Людмила Русскина
Проект «Культура и традиции Русского народа»
▼ Скачать
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа им. И. Н. Ульянова «Центр образования»
с. Усолье муниципального района Шигонский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Усолье)
Проект
«Культура и традиции Русского народа»
Усолье 2019г.
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
Публикация «Проект „Культура и традиции Русского народа“» размещена в разделах
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
(Д. С. Лихачёв).
Актуальность проекта.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.
Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего села, не могут различать народные промыслы.
Проблема.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель проекта :
- воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта :
Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;
Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;
Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;
Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;
Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;
Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т. д. ;
Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;
Широкое использование всех видов фольклора;
Повышение родительской компетенции.
Вид проекта : познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2 года)
Участники проекта : дети 3 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Интеграция образовательных областей.
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);
Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);
Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
I. этап реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения
1 Анализ работы по данной проблеме Сентябрь - Октябрь
2 Изучение методических разработок Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. Сентябрь-Октябрь
3 Изучение литературы по данной проблеме.
4 Проведение психолого-педагогической диагностики:
• диагностические задания;
• анкетирование родителей;
• тестовые работы;
• наблюдения;
• опросник детей. Октябрь
5 Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом
II. основной этап.
План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Образовательная область Форма работы Цель деятельности Сроки выполнения Результат
Работа с детьми
Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ
Задачи:
- формировать представление о мире семьи;
- актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;
- развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Познавател - НОД «Я и мое Развивать «Генеал
ьное имя», «Я и моя познавательную огическ
развитие семья», «Моя мама – активность детей ое
лучше всех», «Моя дерево»
семья».
- Беседа на темы:
«Ни кого роднее
мамы и папы в целом
мире нет», «О
родне», «Где и кем
работают твои
родители»,
«Бабушкин портрет».
- Рассматривание
семейных альбомов;
иллюстраций с В течение
изображением
опасных предметов и учебного
ситуаций в быту. года
- Конструирование согласно
«Комната, в которой я календарно
живу». му плану
Социально - НОД «Давайте Углублять
- познакомимся», представления ребенка
коммуникативное развитие «Мой портрет», о себе в прошлом,
«Мужчины и настоящем и будущем.
женщины в семье».
- Дидактические
игры: «Чем можно Формировать
порадовать маму», нравственно –
«Туалетные этические чувства,
принадлежности», эстетическое
«Кому, что нужно для восприятие, любовь к
работы», «Маленькие семье.
помощники».
- Сюжетно-ролевые
игры «Семья», Создание
«Выходной в семье», эмоционального
«Телевидение - комфорта.
интервью о своей
семье».
- Разыгрывание
этюдов
- Решение
проблемных
ситуаций
- Составление
Речевое рассказов о семье Развивать связную
развитие - Чтение речь, интонационную
стихотворений: Я. выразительность
Акима «Моя родня»;
«Кто кому кто?»;
«Мой братишка
Мишка»; «Люблю»;
Е. Григорьевой
«Бабушка»; Э
Успенской «Если бы
я был девчонкой»; Б.
Заходера «Повара»;
Е. Серовой «Папа
дома»; О. Высотской
«Семья».
- Обсуждение
поговорок и
пословиц о семье.
- Игры: «Закончи
предложение»,
«Подбери слово»,
«Вежливые слова».
- Продуктивная
Художеств деятельность: Развивать творчество
енно- рисование «Портрет детей
эстетическ моей семьи»,
ое «Отдыхаем всей
развитие. семьей»;
изготовление
подарков для членов
семьи;
раскрашивание
раскрасок по теме
«Профессии».
2. Слушанье и пение
песен о членах семьи.
- Пальчиковые игры:
Физическо «Дом», «Семья» Развивать
е развитие - Подвижные игры: двигательную
«Мы веселые ребята» активность детей
- Игровые
упражнения «Что
могут сделать умелые
руки»
Задачи: Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА – с. Усолье
- познакомить с историей возникновения села;
- показать значимые места села;
- знакомить с природными зоны села;
- воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь и гордость за свою малую Родину.
