Приложение МААМ

Логическое мышление детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок

Елена М
Логическое мышление детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок
▼ Скачать + Заказать документы

Логическое мышление детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок «Геометрия».

СТРУКТУРА

образовательного проекта по самообразованию

1. Актуальность и обоснование выбора обр. проекта.

Современное общество, предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества.

Публикация «Логическое мышление детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок» размещена в разделах

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует также культурному и интеллектуальному развитию личности. На каждом возрастном этапе создается как бы определенный этап, на котором формируется психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. В школе учиться станет легче, в значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А. А. Столяр).

• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).

• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б. П. Никитин, З. А. Михайлова, В. Г. Гоголева).

• Игры с блоками Дьенеша.

• Игры с цветными палочками Кюизенера.

• Игры Воскобовича

• Игры-головоломки

• Виктор Кайе с технологией «Соты Кайе».

Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Поэтому в свою работу по развитию логического мышления я стала включать технологии и методики : игры-лабиринты, игры на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм и Волшебный квадрат, а также логико-математические игры и пособия, заимствованные из сети интернет и изготовленные мною и родителями из подручного материала. Привлекла свое внимание развивающая пирамидка «Геометрия», в процессе которой у малыша интенсивно развивается мелкая моторика, тактильные навыки, ловкость рук и внимательность. Ребенок начинает самостоятельно выполнять задания, считать, определять цвета, различать геометрические формы.

Неординарная по своей форме пирамидка состоит из множества различных геометрических фигур, подставки и карточек с заданиями. Игрушка выполнена из высококачественной экологически чистой древесины - береза, бук, липа.

Задача ребенка - собрать на палочку фигуры так, как показано на рисунке. В наборе 10 игровых карточек и шнурок, с ним все становится еще сложнее, но возможностей гораздо больше. Главное - фантазировать, пробовать. Непростые задачки с рисунков, которые нужно повторить, развивают внимательность, усидчивость и настойчивость в характере малыша. Ко всему прочему тренируется координация движений.

Вся сложность в том, что детали абсолютно разные по своей форме и цвету. Каждая из них с маленьким забавным орнаментом сбоку, что еще больше привлекает пытливый ум ребенка. Шарики, кубики, полукруги и прочие формы этого набора колоссально помогают развить моторику рук. Всего их в наборе 22 штуки.

Ребенок может подбрасывать, пробовать на вкус, катать и бросать фигуры - познавать мир в увлекательном занятии. В зависимости от задачи, можно также научиться считать или различать цвета и формы.

Благодаря использованию игровых и развивающих логико-математических игр и технологий, процесс обучения младших дошкольников пройдет в доступной и привлекательной форме.

2. Цели и задачи проекта.

Цель: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок «Геометрия».

Задачи:

Дети: сформировать представления о геометрических фигурах; на элементарном уровне овладеть некоторыми приемами логического мышления посредством логико-математических игр.

Родители: познакомить с методикой и разнообразием развивающих игр направленных на развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Педагоги: разработать методические рекомендации по работе с логико-математическими играми и развивающими пирамидками «Геометрия», способствующих развитию у дошкольников логического мышления.

РППС: пополнить игротеку группы играми - лабиринтами, логическими настольными играми, пирамидками «Геометрия».

3. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта).

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного логико -математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективным является занимательная математическая деятельность.

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

Этапы работы:

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь

2 этап – основной (формирующий) - октябрь – апрель

3 этап – заключительный (контрольный) – май

Начальный этап предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, с целью изучения уровня развития логического мышления детей. Диагностическая методика по проблеме «математические способности детей» по программе «Детство» под редакцией Логиновой В. И., а также проведение анкетирования с родителями «Развитие логического мышления у дошкольников».

Формирующий этап: отбор и моделирование форм работы с детьми, преобразование РППС, апробация авторских разработок, а также создание картотек и алгоритмов для реализации обр. проекта.

На заключительном этапе повторная диагностика, для выявления результативности проведения образовательного проекта.

4. План реализации проекта

срок проведения мероприятия по реализации обр. проекта

(форма, цель, методическое сопровождение)

организация РППС, разработка дидактического обеспечения

организация взаимодействия с детьми организация взаимодействия с родителями организация взаимодействия с коллегами

сентябрь Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет. (Приложение 2).

1. Знакомство детей с пирамидкой «Геометрия».

2. Чтение стихов про краски (Картотека №1).

3. Знакомство с блоками З. Дьенеша. (Картотека №2).

4. Игры с развивающими карточками «Формы и цвета». Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у дошкольников» (Приложение 1)

Индивидуальные консультации. Знакомство с развивающими пирамидками и схемами «Геометрия».

Индивидуальные консультации. Пополнение центра «Познание» раздаточным материалом «Пирамидками Геометрия».

Приобретение развивающих пирамидок «Геометрия», развивающих карточек «Форма и цвета».

октябрь 1. Выкладывание схемы – пирамидки 1.

2. Настольная игра «Найди лишнее».

3. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

4. Игры малой подвижности, направленных на развитие восприятия цвета, формы и величины. (Картотека №3).

