Юлия Буслаева
Проект «Богатыри земли русской» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная характеристика проекта
Авторы проекта:
Воспитатели старшей группы
Проект образовательный, художественно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели старшей группы, дети старшей группы, родители воспитанников.
База реализации проекта: ГБОУ НШ с. Красноармейское с/п детский сад «Огонек».
Возраст детей: дети старшей группы.
Образовательные области: «Художественно – эстетическое разви-тие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Физическое разви-тие», «Социально – коммуникативное развитие», «Музыкальное развитие».
Паспорт проектной работы
Тема: «Богатыри земли русской»
Цель:
Формирование духовности, чувства патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Гипотеза:
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся сол-датами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
Задачи проекта:
формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
познакомить с героями былин, их подвигами, дать представление об оружии, о снаряжении и его использовании;
развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компонен-ты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
знакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;
продолжать формировать представления о здоровом образе жизни;
обогащать слуховой опыт детей при знакомстве со старинными народными инструментами – гусли, трещотка и др., познакомить детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме.
Объект исследования:
Богатыри земли русской.
Методы исследования:
Изучение литературы, беседы, наблюдения, занятия, игры, выставки, консультации, рекомендации.
Ожидаемый результат:
сформирован познавательный интерес к фактам истории Древней Ру-си, к поисковой деятельности;
расширены и закреплены знания детей о богатырях, об их жизни, об их быте, об их оружии;
сформирована мотивация получения знаний из художественной лите-ратуры;
освоены и закреплены способы решения интеллектуальных и коммуникативных задач, адекватных возрасту;
заложены основы нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность;
сформирована мотивация родителей к сотрудничеству с воспитателя-ми и детским садом;
активизированы компоненты диалогической и монологической речи детей.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета, представление проекта.
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской дея-тельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы работы с детьми:
чтение книг;
поиск информации в сети Интернет;
игры: дидактические, сюжетно - ролевые, театрализованные, подвиж-ные;
пальчиковая гимнастика;
лепка, аппликация, рисование;
самостоятельное обдумывание.
Механизм реализации проекта
1 этап – Накопление знаний.
1. Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Как Илья поссо-рился с князем Владимиром», «Садко», «Про прекрасную Василису Ми-кулишну», «Святогор - богатырь» и др.
2. Беседы с детьми: «Древние города России», «Постройки древней Руси», «Богатырские доспехи», «Оружие богатырей», «Подвиги русских богатырей».
3. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Ви-тязь на распутье», И. Репина «Садко в подводном царстве», К. Васильева «Настасья Микулична».
4. Виртуальная экскурсия по Древней Руси.
5. Слушание П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», выступле-ние к опере Римского – Корсакова «Садко».
6. Заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве, отваге, о Родине и ее защитниках.
7. Домашнее задание детям: узнать, принимали ли участие их папы и дедуш-ки в защите Родины и как.
2 этап – творческий.
1. Познавательное занятие «Как наши предки защищали Русь от врагов»
2. Дидактические игры «Герои былин», «Богатыри», «Собери богатыря в дорогу».
3. Конструирование «Старинный город».
4. Лепка «Змей Горыныч».
5. Составление рассказов по картине В. М. Васнецова «Три богатыря», придумывание сказок, составление рассказов «Если бы я был богатырем».
6. Рисование «Богатырь».
7. Сюжетно – ролевые игры: «Три богатыря», «Богатыри охраняют русскую землю»
8. Просмотр мультфильмов по данной теме
9. Подготовка к итоговому занятию «Путешествие в старину».
3 этап – результативный.
1. Выставка детских рисунков и поделок «Богатыри – защитники земли русской».
2. Детский лепет «Как наши папы и деды защищали Родину».
3. Итоговое занятие «Путешествие в старину».
4. Презентация проекта на родительском собрании. Опрос родителей по итогам проекта.
Анализ реализации проекта
В результате реализации проекта была организована выставка детских работ «Богатыри – защитники земли русской», выставка рассказов о том, как папы и деды детей защищали Родину. Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской, в процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями.
Воспитатели познакомили детей с былинами: «Алеша Попович и Туга-рин Змеевич», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Садко», «Про прекрасную Василису Микулишну», «Святогор - богатырь», воспитанники старшей группы выучили пословицы и поговорки о силе, мужестве, отваге, о Родине и ее защитниках. Детьми были прослушаны композиции: П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», выступ-ление к опере Римского – Корсакова «Садко».
Слушая музыкальные произведения, читая художественную литературу и рассматривая репродукции картин художников, у детей развивается эстетический вкус. Во время бесед дети учились высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, используя формы речевого этикета, что является следствием развития связной речи. Накопленные впечатления дети с удовольствием отражали в изобразительной и театрализованной деятельности, что способствовало развитию воображения, творческих способностей.
Очень интересно прошло итоговое занятие в рамках проекта «Путешествие в старину». Детям было предложено отправиться в дорогу дальнюю и оказаться в старине. Гусляр предложил ребятам выполнить различные задания: вспомнить снаряжение богатырское, коня верного, пословицы и поговорки и богатырской силе. В конце путешествия ребята создали коллективную аппликацию «На страже земли русской» и подарили ее гусля-ру.
Данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.
Результативность проекта была отмечена родителями. Их оценка пока-зала, что работа над проектом была интересна и нужна как детям, так и их родителям.
Таким образом, задачи проекта решены, были сделаны выводы, ожидаемые результаты выполнены.
Библиографический список литературы
1. «Развитие речи и творчества дошкольников»(игры, упражнения, кон-спекты занятий, под ред. О. С. Ушаковой, Москва ТЦ "Сфера", 2005;
2. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкин-ской, Москва ТЦ "Сфера", 2006;
3. «Моя Родина – Россия» комплект пособий, Москва «Школьная пресса», 2009г.
4. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва, «Аркти», 2004.
5. Аникин В. П. Мир былин и сказок
6. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986
7. Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984
8. Русский эпос, Ф. М. Селиванов, Москва, «Высшая школа», 1988
9. Русское народное поэтическое творчество», Ю. Г. Круглов, М., «Высшая школа, 1986