Наталья Конщина
Проект «Легенды и сказки бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Этническое воспитание на современном этапе является весьма актуальным и вызвано необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры.
Культура бурятского народа, как наиболее древняя на Иркутской земле, неотделима от культур всех национальностей, живущих здесь. Идеи добра и торжества справедливости, свойственные бурятскому фольклору, как и фольклорам всех народов мира, перешли в легенды и сказки.
Публикация «Проект „Легенды и сказки бурятского народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Они привлекают ясностью идеи и одновременно своей глубиной, остротой сюжета, образностью языка и подлинным гуманизмом. Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение существенная черта его мировосприятия: вера и торжество добра и справедливости.
Чтобы ребенок вырос носителем культурного наследия и традиций своего народа важно воспитать в нем ценностное отношение к художественной литературе через ознакомление с легендами и сказками.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги - специалисты.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
Задачи проекта:
образовательные:
формировании у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, развитие самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе бурятского фольклора;
обогащение словаря детей понятиями и терминами Бурятского народа;
воспитательные - включают воспитание интереса к художественной литературе бурятского народа, уважения к культурно-историческим ценностям региона, его жителям. А также воспитание уважительного отношения к людям других национальностей, эстетической чувствительности к красоте литературной речи, образности художественного языка, в результате чего формируется эмоциональная и мотивационная сфера дошкольника.
развивающие - заключаются в формировании познавательной активности в постижении замысла произведения, в развитии психических процессов, эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию сказок и легенд бурятского народа.
Работа по ознакомлению детей с бурятским фольклором предполагает следующие результаты:
При ознакомлении с литературными произведениями бурятского народа дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
Принципы реализации проекта
1. Принцип энциклопедичности.
2. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Принцип интеграции
4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
6. Принцип наглядности.
Этапы реализации:
1 этап. Организационно – подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, сбор информации из различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе.
Работа строится по трем направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с воспитателями.
Содержание работы:
- Чтение сказок и легенд («Девочка-луна», «Снег и заяц», «Сказки про Будамшу»)
- Прослушивание записей сказок и легенд и просмотр мультфильмов («Волшебный клад» 1950г, Охотник Федор» 1938 г, «У старости – мудрость» 1991.)
- Тематическая выставка в книжных уголках в группах
- Выставка детских работ в разных видах продуктивной деятельности:
- Рисование «Батюшка – Байкал»
- Пластилинография «Ангара - дочь Байкала»
- Лепка животных по сказкам
- Разучивание песен и танцев бурятского народа
- Беседы по сказкам:
- Обсуждение прослушанных текстов
- Обогащение содержания общения взрослого с ребенком
- Обогащение содержания общения детей со сверстниками
- Развитие образности детской речи
- Экскурсия в краеведческий музей, отдел «Бурятская культура»:
Знакомство с бытом бурят
- Выставка рисунков детей с родителями «Как я отдыхал на Байкале»
- Беседа «Тайга - наша кормилица»
Работа с родителями:
Правильно построенное взаимодействие детского сада с семьей способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Поэтому взаимодействие с родителями предполагает популяризацию педагогических знаний по направлениям:
- домашние чтения и обсуждения по содержанию сказок и легенд бурят;
- знакомство с бытом бурят в путешествиях и экскурсиях;
- посещение театральных постановок по бурятскому эпосу и национальных праздников.
2 этап. Основной
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка рисунков детей с родителями «Сказки и легенды бурят».
2. Организация выставки книг сказок и легенд в библиотеке.
Форма презентации:
1. Оформление выставки - стенда «Сказки и легенды бурятского народа».
2. Викторина «Добро, справедливость и дружба в бурятском эпосе».
3 этап. Заключительный
Отзывы родителей и детей по результатам проекта.