5. Знакомство с Танграм и Волшебным квадратом выкладывание изображений (Картотека № 4). Консультации и беседы с родителями на тему «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие мышления детей 3-4 лет»

Индивидуальные консультации Буклеты «Использование развивающих пирамидок Геометрия» для развития логического мышления у детей младшего дошкольного возраста»

Изготовление картотеки «Игры малой подвижности, направленных на развитие восприятия цвета, формы и величины».

Изготовление настольной игры «Найди лишнее».

Изготовление технологических карт «Танграм и Волшебный квадрат».

ноябрь 1. Выкладывание схемы – пирамидки 2.

2. Картинки из Танграм и Волшебного квадрата

(Картотека №4).

3. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

4. Чтение рассказов о цветовой гамме. (Приложение 3).

5. Игры с развивающими карточками «Формы и цвета». Изготовление коллекций книжек - малышек по изученным геометрическим фигурам.

Индивидуальные консультации. Выставка развивающих карточек «Форма и цвет», «Геометрические фигуры».

Индивидуальные консультации. Выставка книжек - малышек «Геометрические фигуры и предметы»

Приобретение развивающих карточек «Форма и цвет», «Геометрические фигуры».

декабрь 1. Выкладывание схемы – пирамидки 3.

2. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

3. Игры малой подвижности, направленных на развитие восприятия цвета, формы и величины (Картотека №3).

4. Аппликация - игра «Укрась елку геометрическими игрушками разных цветов». Буклет «Занимательные игры».

Привлечение родителей к изготовлению раздаточного материала «Пирамидок Геометрия» из флиса.

Индивидуальные консультации. Демонстрация изготовленного раздаточного материала «Пирамидок Геометрия» из флиса.

Индивидуальные консультации. Альбом для рассматривания «Елки наши, лучше всех!»

Фотовыставка «Такие разные пирамидки».

январь 1. Выкладывание схемы – пирамидки 4.

2. Чтение рассказов о цветах. (Приложение 3).

3. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

4. Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?». Изготовление разрезных картинок из 2 – 4, 6 – 8 частей.

Индивидуальные консультации. Демонстрация изготовленных родителями раздаточного материала «Разрезные картинки».

Индивидуальные консультации. Изготовление настольных игр «Чего не стало?» и «Что изменилось?».

Фотовыставка «Цветные блоки».

февраль 1. Выкладывание схемы – пирамидки 5.

2. Картинки из Танграм и Волшебного квадрата

(Картотека №4).

3. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

4. Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек». Познакомить родителей с эффективными методами обучения детей - «день открытых дверей».

Индивидуальные консультации. Демонстрация настольных игр «Чего не стало?» и «Что изменилось?».

Мастер-класс «Логическое мышление детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок «Геометрия». Изготовление игры «Чудесный мешочек».

март 1. Выкладывание схемы – пирамидки 6, 7.

2. Игра на внимание «Найди пару».

3. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

4. Чтение сказок о геометрических фигурах. (Картотека №5). Консультация «Развивающие игры в интеллектуальном развитии детей».

Индивидуальные консультации. Демонстрация настольной игры на внимание «Найди пару».

Индивидуальные консультации. Изготовление игры на внимание «Найди пару».

Изготовление альбома со сказками «Геометрические фигуры».

апрель 1. Выкладывание схемы – пирамидки 8,9.

2. Настольная игра «Веселая логика».

3. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

4. Картинки из Танграм и Волшебного квадрата

(Картотека №4). Информационный стенд «Интеллектуальные игры - как средство развития мышления».

Индивидуальные консультации Демонстрация настольной игры «Веселая логика».

Индивидуальные консультации. Приобретение настольной игры «Веселая логика».

май Повторная диагностика.

1. Выкладывание схемы – пирамидки 10.

2. Игра «Продолжи дорожку».

3. Игры с блоками Дьенеша (Картотека №2).

4. Итоговое мероприятие «Путешествие в страну волшебных фигур». Рекомендации «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

Родительское собрание «Результаты проекта» Демонстрация настольной игры «Продолжи дорожку».

Педсовет «Презентация работы по обр. проекту». Изготовление настольной игры «Продолжи дорожку».

Фотовыставка «Чему мы научились за год».

5. Ожидаемые результаты

У детей : сформированы представления о геометрических фигурах; овладели на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.

У родителей: расширились знания о развивающих логических играх, повысилась педагогическая культура поведения.

У коллег: освоили методику работы с развивающими пирамидками «Геометрия», способствующую развитию у дошкольников логического мышления.

РППС: обогатился центр «Познания» разнообразными играми, картотеками, альбомами, пирамидками на развитие логического мышления.

Для достижения поставленных целей и задач использовалась диагностическая методика для обследования детей 3-4 лет.

Критерии оценки эффективности.

Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла - примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.

Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения.

6. Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшее продолжение проекта возможно через проведение в совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослого игровых ситуаций «Логика».

