Демидович Наталья Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизации звука [Ш]"
Возраст: 5 лет.
Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях
Задачи:
1. Образовательные: уточнить представления о звуке [Ш].
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• учить изменять силу голоса;
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в согласовании существительных с числительными;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.
Оборудование: игрушка мышка Шуша, лукошки с орешками, мелкие игрушки со звуком [Ш], символы звуков (цветовое обозначение, звуковые таблицы, зеркало.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятии мы продолжим работать со звуком [Ш]. Но я пришла не одна (логопед скребет под столом). Кто бы это мог быть?
Загадка:
С длинным хвостиком малышка.
Любит сыр и зёрна … (мышка).
А зовут эту мышку Шуша.
2. Развитие фонематического слуха.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Повтори за мной».
Логопед скребет по столу в определенном ритме, ребенок старается повторить
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Мышке Шуше так интересно на занятии, что она открыла рот. Давай мы тоже откроем рот и выполним упражнения.
Выполнение упражнений: “Чашечка”, “Вкусное варенье”, “Парашют”, “Лошадка”.
4. Произношение изолированного звука [Ш].
Логопед. Шуше понравилось, как ты выполнял упражнения, и она от удовольствия начала шуршать. Давай и мы пошуршим вместе с ней. (Ш – ш – ш).
5. Характеристика звука [Ш].
Логопед. Давай теперь вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. Если ты правильно будешь отвечать на вопросы, Шуша будет шуршать, а если нет – будет сидеть молча.
• Звук [Ш]- согласный или гласный? (согласный);
• Какая преграда у звука [Ш]? (зубки, язык);
• Звонкий или глухой? (глухой);
• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
• Каким цветом обозначаем? (синим).
- Найди на доске символ звука [Ш].
Ребенок показывает цветовое обозначение звука [Ш] (синий квадрат)
6. Автоматизация звука [Ш]в слогах.
Логопед. Шуша довольна твоими ответами и в связи с этим она сочинила слоговую песенку:
«Ша-Шо-Шу-Ши-Шэ». Повторим за Шушей. А теперь в обратную сторону: «Эш-Иш-Уш-Ош-Аш»
Работа над силой голоса.
Логопед. А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если Шуша громко шуршит, то ты поешь песенку еле слышно. Если услышишь тихое шуршание, то ты поешь слоговую песенку громко.
7. Автоматизация звука [Ш] в словах
Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».
Логопед. У Шуши подошло времяобеда и она принесла с собой два лукошка с орешками. Одно для тебя, другое для себя. Посчитай, сколько в одном и другом лукошке орешек?
Ребенок достает из лукошка орешки и считает:
- Один орешек, два орешка …
- В чьем лукошке больше орешек?
8. Физминутка.
Логопед. Шуша немного утомилась. Она немного отдохнет, а мы выполним подвижное упражнение:
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
9. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука [Ш] в словах. Упражнение «Разложи по полочкам».
Логопед. После отдыха пора приняться за дела. У Шуши в норке стоит шкаф, в который она складывает вещи. Но она давно не наводила там порядок. Давай поможем Шуше навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком [Ш] в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком [Ш] в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.
Ребенок определяет место звука [Ш] в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания. (рубашка, шапка, шуба, башмаки
9. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Развитие мелкой моторики. Упражнение с пальчиками «Человечек».
- У Шуши много друзей. Давай их найдём.
Ребенок, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирает игрушку со словами:
- Я шел, шел, шел и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мартышку, мишутку) нашел.
- Как можно назвать одним словом всех друзей мышки Шуши? (звери, животные)
- Звери хотят поиграть с тобой в «Прятки». Посмотри, они спрятались в мешочек (логопед убирает игрушки в мешок).
Развитие зрительной, тактильной памяти. [/b] Упражнение «Кто шумит в мешке?».
Дети на ощупь определяют игрушку и достают её из мешка со словами:
- В мешке шумит …
Развитие зрительного внимания, памяти. Упражнение «Кто шалит в мешке?».
Ребенок закрывает глаза. Логопед убирает в мешок несколько игрушек. Открыв глаза, ребенок должен определить, каких игрушек не стало:
- В мешке шалит …
10. Итог занятия.
Логопед. Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?
В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?
Что было трудным для тебя?
11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед. Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [Ш].
Мышке Шуше понравилось с тобой играть, поэтому она решила прийти и на следующие занятия.