аноним
Проект «Лекарственные растения ХМАО-Югры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»
Экологический проект
Тема:«Лекарственные растения ХМАО-Югры»
ЦЕЛЬ: создать максимально эффективные условия для: ознакомления детей с лекарственными растениями ХМАО-Югры, формирования представлений о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Публикация «Проект „Лекарственные растения ХМАО-Югры“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
ЗАДАЧИ:
• формировать предпосылки экологического сознания;
• продолжать формировать у детей представления о здоровом образе жизни;
• уточнить, какие лекарственные растения растут на территории ХМАО-Югра;
• изучить способы сбора лекарственных трав и их применение при различных заболеваниях;
• развивать познавательный интерес детей;
• воспитывать основы безопасности собственной жизнедеятельности;
• привлечь родителей к активной реализации проекта на основе сотрудничества.
Разработала воспитатель Ивлева Л. Н.
п. г. т. Высокий
2015г.
Актуальность
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
На протяжении многих веков бесценные дары природы используются для исцеления от всех болезней. Наши мудрые предки сами составляли рецепты целебных настоев, отваров и передавали их из уст в уста – из поколения в поколение. Многие из этих рецептов, конечно же, затерялись во времени, но достаточно большое их число все же дошло до наших дней. Несмотря на то, что сегодня мы имеем возможность пользоваться всевозможными медицинскими препаратами, природные лекарства также могут оказать нам неоценимую помощь. В природной «аптеке» можно найти средства, действующие как кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, нормализующие работу желудка, печени, почек, сердца, сосудов. Они хороши еще тем, что их грамотное применение требует терпения, сосредоточенности и веры в собственные силы. Человек, решившийся укрепить своё здоровье при помощи лекарственных растений, настраивает себя на нужную волну, благодаря чему включаются резервные возможности организма.
Охрана и укрепление здоровья ребенка всегда были ключевыми целями работы детского сада. В настоящее время эти проблемы звучат наиболее актуально и связаны с состоянием здоровья современных детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей начинается с дошкольного периода, которые в дальнейшем формируются в осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Самая благоприятная пора для этого – лето!
Цель: создать максимально эффективные условия для: ознакомления детей с лекарственными растениями ХМАО-Югры, формирования представлений о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека
Задачи:
• формировать предпосылки экологического сознания;
• Продолжать формировать у детей представления о здоровом образе жизни;
• уточнить, какие лекарственные растения растут на территории нашего округа;
• изучить способы сбора лекарственных трав и их применение при различных заболеваниях.
• развивать познавательный интерес детей;
• воспитывать основы безопасности собственной жизнедеятельности;
• привлечь родителей к активной реализации проекта на основе сотрудничества.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители
Место реализации: территория детского сада.
Вид проекта : информационно – познавательный.
Длительность проекта : долгосрочный (май-сентябрь).
Методы исследования:
• исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: тактильно–мышечная наглядность;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• слушание музыки.
Проблема: отсутствие информации, что одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Принципы реализации проекта :
• принцип креативности, реализация которого предполагает создание условий для творческого развития как родителей, так и педагогов в атмосфере сотрудничества и сотворчества;
• принцип гуманизма предполагает уважительное отношение ко всем участникам реализации проекта;
• принцип сотрудничества ориентирован на тесное взаимодействие между родителями и педагогами ДОУ;
• принцип систематичности и последовательности предполагает получение и усвоение знаний в определенном порядке, системе;
• принцип интеграции позволяет совершенствовать процесс сохранения и развития здоровья, субъектных качеств личности у детей за счет предоставления возможности выбора вида и способа познавательной и творческой деятельности каждому ребенку и развивать у них основы экологического мировоззрения на основе соединения естественнонаучного и гуманитарного знания;
• принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края.
Гипотеза: грамотная организация работы создаё т максимально эффективные условия для: ознакомления детей с лекарственными растениями ХМАО-Югры, формирования представлений о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Основные направления реализации проекта :
• здоровье (беседы, сбор лекарственных растений,
• экологическое воспитание (беседы, презентация, экскурсии, экологические игры,
• речевое развитие (копилка загадок, заучивание стихов о лекарственных растениях, рассказывание о лекарственных растениях,
• игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, словесные игры, коммуникативные игры, настольно-печатные игры, дидактические игры,
• детское экспериментирование (наблюдение за растениями, создание гербария,
• трудовое воспитание (работа в цветнике, огороде,
• художественно – эстетическое развитие (оформление выставки рисунков, аппликаций лекарственных растений, поделок из пластилина)
• сотворчество детей и родителей (сбор лекарственных растений, создание мини - аптеки,
• художественная литература (чтение сказок, рассказов о растениях)
Ожидаемые результаты:
• осознанное, бережное отношение к лекарственным растениям;
• приобретение коммуникативных навыков у дошкольников;
• упрочнение контактов «педагог – дети – родители»;
• накопление бесценного материала по теме: «Лекарственные растения» :
• создание гербария;
• создание картотеки лекарственных растений
• обогащение словаря дошкольников по теме «Лекарственные растения»;
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• обогащение детей новыми знаниями, яркими впечатлениями;
• развитие у воспитанников общекультурных, социально – нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств.
• создание книги «Лекарственные растения ХМАО-Югры»
Структура проекта :
1этап - подготовительный (май)
1. Анкетирование родителей по теме «Сохранение и укрепление здоровья детей с помощью лекарственных растений» (Приложение 1)
Цель: изучить отношение родителей к сохранению и укреплению здоровья детей с помощью лекарственных растений.
2. Беседы с детьми
Цель: изучить начальные представления детей о здоровом образе жизни
3. Определение проблемы
4. Подбор и изучение литературы
5. Составление плана.
2 этап – основной (июнь-август)
Реализация плана (Приложение 2)
3 этап – заключительный (сентябрь)
• презентация книги и гербария «Лекарственные растения ХМАО-Югры»,
• обобщение педагогического опыта по реализации проекта ««Лекарственные растения ХМАО-Югры»
Список литературы:
1. Алябьева. Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. – М. : Просвещение, 2006.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Кравченко И. В., Т. Л. Долгова. Прогулки в детском саду ТЦ «Сфера» Москва 2009
7. Лесная аптека. (Сказочная энциклопедия. лекарственных растений). Издательство «Аквилегия-м», 2009
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.
10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5.
11. Шорыгина Т. А Зелёные сказки. М, 2003