей «Латеральное мышление, методы и упражнения для его развития у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа № 2053
Дошкольное отделение на ул. Сочинская
Консультация-практикум для воспитателей
в рамках очередного методического семинара
«Латеральное мышление, методы и упражнения для его развития у детей»
Воспитатель : Ильичева О. В.
Москва 2019 г.
Публикация «Консультация-практикум для воспитателей „Латеральное мышление, методы и упражнения для его развития у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Латеральное мышление (лат. lateralis — боковой) — это способность думать нешаблонно, используя максимальное количество подходов к вопросу, которые зачастую игнорируются нашим логическим мышлением, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента». Автор почти полусотни книг, переведенных на 35 языков. Самой важной из них сам он считает «Я прав — вы заблуждаетесь», а самой популярной является «Шесть шляп мышления».
Начнем с того, что нейронные сети нашего мозга постоянно укладывают всю поступающую информацию в паттерны. Эти паттерны, то есть наш опыт, облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений, потому что вся входящая информация, имеющая сходство с существующим паттерном, воспринимается как существующий паттерн. А с возрастом паттерны становятся все более глубокими и, грубо говоря, прочными, так что нам становится все сложнее и сложнее действовать (и придумывать) вне их рамок.
Мы часто бываем инертными, особенно в том, что касается способов мыслить, предлагать идеи и решения. Нам страшно заступить на незнакомую территорию, озвучить пришедшую в голову сумасшедшую мысль — а вдруг станем посмешищем? Куда безопаснее оставаться в привычном мирке шаблонов и схем.
В таком подходе нет ничего плохого, только сложившийся в нашей голове паттерн (схема, образ) мышления не всегда оптимальный. Складывается он под влиянием других паттернов, а также точек зрения, принятых обществом в целом и нашим окружением в частности. К тому же прямая дорога иногда заводит в тупик — тут может пригодиться умение искать обходные пути и смотреть на проблему под новым углом.
Сравним его с традиционным логическим. В противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели — оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс инсайт плюс… юмор. Он парадоксален, но эффективен. Не напоминает ли вам это технику «мозгового штурма»? Она построена именно на латеральном подходе. В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э. де Боно — вертикальное, латеральное — боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое — развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его — невозможно, да и не нужно.
Цитата: "В другой раз в попытках подобрать сетку для удаления пены в пузырьковом оксигенаторе я собрал следующую коллекцию предметов : щетка для мытья, мочалка для посуды, пластмассовая решетка для цветочного горшка, бигуди, кружевные трусы и, наконец, нейлоновые чулки, в последний момент позаимствованные у секретарши. Лучше всего подошла мочалка для посуды"
Творческое мышление — это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое — и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.
МЕТОД 1
6 шляп мышления
Вряд ли нужно объяснять, что такое мозговой штурм. Но знаете ли вы, что в большинстве случаев штурмы проходят неправильно? Типичный сценарий: кто-то генерит идеи, а кто-то безжалостно рубит их на корню. Обсуждение заходит в тупик, все расходятся, недовольные друг другом.
Что делать? Использовать 6 шляп мышления :
• Белая — информационная: чем располагаем, чего не хватает.
• Зеленая — творческая: генерация идей и поиск альтернатив.
• Красная — эмоциональная: чувства, связанные с выдвинутой идеей.
• Желтая — оптимистическая: преимущества идеи.
• Черная — критическая: проверка идеи на прочность, возможные трудности в реализации.
• Синяя — организационная: чего удалось достичь и каковы дальнейшие шаги.
В начале встречи можно дать каждому из сотрудников тот или иной «головной убор» и попросить не выходить за рамки полномочий: например, Белая шляпа отвечает только за факты и не вправе критиковать. В ходе штурма можно меняться шляпами, чтобы все участники по очереди выступили в каждой роли. Такой подход научит «ворчунов» смотреть на чужие идеи под новым углом и сделает встречу более конструктивной. Пользоваться шляпами можно и в одиночку, поочередно надевая их на себя и рассматривая вопрос с разных сторон.
МЕТОД 2
Синектический штурм
Синектика — это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:
• Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?
• Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)
• Обобщающая: описание задачи двумя словами.
• Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?
По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.
МЕТОД 3
Случайное слово
Еще один прием, который полезно применять на мозговых штурмах, когда обсуждение буксует, а решение так и не найдено. Попросите участников назвать по одному случайному слову и попробуйте связать его с темой вашего обсуждения. На пути от абстрактного слова к вашей задаче наверняка появятся новые мысли, идеи и аналогии. Хорош метод и тогда, когда непонятно, как приступить к задаче. Пользоваться им можно и в одиночку, выписывая слова и ассоциации на бумаге.
МЕТОД 4
Выход за рамки
Любая задача, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, ограничена рамками бюджета, времени или других ресурсов. Именно к этому часто апеллируют критики идей: «Но нам выделено на проект всего…», «А кто будет это делать? У меня все люди заняты!». Но даже если отменить или пересмотреть рамки не всегда возможно, никто не мешает мысли вырваться за их пределы. Так вы сможете расширить круг идей, и наверняка хотя бы некоторые из них удастся потом реализовать.
Конечно, чтобы начать развивать латеральное мышление, потребуется определенное мужество сделать первый шаг и, быть может, оказаться смешным. Но, как пишет Эдвард де Боно: «Мышление — это не только решение сложных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над простыми задачами, к которым можете легко найти ответ. Таким образом, вы разовьете в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие».
Упражнения для развития латерального мышления
1. Игра в «Данетки» : ведущий описывает необычную ситуацию, а игроки должны в ней разобраться, задавая уточняющие вопросы, на которые можно однозначно ответить только «да» или «нет».
Пример: «16 музыкантов духового оркестра играют перед зрителями, но их никто не слушает. Почему?» ( Ответ: потому что играют они в баскетбол.) Вопросы для игры можно найти в интернете или купить набор карточек.
2. Логические загадки и головоломки, например: «Каких камней не бывает в реке?», «Как бросить яйцо, чтобы оно пролетело три метра и не разбилось?», «На какой вопрос нельзя ответить «да»?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?».
Для взрослого человека такое занятие несолидно? Играйте вместе с детьми — Эдвард де Боно считает, что латеральному мышлению нужно учить в школах, и некоторые учебные заведения на Западе поддерживают его идею.
3. Придумать максимум новых вариантов, например, применения сдутого футбольного мяча, колокольчика или торшера. Отличная идея для вечера в кругу семьи и для мыслительной разминки перед совещанием.
Освоили способы попроще? Переходим к основным методам латерального мышления.
4. Метод Дельфи. При этом проводятся опросы, интервью, мозговые штурмы. Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.
5. Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение : найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
6. Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т. д.
Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:
1. Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
2. Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
3. Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.
Мы с вами сейчас превратимся ненадолго в детей и поиграем. Упражнения для развития латерального мышления у дошкольников.
1. «Составь рассказ по серии предметных картинок». Картинки расположены в произвольном порядке. После этого порядок картинок поменять и предложить то же задание.
2. «Составь рассказ по серии сюжетных картинок». Аналогично первому.
3. «Метод альтернативных картин». Предлагается сюжетная картина или фотография наполовину закрытая. Вопрос: Как вы думаете, что изображено на картине (фотографии?
4. «Решение проблемных ситуаций». Предложить как можно большее количество вариантов решения ситуации. Например: а) Буратино хочет открыть дверцу в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет? б) В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?