Познавател - Беседа на темы: Расширять «Макет села
ьное «История моего села», представления о»
развитие «Мое село – моя малая Родина», родном крае.
«Моя улица» Продолжать знакомить
с
достопримечательност
- Целевая прогулка ями региона, в котором
«Поселок, в котором живут дети.
я живу» В течение
- Рассматривание
иллюстраций, учебного
альбомов на тему: года
«Мое село» согласно
- Экскурсия календарн
«Любимое место в ому плану
селе».
- Презентация
«Путешествие в
прошлое и настоящее
родного села», Развитие общения и
- Экскурсия в
сельскую библиотеку взаимодействия
Социально знакомство с ребенка со взрослыми
- летописью. и сверстниками
коммуника
тивное развитие
Речевое развитие
Художеств
енно-
эстетическ
ое
развитие.
- Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,
- Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте.
- Дидактичесие игры «Улицы села», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди села», «Что изменилось?».
- Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по селу», «Магазины родного села», «Почта», «Строители», «Перекресток»
- Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», «Моя улица»; стихов о поселке, загадок.
- Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
- Составление рассказов о поселке
- Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом»
- Продуктивная
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;
Развитие свободного
общения с взрослыми
и детьми
Развитие интереса к
художественно-
творческой
деятельности.
Развитие двигательной активности
деятельность:
изготовление макета
«Улицы родного села
»; рисование
Физическо «Моя улица», «Наш
детский сад», «Мое село
е развитие «самое,
самое.
- Слушанье песен
- Конструирование
из крупного
строительного
материала «Строим
село»
Пешие прогулки по
селу.
Задачи: Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ
- расширять знания детей о родной стране;
- познакомить детей с многонациональным составом населения России;
- познакомить со столицей России;
- познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар);
- формировать у детей целостное представление о природных зонах России;
- воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Познавател - Беседа на темы: Формирование Альбомы
ьное «Наша Родина - представлений у детей (с
развитие Россия»; «Какие о малой родине и символик
народы живут в Отечестве, ой,
России», представлений о презента
«Государственные социокультурных ции)
символы России», ценностях нашего
«Природа России» народа, об
- Рассказ о отечественных
неофициальных традициях и
символах России праздниках.
(матрешке,
балалайке, самоваре)
- Рассматривание
карты России: «Что
может рассказать
карта о России»; В течение
иллюстраций с
изображением людей учебного
в национальных года
костюмах, блюд согласно
национальных календар
промыслов народов ому плану
России;
- Просмотр слайдов
на тему: «Природные
зоны России»
- Презентация
«Путешествие в
Социально прошлое и настоящее
- главного города
коммуника России», Воспитывать
тивное патриотических и
развитие - НОД «Россия интернациональных
Родина – моя», Наша чувств, любовь к
Родина –Россия, наш Родине.
язык русский»
- Сюжетно-ролевые
игры «Защитники
Родины», «Мы идем
на экскурсию…»,
«Поездка по городу»,
- Беседа о правилах
поведения на улице и
в общественном
месте.
- Дидактичесие игры
«Достопримечательн
ости Москвы», «Что
предмет расскажет о
Речевое себе»
развитие - Ручной труд
изготовление Обогащение
атрибутов для игры обществоведческого
словаря детей.
- НОД Совершенствовать
Рассматривание речь как средство
картины «Богатыри» общения.
- Дидактические
Художеств игры «Военная
енно- техника», «Собери
эстетическ символику»
ое - Чтение Формирование
развитие. стихотворений интереса к
известных писателей эстетической стороне
о Родине. окружающей
- НОД Лепка «действительности.
