Шевченко Елена
Проект «Кубань — земля родная!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Кубань — земля родная».
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: старший воспитатель МДБОУ «Детский сад №34»
Шевченко Е. Ю.
Пояснительная записка
Край родной Кубанский-
Родина моя,
В этом крае выросла
Вся моя семья.
(Ян Гришин)
Публикация «Проект „Кубань — земля родная!“» размещена в разделах
Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций.
На основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, мною выявлены следующие проблемы:
- дети имеют поверхностные знания о родной станице Староджерелиевской, Краснодарском крае, о Родине в целом;
- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Мы живём и работаем в станице, расположенной в северной части Краснодарского края. Наш Кубанский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные народы.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родной станице, городе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.
Тема проекта : «Кубань – земля родная».
Вид проекта : духовно-нравственный, познавательный
Цель проекта : воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
- формировать знания детей о родной станице, крае, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани.
- познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
- дать представление о возникновении станиц и хуторов;
- совершенствовать знания о своей родной станице;
- воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине;
- воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов;
- формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения;
- воспитать в детях черты гражданина своего Отечества;
- активизировать и обогащать словарь старших дошкольников об окружающем мире.
Гипотеза: Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей Родине, природе, приобщать к традициям и культуре, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.
Объект: Процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Сформированные представления о Родине, крае,
станице Староджерелиевской.
2. Общее представление о территории Краснодарского края.
3. Знакомство с ландшафтом края, городами, достопримечательностями.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие навыка социального общения со взрослыми.
6. Повышение гражданской позиции участников проекта.
Родители:
1. Дети и родители станут активными участниками в выставках,
конкурсах, досугах и развлечениях.
Педагоги:
1. Педагоги и родители пополнят знания о традициях,
народно – прикладном искусстве, народных костюмах,
стории родного края.
Участники проекта : дошкольники средней, старшей,
подготовительной группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта : долгосрочный,
(01.09.2019 по 31.05.2020 год)
Условия реализации проекта :
Ознакомление дошкольников с родной станицей, краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей основной образовательной программы дошкольного образования, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни станицы, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родной станицы, (выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству родной станицы, охране природы и т. д.).
Привлечение детей к участию в праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День станицы, День Матери-Казачки, День урожая, День защиты детей, Масленица, праздник Светлой Пасхи и др.). Создание такой предметно-пространственной развивающей среды в группе и на участке, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (кубанский уголок в группе, «Мини-музей Кубанского казачьего быта» в ДОУ, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
Организация работы с родителями под девизом: их знания и
любовь к Кубани должны передаваться детям.
Использованные ресурсы:
Интерактивная доска
Ноутбук Lenovo
Мощный мультимедийный проектор
Мультимедийная установка
Фотоаппарат
Музыкальный центр Panasonic
Мультимедиаресурсы
- видеофрагменты: «Фильм о Красноармейском районе»
(«Откуда хлеб пришел», видеофрагмент «Откуда берется молоко».
- презентации: «Путешествие в прошлое нашей станицы»,
«Моя малая Родина - Кубань!»
- фотографии людей, прославивших кубанскую землю
Этапы реализации проекта
Данный проект реализовывался в совместной деятельности воспитателя с детьми, воспитателя с родителями, самостоятельной деятельности детей. Экскурсии, тематические прогулки проводились в первую половину дня, а беседы, игры, развлечения проходили во второй половине дня, 2 раза в неделю, состоит из следующих тематических блоков:
1. Станица милая моя.
2. Символика Краснодарского края и станицы Староджерелиевская.
3. Культурное наследие Кубани.
4. Природа Краснодарского края.
Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания станицы ребенком за счет рассмотрения улицы, дома с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным краем, должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику Кубани, достойному гражданину своей Родины.
Образовательная деятельность по данному проекту строилась в соответствии с вариативной частью основой образовательной программы дошкольного образования.
Выводы
Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них наблюдательности, выделением сходственных признаков изучаемых предметов и явлений, нахождением черты сходства и отличия, классификации, умению делать обобщения и выводы. В результате внесенных изменений в организацию и содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста значительно расширился кругозор детей, возрождается добрая традиция – передавать игровой опыт прежних поколений.
Литература:
1. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.
2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е «Мы живем в России», М. ООО Издательство Скрипторий, 2007г.
3. Лотышев И. П. Сердечная В. В. «Мой край родной», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2013г.
4. Паскевич Н. Я «Любимый уголок земли», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2005г.
5. Рапушняк В. Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.
6. Степанов В. «Моя Родина – Россия», М. ООО Издательство Фламинго, 2004г.
7. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.