Olga
Проект «Лаборатория любопытных гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Лаборатория любопытных гномов»
Тема: «Вода».
Актуальность: Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Публикация «Проект „Лаборатория любопытных гномов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цель проекта :
• Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности;
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• Развивать у детей представления о природном объекте - воде и воспитывать бережное отношение к ней.
Задачи проекта :
• Расширять представление детей о свойствах воды;
• Учить детей выполнять простейшие опыты с водой;
• Формировать представления о значении воды в жизни человека; обогащать и активизировать словарь детей;
• Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
• Воспитывать бережное отношение к воде;
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для побуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Значимость проекта :
• Вода является основой жизни на Земле.
• Существование человека на планете без чистой воды невозможно и человек активно пользуется водой.
• Благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела.
• Только там, где есть вода, есть жизнь. Нет живого, если нет воды.
• Основным элементом в поддержании жизни человека
Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?
Тип проекта : краткосрочный, практико – экспериментальный.
Участники проекта : воспитанники младшей группы, воспитатель.
Сроки проведения проекта : сентябрь 2020 год - ноябрь 2020 год.
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться : чтение художественной литературы по теме проекта, пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта.
Ожидаемый результат:
1. Стимулирование в ребёнке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
3. Развить познавательные умения через наблюдение.
4. Обогащение словаря, развитие любознательности, интереса к познавательной деятельности.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
6. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?
Реализация проекта :
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях подхода к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.
Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовала 1 раз в неделю по 10 -15 минут.
Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учётом уровня развития познавательных интересов детей.
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить, спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Все опыты проходят с участием игровых персонажей «Любознательные гномы». Это мягкие игрушки - гномики.
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой.
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный» (накопление знаний).
1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
2. Подбор загадок, стихотворений, игр для занятий.
3. Подбор и изучение необходимой литературы;
4. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
5. Составление плана работы и подбор методик.
2-й этап «Основной» (совместная деятельность детей и педагога).
Реализация проекта (сентябрь 2020 – ноябрь 2020 г.).
3-й этап «Заключительный» (результат).
Планирование занятий на период с сентября 2020г. - по ноябрь 2020 г.
Презентация проекта :
Презентация «из жизни детей в детском саду, по познавательно –исследовательской деятельности детей в ДОУ. Во время проекта дети научатся решать проблемные ситуации.
В результате проекта дети научатся :
Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, любознательность.
Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
Активно участвовать в проектной деятельности.
Высказывать предположения об ожидаемом результате.
С помощью взрослого сверять результат с целью.
Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
ВЫВОД:
• В экспериментировании дать детям реальные представления об изученном объекте.
• Проект «Вода» направлен на знакомство детей со свойствами воды, с представлением её как среды обитания, осознанно – правильное отношение к воде.
• В результаты проведё нной работы дети должны знать: Вода в жизни человека играет важную роль. Воду надо беречь
• Сформировать качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремлённость.
• В процессе экспериментирования обогатить память детей, активизировать его мыслительные процессы.
• В экспериментировании вызвать у детей интерес к исследованию неживой природы, стимулировать к получению новых знаний.
• Благодаря проведённым занятиям и беседам произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Перспективный план реализации проекта
«Лаборатория любопытных гномов»
СЕНТЯБРЬ
Опыты 1 - «Узнаем, какая вода»
Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Опыт 2 - «Свойства воды»
Цель: Выявить свойства воды.
Опыт 3 – «Вода – растворитель»
Цель:Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Опыт 4 – «Разноцветная вода»
Цель: Закрепить свойства воды.
ОКТЯБРЬ
Опыт 5 – «Вода – жидкость», «У него нет запаха»
Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
Опыт 6 – «Поплывёт или утонет?»
Цель: Познакомить детей с лёгкими и тяжёлыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Исследовать, как плавают, тонут различные предметы.
Опыт 7 – «Какие предметы держатся на воде?»
Цель: Обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, а другие тонут.
Опыт 8 - «Выжми мочалку»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Дать представления о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой салфеткой.
Опыт 9 – «Почему водичка жидкая течёт?»
Цель: Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет. Вода не имеет формы.
Опыт 10 – «Животворное свойство воды»
Цель: Подвести детей к пониманию о животворном свойстве воды. Вода – это жизнь и ее нужно беречь.
Опыт 11 – «Сквозь сито»
Цель: Познакомить детей с назначением предметов и свойств воды.
Литература
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2005г.
2. Поддьяков А. И. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста» Волгоград: Перемена 1995г.
3. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира» - Владимир, ВОИУУ, 2001г.
4. Рыжова П. «Игры с водой и песком» Обуч., 1997г. - №2.
5. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода», Линка –Пресс, 1997г
ПОТЕШКИ ПРО ВОДУ
Ай, лады – лады –лады Чисто умываемся,
Не боимся мы воды, Деткам улыбаемся
Водичка серебристая
Струится из – под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
«Водичка серебристая,
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
Зачем ты к нам бежала?»
«Через луга росистые
«Чтоб все вы были чистыми,
Я в детский сад бежала.
Чтоб всё вокруг сверкало»
Закатаем рукава,
Открываем кран – вода.
Моем глазки, моем щёчки,
Моем уши и ладошки,
-Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
-Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
В ручейке вода струится Моем руки, моем лица
В речке плещется вода. Мылом, щеткой и водой.
Мы под краном будем мыться, Если ты не любишь мыться,
Без воды мы никуда. Эту песенку не пой.
Знаем, знаем, да – да – да,
Где тут плещется вода.
Выход, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки
По – нем – нож –ку,
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей.
Нам водичка – добрый друг,
Скажут детки все вокруг.
Мы на руки все польём,
-А потом играть пойдём.
Говорим тебе – спасибо,
Ты даёшь ребятам сил.