Русская матрешка»
- Конструирование из
крупного
строительного
Физическо материала
е развитие «Кремлевские
башни»
- Рисование Развитие двигательной
символики России. активности
- Слушанье песен
известных
исполнителей о
Родине
- Спортивный
праздник «Открытие
олимпийских игр»
- Подвижные игры
Тема: РУССКИЙ БЫТ
Задачи:
- формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре;
- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;
- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
- воспитывать патриотические чувства
Познавател - НОД «История Ознакомление детей с Создание
ьное русского быта», жилищем русских мини-
развитие «Русская изба», людей в старину музея
«Горница» представлений о «Русского
- Рассматривание социокультурных быта»;
иллюстраций, ценностях нашего макет
презентаций на темы: народа, об русской
«Старинные отечественных избы
предметы домашнего традициях и
быта», «Традиции праздниках
русского народа»,
Социально «Праздники»
«Жаворонки прилетите-красну весну принесите!» В течение
- - НОД: «Посиделки в Приобщать детей к 2019- 2020
коммуника горнице», «День истокам русской учебного
тивное рождения на Руси», культуры; расширять года
развитие «Что за зернышко знания детей о труде согласно
такое, не простое – крестьянина, календарн
золотое» праздниках ому плану
- Трудовая
деятельность по
изготовлению
атрибутов для
колядования (маски)
- Сюжетно-ролевая
игра «День рождения
Речевое на Руси»
развитие Пополнять
- Чтение литературный багаж
энциклопедий, детей
рассказ воспитателя о
русской избе
- «Вечер загадок»
(загадки о предметах
быта)
Художеств - Чтение пословиц,
енно- поговорок, сказок.
эстетическ Приобщение детей к
ое - Пение народных народному искусству
развитие. мелодий: «Как у
наших у ворот», «Ах
вы, сени», «Ой встала
я ранешенько» и т. д.
- Слушанье русских
народных мелодий
- Конструирование и
украшение русской
избы
- Лепка русского
Физическо быта
е развитие - Развлечение Развитие двигательной
«Масленица» активности
- Игра «Взятие
снежной крепости»
- Русские народные
игры
Работа с семьей
Формы работы Цель Сроки
- Анкетирование родителей на тему: Вовлечь родителей в
«Приобщение детей к истокам воспитательно-
русской культуры». образовательный процесс
- Оформление наглядной через знакомство с культурой 1 раз в месяц
информации для родителей в родного народа.
родительском уголке по устному
народному творчеству. Знакомство родителей с 1 раз в
- Проведение родительских народными календарными квартал
собраний на тему: «Приобщение праздниками, обычаями,
детей к русской культуре и традициями.
декоративно- прикладное
творчество»; «Особенности
нравственного воспитания в
дошкольном возрасте». Развитие собственных
- Беседа за круглым столом: «Роль традиций в совместной
семьи в приобщении детей к творческой деятельности 1 раз в квартал
русской национальной культуре».
- Проведение консультаций для
родителей: «Народные игры»,
«Знакомство детей с русским
народным искусством, ремеслами,
бытом», «Русские народные
праздники», «Из истории русского Согласно
народного костюма», «Русская по плану
народная игрушка» др.
- Участие родителей в экскурсиях и Согласно
целевых прогулок: в библиотеку; календарно-
к известным памятным местам; в тематическому
сельский клуб. плану
- Совместные посиделки с
родителями и детьми: «Я – семья –
род – народ», «Русская народная
песня» (колыбельная, частушки,
«Русский самовар и чаепитие на
Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы).
Участие в подготовке и проведении
праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др.
Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.
Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. Участие в совместной проектной деятельности. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др В течение учебного года
III. заключительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки
выполнения
1 Педагогический мониторинг Выявить уровень сформированности знаний Март 2020
воспитанников о предметах
народного быта, русских
народных праздниках и
традициях, разных видах
народно-прикладного
творчества.
2 Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа : итоговые занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Ой, да матрешки!» в подготовительной группе, по художественно-эстетическому развитию на тему: «Народная кукла-оберег» для детей старшей группы, по речевому развитию «Устное народное творчество. Потешки» для детей первой младшей группы.
Итоговое мероприятие «Жаворонки»
Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа Март 2020
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт. - сост. Е. В. Арсеньева. - Л. : Художник РСФСР, 1983.
2. Картышова Л. В. Русский народный костюм : Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е. Р. Беспаловой – «АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.
7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.
8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М. : ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л. В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.