Ольга Дубинина
Проект «Кубань — земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Проект
«Кубань-земля родная»
нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ ДСКВ №25
Дубинина Ольга Анатольевна
г. Ейск, 2020 г.
Введение
Публикация «Проект „Кубань — земля родная“ по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и город имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев. В своей группе на основе анализа индивидуальной работы с детьми и их родителями, мною выявлены следующие проблемы:
- дети имеют поверхностные знания о родном городе Ейске, Краснодарском крае, о Родине в целом;
- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Мы живём и работаем в городе, расположенном на берегу Таганрогского залива, на юге России. Наш Кубанский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные народы.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном, городе, районе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным, но какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, заложить духовные основы средствами традиционной культуры Кубани, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения.
Тема проекта: «Кубань – земля родная».
Вид проекта: нравственно-патриотический, познавательный.
Цель проекта: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
• формировать знания детей о родном городе, крае, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани.
• познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
• дать представление о возникновении городов, станиц и хуторов;
• совершенствовать знания о своём родном городе;
• воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине;
• воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов;
• формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения;
• воспитать в детях черты гражданина своего Отечества;
• активизировать и обогащать словарь старших дошкольников об окружающем мире.
Гипотеза: Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей Родине, природе, приобщать к традициям и культуре, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.
Объект: Процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, воспитатель.
Сроки реализации проекта: долгосрочный, 1год.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Сформированные представления о Родине, крае, городе Ейске.
2. Общее представление о территории Краснодарского края.
3. Знакомство с ландшафтом края, городами, достопримечательностями.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие навыка социального общения со взрослыми.
6. Повышение гражданской позиции участников проекта.
Родители:
Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, досугах и развлечениях.
Педагоги:
Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно – прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края.
Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.
• Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
• Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
• Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
• Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
• Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Условия реализации проекта:
Ознакомление дошкольников с родным городом, краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей основной образовательной программы дошкольного образования, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, (выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству родного города, охране природы и т. д.).
Привлечение детей к участию в районных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День Матери-Казачки, День урожая, День защиты детей, Масленица, праздник Светлой Пасхи и др.). Создание такой предметно-пространственной развивающей среды в группе и на участке, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (кубанский уголок в группе, передвижная выставка «Мини-музей Кубанского казачьего быта», предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Кубани должны передаваться детям.
Использованные ресурсы.
Ноутбук Samsung 590
Мультимедийный проектор Aser X113
Мультимедийная установка Optoma
Фотоаппарат «Samsung», МФУ.
Музыкальный центр Panasonic SA-VK 750
Мультимедиаресурсы:
- видеофрагменты:
- презентации:
- фотографии.
Основные тематические блоки работы педагога с детьми, педагогами, родителями:
1. Мой родной город.
2. Культурное наследие Кубани.
3. Природа Краснодарского края.
Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным краем, должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику Кубани, достойному гражданину своей Родины.
Тематическое планирование
Тематический план работы со старшими дошкольниками
1 Раздел. Мой родной город.
Сроки проведения Содержание мероприятий
Дети Родители Педагоги
сентябрь Беседа: «История возникновения родного города Ейск»
Цель: Дать понятие о рождении города, откуда произошло его название. Консультация:
«Традиционная духовная культура России и Кубани»
Беседа: «Флаг, герб и гимн Ейского района»
Цель: Познакомить детей с символикой Ейского района.
Праздник-развлечение «Хлеб всему голова»
Посещение «Ейского историко-краеведческого музея имени В. В. Самсонова» в парке И. М Поддубного
октябрь Беседа «Улицы родного города» (название и расположение)
Цель: формирование представления о городе как о своей малой Родине. Буклет:
«Происхождение казачества на Кубани» Педагогические чтения:
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: важнейшая задача воспитания – формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
Беседа «Быт кубанской семьи» (рассматривание кукол в кубанских костюмах)
Цель: Дать представление детям о кубанской одежде, одежде казаков.
Проведение кубанских игр «Напои коня», «Передай подкову», «Брыль».
ноябрь Беседа «Знакомство с хатой казака»
Цель: Дать представление детям о жилище-хате, ее интерьере. Консультация:
«Сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры»
Выставка совместного творчества
(из природного материала) «Дары Кубани»
Беседа: «Где работают наши родители»
Цель: Знакомство детей с промышленными объектами, на которых работают родители детей.
Праздник-развлечение «День Матери-Казачки»
декабрь Беседа: «Зима на Кубани»
Цель: прививать любовь к природе родного города
«Зимние православные праздники»
Консультация.
«Взаимосвязь задач духовно-нравственного воспитания с задачами всех образовательных областей»
Выставка совместного творчества «Зимняя сказка»
Кубанская народная игра «Молчан»
Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми.
«Зимние народные развлечения и игры»
2 Раздел. Культурное наследие Кубани.
январь Беседа «Культурное наследие Кубани» Консультация:
«Духовное здоровье дошкольника в семье»
Беседа «Флаг, герб и гимн Краснодарского края»
Цель: Познакомить детей с символикой Краснодарского края.
февраль Беседа «Из бабушкиного сундучка»
Цель: Знакомство детей с народными кубанскими ремеслами – вышивкой. Участие в празднике Масленицы:
«Блинная неделя» Семинар
«Формы работы с родителями
по духовно-нравственному воспитанию»
Беседа «Географическая карта Краснодарского края»
Цель: Знакомство детей с географической картой Краснодарского края
Проведение кубанских игр «Напои коня», «Передай подкову», «Брыль».
Развлечение «Масленица на Кубани».
Цель: Знакомство детей с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народа
март Беседа «История возникновения почты». Экскурсия в почтовое отделение связи.
Цель: Познакомить с работой почтальона. Стенд
«Весенние православные праздники»
Консультация
«Весенний месяцеслов»
Беседа о транспорте «Как сказка стала былью»
Кубанская народная игра «Селезень и утка»
Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми
Развлечение «Кубанские посиделки»
Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани.
3 Раздел. Природа Краснодарского края.
апрель Беседа «Полевые работы кубанских тружеников» Круглый стол
«Традиции семьи в Пасхальное воскресение» Консультация
«Страницы истории»
Целевая прогулка в парк «Кубанская весна»
Цель: Показать красоту Кубанской весны.
Праздник «Светлая Пасха на Кубани»
май «Ни кто не забыт - ни что не забыто» Буклет: «Наши знаменитые земляки»
Консультация: «Знаменитые люди нашего города»
Викторина «Колесо истории»
Цель: Выявить какие знания дети усвоили для себя о своей малой Родине Кубани
Кубанская народная игра «Кошка и мышка»
Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми.
Литература:
1. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.
2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е «Мы живем в России», М. ООО Издательство Скрипторий, 2007г.
3. Лотышев И. П. Сердечная В. В. «Мой край родной», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2013г.
4. Паскевич Н. Я «Любимый уголок земли», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2005г.
5. Рапушняк В. Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.
6. Степанов В. «Моя Родина – Россия», М. ООО Издательство Фламинго, 2004г.
7. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.