Ирина Щелокова
Проект «Краснокнижные животные Брянского региона»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Дети старшего дошкольного возраста не владеют полной информацией об исчезающих видах редких животных, занесённых в Красную книгу Брянской области. С этой целью был создан проект «Краснокнижные животные Брянской области», который позволит обогатить их знания о природе родного края, заставит задуматься о необходимости сохранять и беречь природу!
Актуальность
Публикация «Проект „Краснокнижные животные Брянского региона“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Приобщение детей к экологической культуре (в рамках нравственно-патриотического воспитания) – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжелые последствия, экология родного края, засорение среды обитания – все это, показывает необходимость экологического образования детей в детском саду. Поэтому сейчас главная задача-сохранение живой природы. С этой целью была создана Красная книга-это список редких и исчезающих видов растительного и животного мира. В Брянской области тоже есть своя Красная книга и все жители нашего края должны знать, какие редкие и исчезающие виды растений, животных есть в нашей местности. Наша задача-взять их под охрану как можно раньше, научиться их защищать и охранять.
Продолжительность проекта : среднесрочный ( 3 месяца: сентябрь – ноябрь 2022 года).
Цель: Знакомство детей с Красной книгой, как государственным документом и её значением.
Задачи:
Расширять и систематизировать знания о животном и растительном мире родного края, дать более полные представления о животных и растениях Брянской области и особенностях их приспособления к окружающей среде.
Формировать представления у детей об особо охраняемых природных территориях, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.
Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. Прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
Развивать интерес к родному краю.
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды.
Закрепить умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Формы реализации проекта :
Дата проведения Мероприятие Задачи
сентябрь Беседа:
«По страницам Красной книги Брянской области» Познакомить детей с Красной Книгой Брянской области, как государственным документом. Формировать представление о принципах занесения животных и растений в Красную книгу Брянской области.
Акция «Приготовь страничку для красной книги Брянской области» Вовлечение родителей и детей в создание Красной книги «Животные Брянской области» для детского сада.
НОД (лепка) : Животные Красной книги Брянской области Учить детей лепить животное (из красной книги, используя приемы заглаживание, надавливание, плотное соединение частей.
Беседа
«Правила друзей леса» Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Выставка рисунков: «Берегите природу» Создание условий, необходимых для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, ознакомления детей с правилами поведения в природе.
Сюжетно-ролевые игры: «Юные пожарные», «Лесное путешествие» Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Развивать умение входить в определённый образ. Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, творчество.
Дидактические игры:
«Узнай по описанию», «Назови семью», «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Что будет, если?», «Накорми зверей и птиц», «Назови растения луга», «Назови насекомое», «Зеленая аптека», «Цепи питания», «Что хорошо, а что плохо?» Обобщить знания детей. Закрепить представления об образе жизни животных, птиц и растений, о роли человека в их жизни, о связи с окружающей средой, создании условий для проживания и произрастания животных, птиц, растений.
Чтение сказок: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Хвосты», «Сова», мордовская сказка «Медведь-песельник». Приобщение к художественной культуре, учить анализировать сказки и делать выводы.
Просмотр видеороликов: Заповедник «Брянский лес», «Красная книга», «Экологическая тропа в заповеднике «Брянский лес»» Приобщение к художественной культуре, учить анализировать просмотренный материал и делать выводы. Формирование представления о заповедных местах Родного края. Воспитание экологической культуры.
Чтение пословиц и поговорок о том, что нужно беречь лес, природу, животных, птиц. Воспитывать бережное отношение к природе. Научить любить и охранять природу. Учить анализировать и делать выводы. Пробуждать у детей интерес к малым фольклорным формам.
октябрь Беседа «Как люди спасают редких животных или зачем нужна Красная книга» Дать детям представление о работе в зоопарках и заповедниках по сохранению редких видов животных; понятия «заповедник», «кольцевание птиц», «отлов животных».
НОД (рисование) : «Олень» Учить детей рисовать оленя, передавая его особенности строения тела. Создавать сюжет рисунка, комбинируя изобразительные приемы.
Просмотр мультфильма
«Красная книга»
(мультсериал «Смешарики») Продолжать знакомить с Красной книгой.
Беседа
«Кто такие браконьеры?» Воспитывать бережное отношение к миру природы. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
НОД (аппликация)
«Белая кувшинка» Закреплять умение самостоятельно вырезать и составлять композицию из цветов. Формировать бережное отношение к растениям.
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ветлечебница» Расширить представления о диких животных. Продолжать знакомить с животными, занесенными в Красную книгу Брянской области.
Коми народные подвижные игры: «У медведя во бору.», «Аисты», «Филин и пташки», «Олени» Закрепить знания о животных Брянской области, их повадках, развивать ловкость, быстроту. Пробуждать интерес к народным играм.
Чтение рассказов:
«Куда торопится речка Синарка», М. Сайгин «Нахальная птица», Я. Пинясов «Доктор Тук-Тук»,«Как люди обидели речку» (Н. Рыжова, «Плакала Саша, как лес вырубали…» (Н. А. Некрасов, «Моя Родина»
(М. М. Пришвин,
«Лесные картинки»
(И. С. Соколов-Микитов, «Птенцы – хитрецы»
(Н. И. Сладков,
«Как муравьишка домой спешил» (В. Бианки,
«Кто лес сажает»
(Г. Я. Снегирев). Приобщение к художественной литературе о природе, учить анализировать рассказы и делать выводы. Пробуждать познавательный интерес.
ноябрь Беседа «Особо охраняемые природные территории Брянской области» Познакомить с видовым разнообразием и функционалом особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, памятники природы). Показать роль особо охраняемых природных территорий в природоохранной деятельности.
НОД (рисование)
«Веселая совка» Закрепить особенности строения совы, учить рисовать сову путем штриховки.
Акция
«Принеси в детский сад книгу о природе» Привлечение родителей к созданию условий, способствующих формированию устойчивых представлений об охране природы.
Подвижные природоведческие игры:
«Пчелка и медведи»; «Что за зверь», «На пенечке я сижу»; «На лесной опушке собрались зверюшки». Закрепить повадки животных, учить подражать повадкам животных, их образу жизни.
Подготовка и защита мини – проектов детьми. Совместная деятельность детей и родителей.
Итоговое мероприятие: Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие по заповеднику
«Брянский лес»» Расширить и углубить экологическую культуру и знания о Красной книге Брянской области.
Продукты проектной деятельности :
- Презентация «История создания «Красной книги», «Они на грани исчезновения»(редкие животные Брянской области)
- Создание Красной книги «Животные Брянской области» для группы детского сада
Ожидаемые результаты:
1. Дети больше узнали о жизни животных и растений из «Красной книги России», познакомились с «Красной книгой Брянской области».
2. Поднялся уровень мотивации коллективных достижений у детей.
3. Сформированы основы экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.
4. Вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность.
5. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия для детей 6-7 лет».-Воронеж, 2012.
3. «Маленькие россияне» - подвижные игры, произведения устного народного творчества о насекомых, птицах, животных.
4. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».-Москва, 2005.
5. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа».- Москва, 2006.
6. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
7. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие);
8.. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова – Ростов на/Дону : Феникс, 2010.
9. Интернет – ресурсы.