Бочарникова Светлана
Проект «Куклы наших бабушек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи проекта :
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3. Учить детей и родителей изготавливать кукол своими руками
4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа
5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Публикация «Проект „Куклы наших бабушек“ в старшей группе» размещена в разделах
6. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях
Предполагаемые результаты проекта :
У детей обогащены знания и представления о русских народных традициях.
Развиты патриотические чувства у детей.
В группе детского сада создан мини-музей кукол
Составлен альбом «История куклы»
Вид проекта : Творческий
Участники проекта : воспитатели МБОУ «НШ-Д/С №8», обучающиеся старшей группы МБОУ «НШ-Д/С №8», родители.
Продолжительность проекта : 4 недели
Сроки реализации: январь 2020 год
Итоговое мероприятие: развлечение «Народная игрушка» 31 января 15.30-16.30
Оборудование: русские народные костюм, русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т. п., быт (русская изба, материалы для самостоятельной изобразительной деятельности детей, иллюстрации, альбомы, фотографии с игрушками, детская и методическая литература, мультимедийное оборудование, презентация.
План реализации проекта
№ Направления Задачи Содержание
Подготовительный этап
1. Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей, расширить кругозор детей.
Способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое.
Формировать умение получать информацию из разных источников (книги, презентации, мультфильмы по теме проекта). Подбор русских народных сказок. Подбор разных видов игрушек, от старинных из разных материалов, до современных.
Экскурсия в музей «Русская изба»
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. Формирование мотива к предстоящей деятельности, постановка цели, задач, подбор необходимого материала по теме проекта. Подбор методической и детской литературы. Разработка плана взаимодействия с детьми. Разработка конспектов. Сбор информации о различных видах игрушек, информации истории их происхождения. Подбор фотоматериалов, иллюстраций, стихов, загадок, пальчиковых игр. Изготовление атрибутов, пособий.
3. Подбор познавательной и методической литературы. Методическая литература
Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
А. Греков «Музей игрушки и его основатель»
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
Детская литература
А. Толстой «Буратино»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»
Стихи о матрешке, куклах В. Приходько,
Г. Ладонщиков
М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа
Основной этап
1. Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Активизировать словарь по теме «Игрушка».
Расширять представление детей о разнообразии русского народного декоративно-прикладного искусства. Сообщить исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству. Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).
Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».
Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «День и Ночь»; «Мартинички», «Кувадка».
Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».
Просмотр презентаций «Праздники на Руси»; «Обрядовые куклы»; «Мир кукол наших предков».
2. Социально-коммуникативное развитие (развитие социального и эмоционального интеллекта). Закреплять знания детей о назначении игрушки.
Активизировать и обогащать предметный словарь по теме.
Продолжать развивать связную речь, диалогическую речь.
Закреплять умение составлять связные высказывания-рассуждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться. Развивать творческое воображение.
Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
Развивать моторику пальчиков рук.
Воспитывать самостоятельность. Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья», «Дом»; «У бабушки в гостях».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».
Презентация: «Как жили люди на Руси». «Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».
3. Речевое развитие (понимание на слух текстов различных жанров детской литературы). Чтение художественной литературы. Систематизировать знания детей о различных видах игрушек.
Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны.
Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке
Способствовать развитию творческих способностей, памяти, внимания.
Развивать любовь к книге, художественной литературе.
Обогащать словарный запас детей. Рассматривание иллюстраций «Русская изба».
Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».
Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».
Непосредственно образовательная ситуация: «Путешествие в прошлое куклы»; «Куклы наших бабушек»; «Тряпичные куклы обереги».
Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».
Д/ игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?».
4. Физическое развитие (развитие физических качеств). Совершенствовать координационные способности.
Содействовать развитию ловкости, быстроты, внимательности.
Закреплять умение выполнять игровые действия в соответствия с правилами.
Развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов.
Формировать у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других.
Побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях. Подвижные игры: «Ручеек»; «Карусель»;
«Гори, гори, ясно».
5. Художественно-эстетическое развитие Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначение предметов и их строении, а также материалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Рисование «Кукла моей мечты», «Игрушки моей бабушки».
Рисование: «Кукла моей бабушки».
Аппликация: «Украсим кукле фартук».
Лепка: «Игрушки моей бабушки».
Конструирование: «Домик для кукол»; «Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».
Развлечение: «День рождения куклы».
Хороводы: «Как пошли наши подружки»; «С вьюном я хожу».
Русские народные мелодии и песни
«Плясовая»,
«Весёлая русская»,
«Во поле берёзка стояла»,
«Порушка-Пораня»,
«Барыня»,
«Как на тоненький ледок»,
«Во кузнице»,
«Солдатушки, бравы ребятушки».
Русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»
Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ). Оформление выставки детских работ.
Итоговый этап
1. Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Организация выставки детских работ.
Презентация проекта.
Рассказы детей о своей игрушке.
Создание фотоальбома «Игрушки наших бабушек»
Развлечение «Народная игрушка»
Подведение итогов.