Выводы:

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

• создана соответствующая РППС (в группе создан центр «Познания», где расположены развивающие игры логического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей младшего дошкольного возраста;

• составлена картотека логико-математических игр, дидактических, развивающих, игр на развитие логического мышления;

• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

При подборе и проведении логико-математических игр учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения и т. д.).

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное.

Логико-математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр и пирамидок «Геометрия» очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические задачи. Все это позволит ребенку в дальнейшем успешнее развиваться.

7. Литература.

- Интернет ресурсы

- З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько «Предматематической игры для детей младшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство Пресс, 2015.

- Валентина Новикова: Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.

- Альбомы «Веселая логика с блоками Дьенеша».

Приложение 1

Анкетирование родителей

«Развитие логического мышления у дошкольников»

Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей логического мышления. Нам очень важно Ваше мнение по данному вопросу. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Знаете ли Вы, что такое «логическое мышление»?

2. Считаете ли Вы, что развитие логических операций необходимо у детей дошкольного возраста?

3. Развиваете ли Вы логику мышления у своего ребёнка (умение анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления?

4. Умеет ли Ваш ребёнок сравнивать предметы, находить общие признаки и различия?

5. Возможно ли развивать логическое мышление у детей в игровой деятельности?

6. Играете ли Вы с ребёнком в игры по развитию логического мышления (анализ, сравнение, синтез, обобщение?

7. Покупаете ли Вы игры и игрушки по развитию логического мышления у ребёнка?

8. Возможно ли развивать мышление детей на занятиях математикой?

9. Считаете ли Вы, что развитием мыслительных операций должны заниматься педагоги детского сада?

10. Считаете ли Вы, что развитием логического мышления должны заниматься родители?

Благодарим за сотрудничество!

Интерпретация:

Ответы «да» оцениваются в 2 балла, ответы «частично (иногда)» -1 балл, «нет» - 0 баллов

Если количество баллов больше 13 баллов – родители отмечают важность развития логического мышления, стимулируют мыслительную активность детей, опираясь на мыслительные операции. Обеспечивают подбор математических игр и других игр по развитию логического мышления ребёнка, как анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.

От 5 до 13 баллов – родители понимают важность стимулирования развития логического мышления ребёнка, но недостаточно уделяют внимания организации логических игр и развивающих игр. Приоритет в формировании логического мышления у дошкольников отдают педагогам детского сада.

Менее 5 баллов – родители не имеют представление о теме анкетирования, не считают важным развитие логического мышления у ребёнка. Не уделяют достаточного внимания организации игр по развитию логического мышления для обучения ребёнка умению сравнивать, обобщать, анализировать предметы и явления.

Приложение 2

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет.

«Цветные коврики»

Восприятие цвета. Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.

Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 х. карточек. Для детей 4 –х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов. 6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.

«Фигуры»

Восприятие формы. Выявление особенностей восприятия формы предмета.

Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора и т. д. Для ребёнка 3-х лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.

Два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Высокий уровень-3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла достигается не с первой попытки.

Низкий уровень – 1 балла - отсутствие самостоятельного решения данной задачи.

«Пирамидка»

Восприятие величины. Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.

Взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная : «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирают, и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку, как было» Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла - примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.

Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения.

Детская пирамидка из 5-7 элементов.

Конструирование по образцу (автор Лаврентьева Т. В.)

Наглядно-действенное мышление. Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

Экспериментатор за ширмой ли листом бумаги создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребё нка: «Построй из своих кубиков точно также».

Высокий уровень - 3 балла - построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.

Средний уровень – 2 балла - экспериментатор строит конструкцию на глазах у ребёнка.

Низкий уровень-1 балл - отсутствие самостоятельного решения.

3 детали строительного материала разной формы (фигуры с основанием - полукруг, треугольник, прямоугольник).

Публикации по теме:

Использование блоков Золтана Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста 2 слайд Представляю презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности на тему: «Использование блоков Золтана Дьенеша.

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Использование блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 Буратино" Ханты - Мансийский автономный округ- Югра город.

Использование блоков Дьенеша как метод развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста Использование инновационных игровых технологий — блоков Дьенеша, как метод развития логико — матем. представлений у детей Дошкольное образование.

Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление у дошкольников» Подготовила: Соловьева Елена Валерьевна Воспитатель МКДОУ д/с № 441 Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление у дошкольников».

Консультация для воспитателей и родителей «Для чего ребенку развивать логическое мышление?» Развитие логического мышления - важная составляющая в образовании ребенка и влияет на дальнейшее воспитание и образование. Родители хотят,.

Презентация «Логическое мышление у детей» Как помочь ребенку развить логическое мышление Конечно, абстрактно-логическое мышление развивать надо. Но не стоит и забывать, что образное.

Логическое мышление — высшая стадия развития мышления! Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный.

Педсовет «Развиваем логическое мышление ребенка-дошкольника» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! 1 слайд Тема нашего педагогического совета «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста». Посмотрите,.

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логическое мышление детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок
Опубликовано: 20 июня 2019 в 08:48
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логическое мышление детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и развивающих пирамидок» (включая файлы) размещена пользователем Елена М (УИ 924008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД